Работа в интегрированных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи с учащимися в условиях интегрированного обучения и разработать методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
1. Дать общую характеристику интегрированного обучения;
2. Охарактеризовать роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития;

Содержание работы

Введение

Глава 1. Проблема сотрудничества семьи и школы в контексте образовательной интеграции
1.1.Современные подходы к интегрированному обучению
1.2.Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития
1.3.Формы совместной работы учреждения образования и семьи

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния взаимодействия школы и семьи на общее развитие детей с особыми образовательными потребностями
2.1.Организация и методы проведения исследования
2.2.Анализ результатов диагностического этапа исследования
2.3.Ход и анализ коррекционного этапа исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

универ курсовая.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Итак, анкетирование педагогов  выявило, что педагоги учреждения образования могут проектировать и осуществлять работу по данной теме.

Анализ результатов  проведенного анкетирования родителей позволил сделать следующие выводы:

* в большинстве случаев (60%) дети дома находятся с бабушкой и дедушкой, с родителями – лишь 20% детей.

* любимыми видами деятельности  детей в свободное время оказались:  игры с игрушками (60 %), чтение книжек (50 %), рисование (40 %), прогулки (40 %).

* театры, выставки и цирк в 70% случае с ребенком посещают с бабушками и дедушками, а остальные посещают данные заведения лишь изредка. Указать те учреждения, которые родители посетили в этом месяце, смогли лишь 20% родителей.

* большинство родителей  (60 %) систематически обращают внимание  на развитие ребенка, 30 % – постоянно  и 10 % – затруднились ответить.

* активно заниматься  развитием ребенка мешают: недостаток  времени – 40 %, недостаток знаний и умений – 30 %, домашние дела – 30 %.

* основными источниками  знаний о развитии детей являются: статьи в газетах и журналах – 30 %, личный опыт – 30 %, специалисты дошкольных учреждений – 20 %, родственники – 10 %, друзья и знакомые – 10 %.

* 60 % родителей готовы к сотрудничеству с учреждением образования и 30 % – затруднились ответить.

Итак, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса совместной работы учреждения образования и семьи в условиях интегрированного обучения.

 

 

 

2.3.Ход и анализ коррекционного этапа исследования

 

На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования, данных констатирующего эксперимента были выявлены направления, методы и приемы совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения с детьми младшего школьного возраста.

Коррекционное обучение строилось с учетом общих дидактических принципов (наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность обучения и т.д.), а также данных психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировке на «зону ближайшего развития».

Важнейшим в работе был принцип коммуникативного подхода, который предполагает использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Основными особенностями планирования и организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями являются:

1) Единство диагностики и коррекции.

Задачи коррекционной работы могут  быть правильно поставлены только на основе полной психолого-педагогической диагностики.

Схема и подбор диагностических  и коррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. В самой процедуре психолого-педагогической коррекции заложен огромный диагностический потенциал.

2) Учет в планировании личностно ориентированного подхода. Личностный подход – это подход к ребенку как целостной личности с учетом ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психолого-педагогической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом.

3) Реализация принципа деятелъностного подхода в планировании работы. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Коррекционная работа должна проводиться с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка. Однако, исходя из специфики и задач следует ориентироваться так же и на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

4) Применение иерархического принципа при планировании

В качестве основного содержания коррекционной  работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка.

5) Учет причин и источников отклонений в развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура нарушения определяют задачи и цели психолого-педагогической коррекции. Первопричина определяет стратегию психолого-педагогической коррекции.

Основная цель совместной деятельности школы и семьи —  включение родителей в систематическую  активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями развития.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько  четко организована преемственность  в работе учителя-дефектолога, учителя и родителей.

Основными задачами такой  работы являются:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.
  • Приобщить родителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
  • Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

Основными направлениями  работы являются:

  • изучение семьи и установление контактов с ее членами;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
  • создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Эффективность коррекционных  мероприятий, таким образом, будет  прямо пропорциональна тому, насколько  эмоциональная обстановка воздействует на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с родителями.

Была составлена программа  консультационно-коррекционной работы с родителями.

Таблица 2.3 – Программа  консультационно-коррекционной работы с родителями.

1 этап: Ознакомительный

Цель

Знакомство с родителями и детьми, установление с ними взаимных позитивных отношений

Принципы

- этические,

-гуманистические,

- сотрудничества.

Направления

беседа

2 этап: Диагностика  уровня развития ребенка

Цель

 Выявление уровня  развития ребенка

Принципы

- сотрудничества

Направления

-  анкетирование;

- анализ проблемных  семейных ситуаций.

3 этап: консультативно-коррекционный

Цель

- защита прав и интересов  ребенка, поддержка семьи

Принципы

- сотрудничества и взаимодействия

Направления

- индивидуальные и  групповые консультации родителей  по  формированию навыков общего развития у детей;

- тренинговые занятия  с родителями, направленные на  принятие особенностей ребенка,  обучение упражнениями по развитию  и коррекции психических процессов.

Средства

диагностика

консультирование 

коррекция

Заключительный  этап: проверка эффективности консультативно-коррекционной работы с родителями (повторное тестирование)


 

Таким образом, данная программа  включает диагностический, собственно коррекционный и заключительный этапы.

Программа с родителями и детьми проводилась в течение  месяца 2 раза в неделю (по 2 часа).

Сотрудничество с родителями осуществляется в следующих формах:

1. Коллективные: совместные  занятия; буклеты; родительские собрания; выставки пособий; консультации, семинары, тренинги; дни открытых дверей.

2. Индивидуальные: индивидуальные  беседы; библиотека для родителей;  индивидуальные практикумы; анкетирование.

Индивидуальные встречи с родителями выстраивались в процессе общения с каждой семьей. Проводилось анкетирование родителей и детей «Особенности вашего ребенка», обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка.

Участие родителей в  семинарах по обмену опытом (например, тема «Играем дома») предполагало возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом.

Важным моментом было участие родителей в речевых  традициях группы. Например, «Копилка слов» (традиция направлена на расширение, закрепление, активизацию словаря), «Я дарю тебе словечко» (говорить одному имениннику ласковые слова, которые подбирают с родителями дома) и др..

В дни открытых дверей родители посещали занятия и групповые  мероприятия, получали дополнительные консультации по вопросам стимулирования развития детей.

Темы консультаций для  родителей:

►«Как работать с детьми по предметным и сюжетным картинкам».

►«Игра помогает развиваться».

Была организована выставка развивающих игр, осуществлен подбор литературы по вопросам речевого развития, оформлены:

    • раскладушка «Наши пальчики играют».
    • раскладушка «Мама, папа, я – вместе дружная семья».
    • альбом «Игротека в кругу семьи».

Укреплению взаимодействия с семьей способствует и проведение утренников, праздников, вечеров отдыха и дискотек, где родители вместе с детьми участвуют в играх, танцах.

Педагогическое просвещение  родителей предоставляет им возможность ознакомиться с системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного семейного воспитания в настоящем и в ближайшем будущем.

Лучшими формами организации  педагогического просвещения являются университет для родителей и  лектории по семейному воспитанию. И там, и там занятия проводятся раз в месяц и включают в  себя лекции, тематические занятия, семинары по обмену опытом семейного воспитания, организацию выставок литературы. Темы согласуются с интересами и предложениями родителей. Для успеха их проведения важен также выбор нестандартных тем, вызывающих особый интерес у родителей, например: «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Формирование культуры речевого общения в семье» и т.д.

На просветительских занятиях родители узнают о своем  ребенке много важного для  правильного их участия в его  воспитании, учатся проведению упражнений и игр, направленных на социальное развитие ребенка и т.д.

Эффективной формой коллективной работы с родителями являются родительские научно-практические конференции, которые предназначены для обмена лучшим опытом обучения и воспитания детей, для повышения педагогических знаний и кругозора. На конференции с докладами выступают педагоги, воспитатели, родители детей, представители администрации, другие специалисты.

Интересная нетрадиционная работа, организуемая педагогами, —  родительские чтения. В начале года педагоги знакомят родителей с литературой определенной тематики. Содержание родительских чтений следующее: обмен знаниями, полученными из литературы, обмен опытом общения с ребенком, коллективное рассмотрение путей решения проблемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Рекомендации родителям  по развитию речи у детей:

1. Действия, которые выполняет  взрослый и ребенок, должны  оречевляться.

2. Ребенок должен повторять  не только действия, но и те  слова, которые обозначают это  действие. У детей должно закрепиться понимание того, что за каждым действие или предметом стоит определенное слово.

3. Для развития речи  дети необходимо использовать  различные ситуации – дома, на  прогулке, в магазине. Процесс познания  предметной среды, а соответственно и развитие предметного восприятия, – это процесс расширения физической и духовной ориентации человека в мире, базирующийся на «обычных» способах восприятия – зрение, слух, обоняние, вкус, которые поставляют информацию о соответствующих объектах. Так что старайтесь как можно больше задействовать не только зрение ребенка, но и его осязание, обоняние, слух.

4. Нельзя указывать  ребенку на его ошибки. Это  может сформировать негативное  отношение к процессу говорения.  Взрослый должен давать правильный  образец речи, и самому следить за своей речью.

5. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

6. Наберитесь терпения и учите ребёнка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.

Коррекционные занятия должны помочь детям осознать проблемы тех, кто отличается от них интеллектуальными данными и физическими возможностями. Важно, чтобы обычные дети поняли, как чувствует себя ребенок со сниженными зрением, слухом, двигательными нарушениями. С этой целью на занятиях моделируются ситуации, в которых обычные дети могли бы идентифицировать себя с ребенком с ОПФР, ощутить всю меру возникающих у него трудностей.

Информация о работе Работа в интегрированных классах