Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:10, курсовая работа
Описание работы
Предмет исследования - социально-педагогическая работа центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам. Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий: · вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;
Содержание работы
Введение 1. Теоретические основы проблемы работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования 1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков 1.2 Причины трудновоспитуемости подростков 1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками 2. Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками 2.1 Анализ работы центра детского творчества «Темп» 2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками Заключение Библиографический список
Разумеется, девиация – не лучший и не
единственный способ избавиться от чувства
самоуничижения. «Высокое самоуважение»
подростка – преступника нередко проблематично,
в нём много напускного, демонстративного,
в глубине души он не может не измерять
себя общесоциальным масштабом, и рано
или поздно это сказывается. Тем не менее
Девиантное поведение как средство повышения
самоуважения и психологической самозащиты
достаточно эффективно.
Компенсаторные механизмы, посредством
которых подросток «восстанавливает»
подорванное самоуважение, не совсем одинаковы
для той, или иной стороны его «Я». Чувство
своей недостаточной мускулистости может
побудить подростка начать курить и пить,
что повышает его самоуважение как «крепкого
парня». Кроме того, подростковое самоуничижение
снимается девиантным поведением лишь
постольку, поскольку такое поведение
принято в соответствующей субкультуре.
Девиантное поведение вначале всегда
бывает немотивированным. Подросток хочет
соответствовать требованиям общества,
но по каким-то причинам (конституционные
факторы, социальные условия, неумение
правильно определить свои социальные
идентичности и роли, противоречивые ожидания
значимых других, недостаток материальных
ресурсов, плохое овладение нормальными
способами социальной адаптации и преодоления
трудностей) он не может этого сделать.
Это отражается в его самосознании и толкает
на поиск в других направлениях.
Таким образом, девиантные поступки увеличивают
привлекательность совершающего их подростка
для других, которые принимают такой стиль
поведения; совершая антинормативные
поступки, подросток привлекает к себе
внимание. Вместе с тем девиантные поступки
усиливают потребность подростка в социальном
одобрении группы. Наконец, девиантные
действия вызывают отрицательное отношение
к санкции со стороны «нормальных» других,
вплоть до исключения девиантного подростка
из общения с ним. Это способствует активизации
общения подростка с девиантной средой,
уменьшает возможности социального контроля
и способствует дальнейшему усилению
девиантного поведения и склонности к
нему. Для этой ситуации характерно формирование
обратной зависимости между отношениями
подростка в семье и степенью его вовлечённости
в девиантные группы. В результате девиантные
поступки из немотивированных становятся
мотивированными.
1.3 Социально-педагогическая
работа в системе дополнительного
образования с трудными подростками
В настоящее время система дополнительного
образования детей России продолжает
развиваться. Она востребована детьми
всех возрастных категорий. Достаточно
сказать, что за 8 последних лет сеть учреждений
дополнительного образования детей увеличилась
на 3,3%; контингент обучающихся возрос
на 3,2 млн. детей. На сегодняшний день почти
половина жителей Земли моложе 25 лет, из
них около 20 % составляют подростки в возрасте
от 10 до 15 лет. Большую часть сети составляют
дворцы, дома и центры детского и юношеского
творчества, реализующие разнонаправленные
дополнительные образовательные программы,
а также спортивные школы и клубы общей
физической подготовки. За ними следуют
учреждения технической ориентации, эколого-биологической
и туристско-краеведческой направленности.
Свыше 400 учреждений работают по программам
спортивно-технической, военно-патриотической
и военно-технической ориентации. Кроме
творческих объединений по основным направлениям
деятельности, в системе дополнительного
образования России действует более 65
тысяч других учреждений и объединений,
среди них различные клубы по интересам,
объединения учебно-исследовательской
деятельности, музеи, поисковые отряды,
ассоциации юных лидеров и многие другие.
Ситуация с включенностью детей в различные
формы дополнительного образования в
регионах России далеко не одинакова.
Если за точку отсчета взять средний федеральный
показатель процента охвата детей дополнительным
образованием, а именно - 38,7%, то окажется,
что 43 субъекта Российской Федерации превышают
данный процент. Следует отметить, что
в 21 регионе страны практически каждому
второму ребенку предоставлена возможность
систематически заниматься любимым делом.
В настоящее время дополнительное образование
детей развивается по восьми основным
направлениям. Одним из самых массовых
и популярных среди детей и родителей
по-прежнему является художественно-эстетическое
дополнительное образование. Для них открыты
двери 3,5 тысячи учреждений дополнительного
образования художественно-эстетической
ориентации. Это центры народных промыслов,
творческие мастерские, студии. Данными
видами ДО занято около 220 тыс. детей.
Следует также отметить, что в сфере физической
культуры и спорта постепенно происходит
переориентация образовательных учреждений
на массовое вовлечение детей в оздоровительную
деятельность, формирование культуры
здоровья, воспитание спортивного резерва
нации. На сегодняшний день более 2300 спортивных
школ и 730 детско-юношеских клубов физической
подготовки ведут образовательную деятельность
по различным видам спорта. В них занимаются
более 2 млн. человек. Часто воспитанники
становятся чемпионами России, Европы,
мира, Олимпийских игр. В практику образовательных
учреждений активно внедряется дополнительное
образование социальнo-педaгoгическоro,
обществоведческого, естественнонаучногo
направлений.
Основу эколого-биологического дополнительного
образования составляют 458 станций юных
натуралистов и эколого-биологических
центров (более 280 тысяч детей). Открыты
новые учреждения данного профиля в районах
и городах Ленинградской, Оренбургской,
Томской, Свердловской областей. Такое
направление, как детский туризм и краеведение,
сегодня объединено федеральной целевой
программой туристско-краеведческого
движения учащихся «Отечество». Туристско-краеведческую
образовательную деятельность осуществляют
более 550 центров, станций юных туристов,
туристических баз России, где занимаются
около 400 тысяч детей. Из года в год возрастает
социально-педагогическая роль военно-патриотических
клубов (410 клубов), центров, объединений
юных десантников, парашютистов, пограничников,
летчиков, космонавтов и моряков, в которых
занимаются свыше 200 тысяч подростков.
И, наконец, техническая самодеятельность:
это станции и центры, клубы и дома техники.
Около 450 тысяч подростков систематически
занимаются в 668 спортивно-технических
кружках, секциях, объединениях.
Профессии «социальный работник», «социальный
педагог» и «специалист по социальной
работе» официально зарегистрированы
в российских государственных документах
в марте – апреле 1991 году и созданы для
решения социальных проблем человека
и общества, в их числе:
- Социальные и психологические
конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
- Эмоциональные и психологические
проблемы;
- Нужда и бедность;
- Алкоголизм и наркомания;
- Насилие и дискриминация;
- Национальные проблемы и миграция;
- Преступление и правонарушение;
- Безработица и профессиональная
адаптация;
- Жилищная проблема;
- Опекунство, попечительство, усыновление;
- Родительская жестокость и
другие.[13]
В настоящее время профессия социального
работника и ее мастерство остро востребованы.
Нужен, по сути, специалист широкого профиля,
владеющий основами юридических, медицинских,
психологических знаний. Таким специалистом
является социальный работник, в основные
трудовые операции которого входит:
- Сбор и анализ информации
о личности;
- Диагностика микросреды;
- Прогноз дальнейшего развития
и социализации личности;
- Профилактика и социальная
терапия негативных явлений окружающей
среды;
Теперь это стало реально, но возникла
новая проблема – угроза дискредитации
профессии.
Руководители учреждений, определяя
должностной круг обязанностей социального
работника, исходят из потребностей своего
учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются
охватить все предметное поле профессии.
Поэтому широко распространилась практика
«латания дыр». Задача же специалиста
социальной работы не в этом, она звучит
так:
«Своевременно выявить возникающие проблемы
в сфере ближайшего окружения; понять
и устранить причины, порождающие их; обеспечить
профилактику различных негативных явлений,
могущих выявиться в микросреде». При
этом социальный работник не должен ждать,
когда к нему обратятся за помощью. В этически
допустимой форме он сам «выходит на контакт»
с человеком и его семьей.[24]
Проблемное поле социальной работы огромно
и вбирает в себя все многообразие жизненных
ситуаций и коллизий людей разных возрастов
и социального положения. Проблемное поле
социального работника конкретного учреждения
формируется на основе реального социального
заказа, специфики контингента учреждения,
его ведомственной подчиненности, типа
и вида, а также профессионального багажа
специалиста.
В своей практике специалист социальной
работы выполняет различные социальные
роли. Прежде всего, он – посредник в контексте:
«человек – семья – общество», связующее
звено между гражданином и государственно-социальными
слоями, призванными заботиться о гражданине.
Одновременно работник социальной сферы
– защитник интересов человека, защитник
его прав и прав каждой семьи.
Также, социальный работник должен быть
участником совместной деятельности,
ведущим организатором этой деятельности.
Он своеобразный духовный наставник, который
как бы ведет человека и его семью, на протяжении
продолжительного времени осуществляет
психологическое сопровождение, заботится
о формировании общественных ценностей
в социуме. [37]
Одновременно он и социальный терапевт,
предотвращающий и разрешающий конфликтные
ситуации своих подопечных.
Выполняя различные социальные роли,
специалист социальной работы реализует
следующие функции:
Образовательно-воспитательную – специалист
обеспечивает целенаправленное педагогическое
влияние на поведение и деятельность детей
и взрослых, содействует образовательной
и воспитательной работе всех социальных
институтов в зоне своего профессионального
влияния: семьи, образовательных учреждений,
трудовых коллективов, средств массовой
информации, религиозных организаций
и общественных объединений;
Диагностическую – специалист ставит
«социальный диагноз», изучает психологические
и возрастные особенности, способности
человека, вникает в мир его интересов,
круг общения, условия его жизни, выявляет
позитивные или негативные влияния, проблемы;
Организаторскую – специалист организует
ту или иную общественно ценную деятельность
детей и взрослых, помогает в трудоустройстве,
профессиональной ориентации и адоптации,
координирует деятельность подростковых
и молодежных объединений, влияет на взаимодействие
клиента с медицинскими, Образовательными,
культурными, спортивными, правовыми учреждениями,
общества и благотворительными организациями,
обеспечивает реализацию планов, проектов
и программ;
Прогностическую – специалист участвует
в разработке планов, программ и прогнозов
социального развития микрорайона и конкретного
микросоциума, деятельности различных
институтов, разрабатывает социально-педагогическую
программу развития личности конкретного
ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных
социально-педагогических задач;
Профилактическую и социально-терапевтическую
– специалист участвует и приводит в действие
социально-правовые, юридические и психологические
механизмы предупреждения и преодоления
негативных влияний, организует социально-терапевтическую
помощь нуждающимся, обеспечивает защиту
прав человека в обществе, оказывает помощь
подросткам и молодежи в период социального
и профессионального самоопределения;
Организационно-коммуникативную – специалист
способствует включению добровольных
помощников, населения в социальную работу,
в совместный труд и отдых, деловые и личные
контакты, сосредоточивает информацию
и налаживает взаимодействие между различными
социальными институтами в их работе с
клиентом;
Охранно-защитную – специалист использует
весь арсенал правовых норм для защиты
интересов клиентов, содействует применению
мер социального принуждения и юридической
ответственности в отношении лиц, допускающих
прямые или опосредованные противоправные
воздействия на клиента;
Посредническую – специалист осуществляет
связи между семьей, образовательными
учреждениями, ближайшим окружением, официальными
инстанциями в интересах ребенка.[43]
Таким образом, сфера деятельности социального
работника многогранна, многофункциональна
и востребована обществом.
Вся деятельность социального работника
должна способствовать созданию обстановки
психологического комфорта и безопасности
личности подопечного, обеспечению охраны
жизни и здоровья гражданина, установлению
гуманных, нравственно здоровых отношений
в социальной среде.
Термин «социальное воспитание» означает
процесс помогающий человеку совершенствовать
себя, достигнуть успеха в определенной
жизненной ситуации, ориентироваться
в общественных отношениях. Процесс социального
воспитания происходит в семье, в школе,
во всех звеньях образования, в труде.
Основными очагами социального воспитания
ребенка (подростка) являются семья, школа,
среда «улица». Распространенной формой
социального воспитания взрослых являются
семейные клубы. Чаще их организовывают
энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом,
искусством, идеей закаливания и т. д.[42]
Принципиальное отличие дополнительного
образования от общего заключается в том,
что, благодаря отсутствию жестких образовательных
стандартов, работающие в его системе
педагоги имеют возможность трансформировать
передаваемые учащимся способы деятельности
(знания-умения-навыки) из цели обучения
в средство развития способностей учащихся
- телесных, познавательных, личностных,
духовно-нравственных. Целью в этом случае
становится создание развивающей образовательной
среды, которая обеспечила бы каждому
учащемуся проявить заложенное в нем от
природы творческое начало, т.е. обрести
способность быть творческим субъектом
своего развития
Такой подход требует от учреждения дополнительного
образования рефлексии своих целей в обучении
и развитии учащихся и развития самого
себя как субъекта развивающегося образования.
На современном этапе развития образования
проектирование образовательной среды
в учреждении дополнительного образования
невозможно без обращения к парадигме
развивающего образования, что в свою
очередь требует предварительного уточнения
функций дополнительного образования.
[35]