Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:10, курсовая работа
Описание работы
Предмет исследования - социально-педагогическая работа центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам. Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий: · вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;
Содержание работы
Введение 1. Теоретические основы проблемы работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования 1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков 1.2 Причины трудновоспитуемости подростков 1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками 2. Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками 2.1 Анализ работы центра детского творчества «Темп» 2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками Заключение Библиографический список
· Реализация серии
пилотных проектов, направленных на социальную
адаптацию трудных подростков. Школы
направляют для участия в таких проектах
подростков, состоящих на учете за правонарушения,
нарушения устава школы, токсикоманию
и т.п. Проекты приводят к снятию с внутришкольного
учета 60% ребят.
· Внедрение новых программ
и проектов, направленных на поддержку
детских и молодежных общественных инициатив. Совместно
с общественными организациями, Центр
детского творчества «Темп» развивает
проекты в сфере гражданской активности
молодежи, поддержки ученического самоуправления,
КВН-движения, обучения молодёжи Интернет-предпринимательству,
международного сотрудничества.
Концепция деятельности Центра детского
творчества «Темп»
Настоящая Концепция определяет перспективы
развития муниципального образовательного
учреждения дополнительного образования
детей Центр детского творчества «Темп»
г. Амурска на период до 2010 года.
Концепция разработана на основании
Устава МОУ ДОД. Согласно Уставу (п. 5.4),
Центр детского творчества «Темп» самостоятельно
разрабатывает Концепцию деятельности
Учреждения. После утверждения Учредителем,
данная Концепция становится основой
для планирования и организации деятельности
Центра детского творчества «Темп».
Предыдущая Концепция деятельности Учреждения
была разработана в 1999 году и к настоящему
времени является исчерпанной.
Концепция разработана на основе анализа
тенденций развития системы образования,
обобщения накопленного опыта, выделения
конкурентных преимуществ Центр детского
творчества «Темп». Концепция утверждена
Педагогическим советом Центра.
Анализ проблематики образовательной
деятельности и социокультурной ситуации
Современное образовательное учреждение
– важнейший общественный институт воспитания,
социализации подрастающего поколения.
Под образованием понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов) (Закон РФ «Об образовании»).
В соответствии с Законом «Об образовании»,
воспитание рассматривается как целенаправленная
деятельность, осуществляемая в системе
образования, ориентированная на создание
условий для развития духовности обучающихся
на основе общечеловеческих и отечественных
ценностей; оказание им помощи в жизненном
самоопределении, нравственном, гражданском
и профессиональном становлении; создание
условий для самореализации личности.
Приоритет в образовании отдается воспитанию,
которое должно стать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной
в общий процесс обучения и развития.
В концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации №1756-р от 29.12.2001, сформулированы
важнейшие задачи воспитания: формирование
у школьников гражданской ответственности
и правового самосознания, духовности
и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации
на рынке труда.
Однако, несмотря на провозглашение приоритетности
воспитания в процессе образования, декларирование
ценностей социальной активности, реальная
педагогическая практика отстаёт от запросов
и проблем сегодняшнего дня. По-прежнему
преобладают формы педагогической работы
с детьми, основанные на механической
передаче знаний и умений от воспитателя
воспитаннику. Это отставание становится
критическим в свете проблем, с которыми
ребенок сталкивается в современной жизни.
Процесс социально-политических трансформаций
обострил проблему социальной и индивидуальной
адаптации детей к быстро меняющимся условиям
жизни, эволюции в этих целях различных
форм их обучения, воспитания и развития,
подготовки к жизни и социальному успеху.
С одной стороны, резко обострилось социальное
расслоение, что привело к появлению большого
количества дезадаптированных детей.
Им необходимы образовательные услуги,
направленные на успешную социализацию.
С другой стороны, новые образовательные
запросы появились и у категории социально
благополучных детей. Они нуждаются в
освоении новых, современных навыков,
умений, социальных технологий, которые
позволят им стать успешными гражданами
правового демократического общества.
Главная задача системы образования
может быть сформулирована предельно
лаконично: научить детей быть
гражданами нового общества. Необходимо признать, что система
общего образования, в силу специфики
построения образовательного процесса
в школе, с этой задачей в одиночку справиться
не сможет. Это означает, что основная
работа по выполнению этой задачи смещается
во внешкольное пространство, во внеурочную
деятельность. Именно система дополнительного
образования обладает всеми необходимыми
возможностями, чтобы предложить детям
новый тип образовательных услуг, который
поможет им сформировать ключевой набор
компетентностей современного гражданина.
В новых социально-экономических условиях
особое значение приобретает деятельность
учреждений дополнительного образования
детей как открытых социально-педагогических
институтов, наиболее полноценно и эффективно
реализующих социально-педагогический
потенциал свободного времени детей, в
котором реализуются запросы социальной
практики и существенно расширяются традиционные
направления, формы, технологии работы
с детьми и подростками. Все это обусловливает
необходимость оптимизации содержательных
видов наполнения свободного времени
детей, повышения качества деятельности
учреждений дополнительного образования
детей в социуме.
При проектировании развития учреждения
дополнительного образования центр детского
творчества «Темп» считает необходимым
учитывать следующие угрозы и вызовы,
которые являются серьезными факторами
в настоящее время и будут оставаться
актуальными для системы дополнительного
образования детей в ближайшие годы:
· Конкурентоспособность
традиционных форм дополнительного образования
детей неуклонно снижается в силу развития
альтернативных привлекательных возможностей
досуга. Дети, в отличие от периода 15-летней
давности, имеют широкие возможности выбора
развлечений и других форм времяпрепровождения,
не требующих серьезных усилий. Система
дополнительного образования рискует
не выдержать эту конкурентную борьбу
и потерять своих традиционных клиентов;
· Традиционная форма
дополнительного образования – ребенок
добровольно и регулярно приходит на занятия
– перестает срабатывать.Многие педагоги дополнительного
образования сталкиваются с серьезной
проблемой сохранности контингента обучающихся.
Видимо, можно говорить не только о проблеме
качества программ дополнительного образования,
но и более глубокой проблеме: ребенка
перестаёт устраивать такая форма обучения,
как регулярные обязательные занятия.
Становится актуальным вопрос о разработке
и внедрении в практику новых форм образовательных
услуг;
· Нарастание социальных
проблем на фоне снижения финансовых возможностей
местного самоуправления будет укреплять
мнение о дополнительном образовании
как об избыточной роскоши. Не исключен сценарий резкого
сокращения системы дополнительного образования
– останутся только программы очевидного
общегородского значения. Следовательно,
программы дополнительного образования
могут претендовать на выживание только
в случае их очевидной социальной значимости.
Программы дополнительного образования
должны иметь внятный результат, иметь
отклик среди жителей города. Речь идёт
о том, что программы дополнительного
образования должны стать одним из серьёзных
факторов развития местного сообщества;
· У системы дополнительного
образования будет появляться всё больше
конкурентов в негосударственном секторе,
которые будут давать детям более профессиональную
подготовку. Программы негосударственных
учреждений дополнительного образования
уже сегодня являются более гибкими, чем
традиционные программы муниципальных
УДОД. Такие программы за короткое время
решают локальные проблемы в образовании
ребенка: подготовка к поступлению в школу,
вуз, обучение работе на компьютере, развитие
коммуникативных навыков и пр. Эти программы
дают ответ на проблемы, остро стоящие
перед родителями, и поэтому родители
согласны их оплачивать. Дополнительное
образование в негосударственном секторе
можно считать состоявшимся. Оно, несомненно,
будет откликаться на конъюнктуру рынка
образования гораздо лучше, нежели традиционные
УДОД, чьё выживание не зависит от платных
услуг. Следовательно, негосударственные
учреждения дополнительного образования
будут укреплять свои позиции на рынке
платных образовательных услуг и всё более
оттягивать на себя деньги родителей,
которые они готовы потратить на досуг
и образование своего ребенка;
· Ухудшение социальной
ситуации потребует переориентировать
значительную часть системы дополнительного
образования на осуществление социально-реабилитационных
программ. Следует признать, что система
дополнительного образования не готова
к такой переориентации. Дополнительное
образование привыкло работать с благополучными
детьми, которые имеют стартовый потенциал
для самореализации в творческой деятельности.
Таких детей становится всё меньше, но
учреждения дополнительного образования
конкурируют именно на сужающейся площадке
работы с этими детьми. В результате одни
и те же дети посещают по три-четыре кружка,
а трудные подростки остаются не охваченными
системой дополнительного образования.
Такая ситуация, безусловно, будет меняться
в силу того, что осознание серьёзности
проблемы безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних усиливается. Это
означает, что система дополнительного
образования должна научиться работать
с этим контингентом подростков, - разработать
и предложить такие программы, которые
будут ими востребованы и внесут вклад
в формирование их социальной компетентности.
Анализ деятельности центра детского
творчества «Темп» по реализации предыдущей
Концепции
В 1999 году был официально зарегистрирован
Устав Центра детского творчества «Темп».
На данный момент концепция развития центра
детского творчества «Темп», принятая
в 1999 году, считается исчерпанной, и учреждение
определяет новые направления развития.
Основными результатами выполнения прошлой
Концепции развития стали:
· принятие учреждением теории воспитательных
систем как основы педагогической деятельности;
· создание и развитие воспитательных
систем на базе детских объединений центра
детского творчества «Темп».
Согласно концепции развития дополнительного
образования города Амурска, центр детского
творчества «Темп» отвечает за предоставление
услуг дополнительного образования в
городе Амурске. Центр детского творчества
«Темп» выполняет в данном воспитательном
пространстве функцию соорганизации педагогических
событий, направленных на создание воспитательной
среды.
Мониторинг воспитательного пространства
осуществлялся следующими методами:
1. Аналитический метод (путём сбора информационных
данных и организации семинаров с руководителями
субъектов воспитательного пространства).
2. Социометрический метод (социологическое
исследование детской среды, которое проводится
силами центра один раз в два года).
3. Составление социального паспорта
микрорайона.
Современное состояние воспитательного
пространства центра детского творчества
«Темп» характеризуется следующими позициями:
1. Существует «стандартный перекос»
в выборе видов деятельности: так, например,
слабо развито техническое направление,
не удовлетворяется интерес молодёжи
к обучению информационным технологиям.
2. По результатам исследования центра
детского творчества «Темп», молодежь
и подростки становятся всё более социально-активными,
в меньшей степени желают «сидеть дома»,
а в большей степени стремятся «на улицу».
Это может представлять определенную
угрозу роста антисоциальных проявлений.
3. Отсутствует необходимая степень координации
по развитию воспитательной работы на
уровне образовательных округов и города
в целом.
4. За последние годы отмечается резкое
обострение проблемы токсикомании в среде
подростков.
Наши исследования показывают позитивные
результаты воздействия центра детского
творчества «Темп» на социо-культурную
ситуацию в г. Амурске. Так, отмечается
снижение процента детей, не занятых в
свободное время. Выросла занятость детей
в различных программах центра детского
творчества «Темп». Остаётся актуальной
потребность в организации занятости
детей и молодёжи в выходные дни и вечернее
время.
В связи с отмеченными тенденциями, а
также общим состоянием социально-экономической
ситуации в стране, которая остаётся сложной,
центр детского творчества «Темп» непрерывно
ведёт работу по модернизации образовательной
деятельности. Основа этой работы была
заложена Концепций развития учреждения,
принятой педагогическим коллективом
в 1999 году. Основные направления Концепции
лежали в русле Программы развития воспитания
в системе образования России на 2008-20010
годы, которая поставила следующие основные
задачи в области воспитания:
· На основе реально существующих воспитательных
систем конкретных образовательных учреждений
стремиться к созданию «воспитательного
пространства» микрорайона, малого города,
сельской местности, что позволит включить
в развитие воспитания детей и молодежи
все социальные институты общества.
· Обеспечить эффективность профилактики
асоциального поведения детей и молодежи,
детской беспризорности, правонарушений
и других негативных явлений за счет организации
максимальной занятости обучающихся через
развитие системы дополнительного образования
детей, организацию работы по месту их
жительства, увеличение количества творческих
объединений по интересам в общеобразовательных
учреждениях и учреждениях профессионального
образования, привлечению семьи к воспитанию
детей и молодежи.
· Повсеместно способствовать развитию
участия обучающихся в управлении образовательными
учреждениями; содействовать созданию
детских и молодежных общественных организаций.