Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическая работа центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам.
Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий:
· вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков
1.2 Причины трудновоспитуемости подростков
1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками
2. Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками
2.1 Анализ работы центра детского творчества «Темп»
2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 169.41 Кб (Скачать файл)

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),

в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей.

д) правоохранительною спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей. Психологическая функция:

а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации;

б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе,

в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

г) консультационная - для педагогов, родителей и детей. Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,

д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.[46, 32]

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические.

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.

Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.[46]

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.

Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Таблица 1 Методика контактного взаимодействия с подростками.

Стадия взаимодействия

Содержание и характер контакта

Основная тактика

Результаты

1. Расположение к общению.

Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений.

Одобрение, согласие, безусловное принятие.

Принятие согласия.

2. Поиск общего интереса.

Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. Об общих суждениях о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам.

Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности.

Положительный эмоциональный фон, согласие.

3. Выяснение предполагаемых  положительных качеств.

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск качеств у себя.

Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием.

Сознание ситуации безопасности, безусловное принятие личности.

4. Выяснение предполагаемых  опасных качеств.

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывание о собственных негативных качествах.

Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения.

Ситуация доверия, открытости.

5. Адаптивное поведение  партнеров.

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого.

¾

¾

6. Установление оптимальных  отношений.

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению.

Общие намерения.

Согласие на выполнение принятого плана.


 

Таким образом, перед школой и общественностью стоит важная задача – организовать разносторонний практический опыт детей. В противном случае все словесные воспитательные воздействия окажутся бесполезными, неэффективными, лишенными реальной практической базы. Слабости и недостатки положительного опыта ведут к отрицательному: обману родителей и учителей, бесцельному время препровождению, хулиганским действиям, употреблению спиртных напитков и др. Асоциальный опыт деятельности и поведения всегда вытекает из педагогических ошибок, недостатков в работе школы: ученику теряет интерес к учению из-за своих неудач, неумения учиться, думать и поступать самостоятельно, критически относиться к отрицательному опыту некоторых взрослых. Асоциальный опыт включает в себя безнадзорное поведение, неподчинение, своеволие, бесцельное времяпрепровождение, устойчивую конфликтность с окружающими, нездоровый образ жизни.[39]

В основе асоциального опыта лежит нездоровый образ жизни. Не случайно правонарушения в 9 случаях из 10 совершаются подростками тогда, когда они не учатся, не заняты общественно полезным трудом. 80% правонарушителей, впервые совершивших преступление, находились в нетрезвом состоянии. Следовательно, асоциальный жизненный опыт личности является основным источником аморальных поступков и действий.

Использование социально-психологических технологий также предполагает диагностику отношений личности с социумом, выявление особенности социальной ситуации развития ребенка или подростка, развитие и коррекцию прежде всего интериндивидных (направленных на других) свойств личности через ее групповую поддержку, отражение, эмпатию, идентификацию, эффект, присутствие и другие психологические механизмы.

Реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.

Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка. Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка.

 

2. Работа учреждения  дополнительного образования с  трудными подростками

 

 

2.1 Анализ работы центра  детского творчества «Темп»

 

 

Исследовательская работа проходила на базе центра детского творчества «Темп» г. Амурск.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Темп» в г. Амурск создано в 1999 году

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества «Темп» г. Амурска – многопрофильный, разноуровневый, образовательно-досуговый комплекс, включающий 111 объединений с охватом детей в количестве 1732 человек

Деятельность центра осуществляется по направлениям:

·          работа с кадрами

·          методическая работа

·          образовательный процесс

·          система воспитательной работы

·          социально-профилактическая работа

·          работа базового образовательного учреждения

·          административно-хозяйственная деятельность

Целью работы является создание оптимальных условий становления и развития социокультурно ориентированной личности – физически, психически и духовно здоровой, готовой жить по законам общества, выполнять свое гражданское и человеческое предназначение и способной к творческой самореализации.

Педагогический коллектив сотрудников центра состоит из 29 педагогического работника. Из них: 1- директор, 1- заместитель директора, 1 педагог-организатор и 26 педагогов дополнительного образования (в том числе 2 совместителя).

Анализ по уровню образования педагогических и руководящих кадров:

высшее – 16 чел.-55%

среднее специальное – 13 чел.- 45% , что

свидетельствует о достаточно высоком качестве профессионального образования специалистов центра.

По педагогическому стажу состав педагогов центра можно охарактеризовать, как имеющий значительный опыт работы с детьми и способный решать поставленные задачи по обучению и воспитанию детей:

1.         От 1 до 5 лет – 5 чел.- 16%

2.         От 5 до 10 лет –6 чел.-19%

3.         От 10 до 20 лет –9 чел.-29%

4.         Свыше 20 лет – 8 чел.-28%

Уровень квалификации руководящих и педагогических работников. Аттестация.

 

 

Высшая квалификационная категория – 5 чел. - 17%

Первая квалификационная категория – 10 чел.-34%.

Вторая квалификационная категория –12 чел.- 41%

Не имеют категории – 2 чел.-7%

Особое место в популяризации деятельности центра является освещение в средствах массовой информации работы объединений. Оно также является значимым и для самих педагогов. В 22 газетных публикациях, в 18 видеосюжетах была отражена в 2007-2008 учебном году жизнь нашего учреждения.

Опыт работы 5 педагогов освещен в информационно-методических вестниках центра.

С 2005 года Центр детского творчества «Темп» работает на основе новой Концепции. Центр детского творчества «Темп» считает своей ключевой задачей внедрение программ и проектов, позволяющих эффективно решать задачу воспитания подрастающего поколения. Концепция определила миссию Центра детского творчества «Темп» – ответственность за воспитание.

Основные приоритеты Центра детского творчества «Темп»:

1.         Развитие эффективных программ противодействия антисоциальным явлениям в детской и молодежной среде;

2.         Развитие детских и молодежных общественных инициатив;

3.         Предоставление востребованных услуг дополнительного образования в г. Амурске.

Центр детского творчества «Темп»– динамично развивающееся учреждение. В 2007 - 2008 учебном году в центре реализованы дополнительные программы: «Школа вожатого», «Школа менеджера молодежного досуга», «Школа будущих родителей», программа элективного курса «Хореография».

Наряду с этим следует отметить, что необходимо модернизировать содержание образовательных программ объединений: «Начальное моделирование» (Поспелова Н.П.), «Акварели» (Кислова И.Г.), «Эдельвейс» (Игловикова Л.А.), «Трассовое моделирование» (Томской В.Е.), «Авиаракетомоделирование» (Васюхно А.Ю.), «Магия танца» (Хан Ю.Н.), «Светлячок» (Кузнецова Т.Т.)

В прошедшем учебном году приняли участие 58 педагогов УДО города и района, школ № 3, 5, 6, 7, 8, 9, детского дома № 1, школы – интерната г. Амурска, а также школ района: п. Эльбан (СОШ №,3), п. Известковый, п. Санболи.

Данные по числу принимаемых в массовых мероприятиях участников показывает следующая таблица:

 

 

Учреждение

2006-2007

2007-2008

Сош № 2

652

712

Сош № 3

1266

1260

Сош № 5

620

621

Сош № 6

677

667

Сош № 7

792

647

Сош № 9

691

690

Дет. дома

710

700

Оош 7 вида

463

273

Школа-интернат

225

505

Район

231

213

УДО

352

342


 

 

 

Итого общее количество участников массовых мероприятий, проводимых МОУ «Темп» для школьников города и района в 2007-2008 учебном году, составило 6630 человек, что на 951 человека (14%) больше, чем в предыдущем году.

Таким образом, качество воспитательной работы сохраняется на стабильно высоком уровне, используются как традиционные, так и новые формы организации мероприятий, постоянно отслеживается социальный заказ на услуги данного направления с целью оптимизации процесса и вовлечения большего числа участников.

Основными достижениями Центра детского творчества «Темп» являются:

Информация о работе Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками