Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:10, курсовая работа
Описание работы
Предмет исследования - социально-педагогическая работа центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам. Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий: · вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;
Содержание работы
Введение 1. Теоретические основы проблемы работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования 1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков 1.2 Причины трудновоспитуемости подростков 1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками 2. Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками 2.1 Анализ работы центра детского творчества «Темп» 2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками Заключение Библиографический список
Педагоги центра объединяются в творческие
кафедры, советы по направленностям, для
развития собственного педагогического
творчества. Руководит деятельностью
творческих объединений методический
совет.
В структуре администрации центра создаётся
два отдела, осуществляющих управление
образовательной деятельностью и развитием
центра детского творчества «Темп»:
· отдел образовательной деятельности
(обеспечивает ведение образовательной
деятельности центра детского творчества
«Темп» согласно учебному плану и действующим
нормам);
· отдел программ и проектов (обеспечивает
развитие деятельности в воспитательном
пространстве центра детского творчества
«Темп»).
Отдел образовательной деятельности
Функции:
Блок 1. Контроль образовательной
деятельности педагогов.
· Посещение занятий педагогов – контроль
соответствия деятельности образовательной
программе
· Административный контроль
· Выполнение правил ВТР
· Правильность ведения журналов
· Ежемесячный контроль ведения журналов
· Составление плана – контроля
· Сохранность контингента
· Учет рабочего времени
· Контроль выполнения приказов, решений
· Составление графика отпусков
· Контроль безопасной организации выездных
мероприятий
Блок 2. Планирование образовательной
деятельности учреждения.
· Составление перспективного плана
учреждения на год
· Координация ежемесячного плана
· Составление расписания
· Тарификация работников
· План каникул
Блок 3. Мониторинг результативности
образовательной деятельности.
· Организация проведения промежуточной
и итоговой аттестации в объединениях
· Анализ выполнения содержания учебного
плана образовательной программы педагогами
· Анализ выполнения образовательных
программ центра и деятельности по направлениям
· Анализ образовательных программ и
замена устаревших
· Аналитическая и статистическая отчетность
· Качество выполнения учебного плана
· Поощрение педагогов, награждение
· Подготовка предложений о поощрении
педагогов за счет фонда интенсивности
по результатам образовательной деятельности
Блок 4. Организация повышения
квалификации педагогов, аттестации педагогических
кадров.
· Работа с молодыми педагогами
· Повышение квалификации пед. работников
· Аттестация педагогов
· Информирование работников о возможных
курсах повышения их мастерства
Блок 5. Нормативно-правовое
сопровождение образовательной деятельности.
· Подготовка должностных инструкций
· Подготовка приказов по л.с.
· Лицензирование, аккредитация
· Регламентация платных образовательных
услуг
· Разработка локальных актов учреждения,
касающихся организации образовательного
процесса
Блок 6. Организационное обеспечение
образовательной деятельности.
· Взаимодействие со структурами образовательного
пространства по вопросам организации
образовательной деятельности
· Договора со школами, клубами и другими
структурами пространства
· Решение оргвопросов работы педагогов
центра детского творчества «Темп» на
чужой территории
· Производственные совещания по учебным
вопросам
· Информирование педагогов о программах
и конкурсах, смотрах
· Обучение технике безопасности
· Ведение дежурства по учреждению
Отдел программ и проектов
Функции:
Блок 1. Разработка образовательных
программ и проектов.
· Разработка образовательных программ
учреждения
· Подготовка к утверждению и корректировка
образовательных программ педагогов
· Разработка проектов учреждения
· Рецензирование образовательных программ
· Подготовка проектов для учредителя.
· Авторские (экспериментальные) программы
учреждения.
Блок 2. Координация деятельности
учреждения по приоритетным направлениям
деятельности.
· Развитие детских объединений
· Социально-педагогические программы
· Координация социально – педагогической
работы в пространстве
· Изменение фонда интенсивности
· Контроль проведения городских проектов
с участием центра детского творчества
«Темп»
· Финансирование проектов учреждения
Блок 3. Методическое сопровождение
деятельности центра.
· Координация социально – психологического
обеспечения в центре детского творчества
«Темп»
· Поддержка педагогов в поисках форм,
содержания
· Издательская деятельность
· На базе центра детского творчества
«Темп» методический центр по заявкам
пространства
· Издание учебных пособий, методических
сборников
· Банк данных педагогических технологий,
форм, методов
· Подготовка к участию в различных смотрах,
конкурсах и пр. вне учреждения
· Методические учебы, семинары для педагогов
центра детского творчества «Темп» и пространства
Блок 4. Развитие деятельности
центра в образовательном пространстве.
· Запросы воспитательного пространства
· Мониторинг воспитательного пространства
· Соответствие образовательных программ
запросам воспитательного пространства
· Анализ влияния образовательных программ
центра детского творчества «Темп» на
ситуацию в образовательном пространстве
· Спрос на программы
· Подготовка предложений по перераспределению
кадровых ресурсов в образовательном
пространстве
· Проведение педагогических Советов
центра детского творчества «Темп»
· Кадры
Блок 5. Развитие связей центра
с социальными партнёрами.
· Связь с субъектами воспитательного
пространства
· Контакты с методическими центрами
города, республики и пр.
· Контакты с советами директоров воспитательного
пространства
· Отношения с детскими общественными
организациями
Блок 6. Пиар центра детского творчества
«Темп».
· Информационная
· Имидж центра
· Контакты со СМИ
Директор центра детского творчества
«Темп» руководит работой учреждения,
осуществляя полномочия, возложенные
на него Уставом и Учредителем.
2.2 Разработка и апробация
программы социально-педагогической
работы центра детского творчества
«Темп» с трудными подростками
Трудным ребенок становится под влиянием
многих причин:
· испорченности отношений в семье,
· неправильных воспитательных установок,
· не совершенности влияний и т.д.
Надо все время анализировать процесс
и результаты влияния на ребенка, вовремя
устранять причины, порождающие трудновоспитуемость,
не давать им соединяться вместе.
Трудным подросток становится тогда,
когда совпадает сразу несколько неблагоприятных
факторов и причин: безнадзорность и второгодничество,
педагогические ошибки и нездоровое влияние
семьи.
На сегодняшний день в подростковой и
молодежной среде можно выделить следующие
основные социальные проблемы:
- алкоголизация подростков и
молодежи
- раннее начало половой жизни,
низкий уровень межполовой культуры
- употребление токсических и
наркотических веществ
- вовлечение подростков и молодежи
в правонарушения
В связи с этим отмечается высокий уровень
подростковой криминогенности.
Для примера мы приводим данные 2007 –
2008 г.г по г. Амурску:
· Дети, состоящие на учете в КДН (комиссии
по делам несовершеннолетних): 46 чел.
· Количество семей социального риска:
84 (по школам) + 77 (поликлиника)
· На школьном учете состоит: 182 ребенка
(из них: 64% - грубые нарушения Устава школы,
44% – совершение правонарушений, 39% – непосещение
школы, 31% – употребление ПАВ, 36% – бродяжничество,
10% – попрошайничество, 6% – условное осуждение).
Все это еще раз подтверждает высокий
уровень негативных явлений в молодежной
среде.
В центре детского творчества «Темп»
нет штатной должности социального педагога.
В тоже время профессия социального работника
и ее мастерство остро востребованы. Нужен,
по сути, специалист широкого профиля,
владеющий основами юридических, медицинских,
психологических знаний. Поэтому директором
и коллективом центра детского творчества
«Темп» было решено расширить обязанности
педагогов центра обязанностями социального
педагога.
Совместно с педагогом Деревцовой Н.Ф.
(стаж педагогической работы 22 года, стаж
работы в УДО – 9 лет), учитывая опыт работы
центра детского творчества «Темп» с подростками
и молодежью в период сентябрь 2006 – август
2008г., опыт участия в социальных проектах,
были сделаны следующие выводы:
1. Основной причиной вовлечения подростков
и молодежи в негативные явления является
то, что они не вовлечены в социально значимую
деятельность, имеют много свободного
времени и не знают чем себя занять. С учетом
возрастных особенностей подросткового
возраста, ребят легко спровоцировать
на асоциальную деятельность.
2. Эффективность работы с подростками
категории социального риска возрастает
при наличии волонтерского состава и активных
форм работы с ребятами (акции, лагеря,
тренинги, использование компьютерных
технологий и т.д.)
Основываясь на сделанных выводах, нами
совместно с Деревцовой Н.Ф. была разработана
следующая программа работы с трудными
подростками
Высокая криминальная активность подростков,
возрастающее число несовершеннолетних,
употребляющих наркотические и одурманивающие
лекарственные вещества, многоликое явление
беспризорности, увеличивающееся количество
детей с отклонениями в психическом развитии
вызывают тревогу.
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет
столько хлопот взрослым, как подростковый.
Обычно отрицается накопленный опыт, правила
поведения, система жизненных ориентиров,
приоритетов, принятая в мире взрослых.
Нежелание отстать от группы, боязнь быть
осмеянным, страх быть отвергнутым компанией
ведет зачастую к тому, что подросток начинает
принимать алкоголь, токсичные или наркотические
вещества, может совершить кражу или другие
асоциальные поступки, действия.
Социально-экономические условия в нашей
стране отрицательным образом сказались
на проблемах подрастающего поколения,
привели к омоложению преступности, росту
детской безнадзорности и беспризорности.
Так как социальную основу общества быстро
изменить нельзя, а детство быстротечно,
необходимо, применять такие формы и методы
работы, которые могут повлиять на ситуацию
с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.
Подростки из так называемой группы социального
риска особо нуждаются в поддержке государства,
так как их семьи зачастую не имеют возможности
обеспечить детям условия полноценного
развития и воспитания.
Они уже поняли, что не нужны ни родителям,
ни обществу, ни школе.
Зачастую правонарушения, совершаемые
такими подростками – это знак протеста
против общества, желание самоутвердиться
среди сверстников, доказать свою значимость
самому себе. К 11-12 годам они абсолютно
не адаптированы к существующему обществу,
его законам, но уже готовы отрицать и
нарушать их.
Данная программа «Альтернатива +» направленная
на снижение негативных явлений в молодежной
среде путем вовлечения подростков и молодежи
в социально значимую деятельность.
Учебные группы будут комплектоваться из детей
и подростков (в том числе находящихся
в трудной жизненной ситуации) в возрасте
от 10 до 18 лет.
К категории детей и подростков,
находящихся в трудной жизненной ситуации
относятся:
Дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки
в психическом и/или физическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных
конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий; дети из
семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия; дети, отбывающие
наказание в виде лишения свободы в воспитательных
колониях; дети, находящиеся в специальных
учебно-воспитательных учреждениях; дети,
проживающие в малоимущих семьях; дети
с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность
которых объективно нарушена в результате
сложившихся обстоятельств и которые
не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи. Федеральный
закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ", ст. 1. Понятия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации, имеют право на особую заботу
и защиту со стороны органов государственной
власти, органов законодательной и исполнительной
власти административно-территориальных
образований государства, органов местного
самоуправления.
Подростки данной категории, как правило,
не имеют хороших контактов с педагогами
школы. Загруженность учителей не позволяет
им вести дополнительно воспитательную
работу с ребятами группы соцриска, школьные
программы в данный момент не ориентированы
на углубленную работу в этом направлении.