Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическая работа центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам.
Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий:
· вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков
1.2 Причины трудновоспитуемости подростков
1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками
2. Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками
2.1 Анализ работы центра детского творчества «Темп»
2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 169.41 Кб (Скачать файл)

3.         Методическая поддержка.

4.         Информационная поддержка.

5.         Проектная поддержка.

Педагоги центра объединяются в творческие кафедры, советы по направленностям, для развития собственного педагогического творчества. Руководит деятельностью творческих объединений методический совет.

В структуре администрации центра создаётся два отдела, осуществляющих управление образовательной деятельностью и развитием центра детского творчества «Темп»:

·           отдел образовательной деятельности (обеспечивает ведение образовательной деятельности центра детского творчества «Темп» согласно учебному плану и действующим нормам);

·           отдел программ и проектов (обеспечивает развитие деятельности в воспитательном пространстве центра детского творчества «Темп»).

Отдел образовательной деятельности

Функции:

Блок 1. Контроль образовательной деятельности педагогов.

·           Посещение занятий педагогов – контроль соответствия деятельности образовательной программе

·           Административный контроль

·           Выполнение правил ВТР

·           Правильность ведения журналов

·           Ежемесячный контроль ведения журналов

·           Составление плана – контроля

·           Сохранность контингента

·           Учет рабочего времени

·           Контроль выполнения приказов, решений

·           Составление графика отпусков

·           Контроль безопасной организации выездных мероприятий

Блок 2. Планирование образовательной деятельности учреждения.

·           Составление перспективного плана учреждения на год

·           Координация ежемесячного плана

·           Составление расписания

·           Тарификация работников

·           План каникул

Блок 3. Мониторинг результативности образовательной деятельности.

·           Организация проведения промежуточной и итоговой аттестации в объединениях

·           Анализ выполнения содержания учебного плана образовательной программы педагогами

·           Анализ выполнения образовательных программ центра и деятельности по направлениям

·           Анализ образовательных программ и замена устаревших

·           Аналитическая и статистическая отчетность

·           Качество выполнения учебного плана

·           Поощрение педагогов, награждение

·           Подготовка предложений о поощрении педагогов за счет фонда интенсивности по результатам образовательной деятельности

Блок 4. Организация повышения квалификации педагогов, аттестации педагогических кадров.

·           Работа с молодыми педагогами

·           Повышение квалификации пед. работников

·           Аттестация педагогов

·           Информирование работников о возможных курсах повышения их мастерства

Блок 5. Нормативно-правовое сопровождение образовательной деятельности.

·           Подготовка должностных инструкций

·           Подготовка приказов по л.с.

·           Лицензирование, аккредитация

·           Регламентация платных образовательных услуг

·           Разработка локальных актов учреждения, касающихся организации образовательного процесса

Блок 6. Организационное обеспечение образовательной деятельности.

·           Взаимодействие со структурами образовательного пространства по вопросам организации образовательной деятельности

·           Договора со школами, клубами и другими структурами пространства

·           Решение оргвопросов работы педагогов центра детского творчества «Темп» на чужой территории

·           Производственные совещания по учебным вопросам

·           Информирование педагогов о программах и конкурсах, смотрах

·           Обучение технике безопасности

·           Ведение дежурства по учреждению

Отдел программ и проектов

Функции:

Блок 1. Разработка образовательных программ и проектов.

·           Разработка образовательных программ учреждения

·           Подготовка к утверждению и корректировка образовательных программ педагогов

·           Разработка проектов учреждения

·           Рецензирование образовательных программ

·           Подготовка проектов для учредителя.

·           Авторские (экспериментальные) программы учреждения.

Блок 2. Координация деятельности учреждения по приоритетным направлениям деятельности.

·           Развитие детских объединений

·           Социально-педагогические программы

·           Координация социально – педагогической работы в пространстве

·           Изменение фонда интенсивности

·           Контроль проведения городских проектов с участием центра детского творчества «Темп»

·           Финансирование проектов учреждения

Блок 3. Методическое сопровождение деятельности центра.

·           Координация социально – психологического обеспечения в центре детского творчества «Темп»

·           Поддержка педагогов в поисках форм, содержания

·           Издательская деятельность

·           На базе центра детского творчества «Темп» методический центр по заявкам пространства

·           Издание учебных пособий, методических сборников

·           Банк данных педагогических технологий, форм, методов

·           Подготовка к участию в различных смотрах, конкурсах и пр. вне учреждения

·           Методические учебы, семинары для педагогов центра детского творчества «Темп» и пространства

Блок 4. Развитие деятельности центра в образовательном пространстве.

·           Запросы воспитательного пространства

·           Мониторинг воспитательного пространства

·           Соответствие образовательных программ запросам воспитательного пространства

·           Анализ влияния образовательных программ центра детского творчества «Темп» на ситуацию в образовательном пространстве

·           Спрос на программы

·           Подготовка предложений по перераспределению кадровых ресурсов в образовательном пространстве

·           Проведение педагогических Советов центра детского творчества «Темп»

·           Кадры

Блок 5. Развитие связей центра с социальными партнёрами.

·           Связь с субъектами воспитательного пространства

·           Контакты с методическими центрами города, республики и пр.

·           Контакты с советами директоров воспитательного пространства

·           Отношения с детскими общественными организациями

Блок 6. Пиар центра детского творчества «Темп».

·           Информационная

·           Имидж центра

·           Контакты со СМИ

Директор центра детского творчества «Темп» руководит работой учреждения, осуществляя полномочия, возложенные на него Уставом и Учредителем.

2.2 Разработка и апробация  программы социально-педагогической  работы центра детского творчества  «Темп» с трудными подростками

Трудным ребенок становится под влиянием многих причин:

·          испорченности отношений в семье,

·          неправильных воспитательных установок,

·          не совершенности влияний и т.д.

Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.

Трудным подросток становится тогда, когда совпадает сразу несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.

На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные проблемы:

- алкоголизация подростков и  молодежи

- раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры

- употребление токсических и  наркотических веществ

- вовлечение подростков и молодежи  в правонарушения

В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминогенности.

Для примера мы приводим данные 2007 – 2008 г.г по г. Амурску:

·          Дети, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних): 46 чел.

·          Количество семей социального риска: 84 (по школам) + 77 (поликлиника)

·          На школьном учете состоит: 182 ребенка (из них: 64% - грубые нарушения Устава школы, 44% – совершение правонарушений, 39% – непосещение школы, 31% – употребление ПАВ, 36% – бродяжничество, 10% – попрошайничество, 6% – условное осуждение).

Все это еще раз подтверждает высокий уровень негативных явлений в молодежной среде.

В центре детского творчества «Темп» нет штатной должности социального педагога. В тоже время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Поэтому директором и коллективом центра детского творчества «Темп» было решено расширить обязанности педагогов центра обязанностями социального педагога.

Совместно с педагогом Деревцовой Н.Ф. (стаж педагогической работы 22 года, стаж работы в УДО – 9 лет), учитывая опыт работы центра детского творчества «Темп» с подростками и молодежью в период сентябрь 2006 – август 2008г., опыт участия в социальных проектах, были сделаны следующие выводы:

1.         Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.

2.         Эффективность работы с подростками категории социального риска возрастает при наличии волонтерского состава и активных форм работы с ребятами (акции, лагеря, тренинги, использование компьютерных технологий и т.д.)

Основываясь на сделанных выводах, нами совместно с Деревцовой Н.Ф. была разработана следующая программа работы с трудными подростками

Пояснительная записка. Обоснование актуальности программы.

Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу.

Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия.

Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности.

Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.

Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи зачастую не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания.

Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу, ни школе.

Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками – это знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников, доказать свою значимость самому себе. К 11-12 годам они абсолютно не адаптированы к существующему обществу, его законам, но уже готовы отрицать и нарушать их.

Данная программа «Альтернатива +» направленная на снижение негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.

Учебные группы будут комплектоваться из детей и подростков (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) в возрасте от 10 до 18 лет.

К категории детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации относятся:

Дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ст. 1. Понятия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органов местного самоуправления.

Подростки данной категории, как правило, не имеют хороших контактов с педагогами школы. Загруженность учителей не позволяет им вести дополнительно воспитательную работу с ребятами группы соцриска, школьные программы в данный момент не ориентированы на углубленную работу в этом направлении.

Информация о работе Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками