Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи с учащимися в условиях интегрированного обучения и разработать методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
1. Дать общую характеристику интегрированного обучения;
2. Охарактеризовать роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития;
Введение
Глава 1. Проблема сотрудничества семьи и школы в контексте образовательной интеграции
1.1.Современные подходы к интегрированному обучению
1.2.Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития
1.3.Формы совместной работы учреждения образования и семьи
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния взаимодействия школы и семьи на общее развитие детей с особыми образовательными потребностями
2.1.Организация и методы проведения исследования
2.2.Анализ результатов диагностического этапа исследования
2.3.Ход и анализ коррекционного этапа исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Итак, анкетирование педагогов выявило, что педагоги учреждения образования могут проектировать и осуществлять работу по данной теме.
Анализ результатов проведенного анкетирования родителей позволил сделать следующие выводы:
* в большинстве случаев (60%) дети дома находятся с бабушкой и дедушкой, с родителями – лишь 20% детей.
* любимыми видами деятельности
детей в свободное время
* театры, выставки и цирк в 70% случае с ребенком посещают с бабушками и дедушками, а остальные посещают данные заведения лишь изредка. Указать те учреждения, которые родители посетили в этом месяце, смогли лишь 20% родителей.
* большинство родителей
(60 %) систематически обращают
* активно заниматься развитием ребенка мешают: недостаток времени – 40 %, недостаток знаний и умений – 30 %, домашние дела – 30 %.
* основными источниками знаний о развитии детей являются: статьи в газетах и журналах – 30 %, личный опыт – 30 %, специалисты дошкольных учреждений – 20 %, родственники – 10 %, друзья и знакомые – 10 %.
* 60 % родителей готовы к сотрудничеству с учреждением образования и 30 % – затруднились ответить.
Итак, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса совместной работы учреждения образования и семьи в условиях интегрированного обучения.
2.3.Ход и анализ коррекционного этапа исследования
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования, данных констатирующего эксперимента были выявлены направления, методы и приемы совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения с детьми младшего школьного возраста.
Коррекционное обучение строилось с учетом общих дидактических принципов (наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность обучения и т.д.), а также данных психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировке на «зону ближайшего развития».
Важнейшим в работе был принцип коммуникативного подхода, который предполагает использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.
Основными особенностями планирования и организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями являются:
1) Единство диагностики и коррекции.
Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психолого-педагогической диагностики.
Схема и подбор диагностических и коррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. В самой процедуре психолого-педагогической коррекции заложен огромный диагностический потенциал.
2) Учет в планировании личностно ориентированного подхода. Личностный подход – это подход к ребенку как целостной личности с учетом ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психолого-педагогической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом.
3) Реализация принципа деятелъностного подхода в планировании работы. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Коррекционная работа должна проводиться с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка. Однако, исходя из специфики и задач следует ориентироваться так же и на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
4) Применение иерархического принципа при планировании
В качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка.
5) Учет причин и источников отклонений в развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура нарушения определяют задачи и цели психолого-педагогической коррекции. Первопричина определяет стратегию психолого-педагогической коррекции.
Основная цель совместной
деятельности школы и семьи —
включение родителей в
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя и родителей.
Основными задачами такой работы являются:
Основными направлениями работы являются:
Эффективность коррекционных мероприятий, таким образом, будет прямо пропорциональна тому, насколько эмоциональная обстановка воздействует на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с родителями.
Была составлена программа
консультационно-коррекционной
Таблица 2.3 – Программа
консультационно-коррекционной
1 этап: Ознакомительный | |||
Цель |
Знакомство с родителями и детьми, установление с ними взаимных позитивных отношений | ||
Принципы |
- этические, -гуманистические, - сотрудничества. | ||
Направления |
беседа | ||
2 этап: Диагностика уровня развития ребенка | |||
Цель |
Выявление уровня развития ребенка | ||
Принципы |
- сотрудничества | ||
Направления |
- анкетирование; - анализ проблемных семейных ситуаций. | ||
3 этап: консультативно-коррекционный | |||
Цель |
- защита прав и интересов ребенка, поддержка семьи | ||
Принципы |
- сотрудничества и взаимодействи | ||
Направления |
- индивидуальные и
групповые консультации - тренинговые занятия
с родителями, направленные на
принятие особенностей ребенка, | ||
Средства |
диагностика |
консультирование |
коррекция |
Заключительный этап: проверка эффективности консультативно-коррекционной работы с родителями (повторное тестирование) |
Таким образом, данная программа включает диагностический, собственно коррекционный и заключительный этапы.
Программа с родителями и детьми проводилась в течение месяца 2 раза в неделю (по 2 часа).
Сотрудничество с родителями осуществляется в следующих формах:
1. Коллективные: совместные занятия; буклеты; родительские собрания; выставки пособий; консультации, семинары, тренинги; дни открытых дверей.
2. Индивидуальные: индивидуальные беседы; библиотека для родителей; индивидуальные практикумы; анкетирование.
Индивидуальные встречи с родителями выстраивались в процессе общения с каждой семьей. Проводилось анкетирование родителей и детей «Особенности вашего ребенка», обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка.
Участие родителей в семинарах по обмену опытом (например, тема «Играем дома») предполагало возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом.
Важным моментом было участие родителей в речевых традициях группы. Например, «Копилка слов» (традиция направлена на расширение, закрепление, активизацию словаря), «Я дарю тебе словечко» (говорить одному имениннику ласковые слова, которые подбирают с родителями дома) и др..
В дни открытых дверей родители посещали занятия и групповые мероприятия, получали дополнительные консультации по вопросам стимулирования развития детей.
Темы консультаций для родителей:
►«Как работать с детьми по предметным и сюжетным картинкам».
►«Игра помогает развиваться».
Была организована выставка развивающих игр, осуществлен подбор литературы по вопросам речевого развития, оформлены:
Укреплению взаимодействия с семьей способствует и проведение утренников, праздников, вечеров отдыха и дискотек, где родители вместе с детьми участвуют в играх, танцах.
Педагогическое просвещение родителей предоставляет им возможность ознакомиться с системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного семейного воспитания в настоящем и в ближайшем будущем.
Лучшими формами организации
педагогического просвещения
На просветительских занятиях родители узнают о своем ребенке много важного для правильного их участия в его воспитании, учатся проведению упражнений и игр, направленных на социальное развитие ребенка и т.д.
Эффективной формой коллективной работы с родителями являются родительские научно-практические конференции, которые предназначены для обмена лучшим опытом обучения и воспитания детей, для повышения педагогических знаний и кругозора. На конференции с докладами выступают педагоги, воспитатели, родители детей, представители администрации, другие специалисты.
Интересная нетрадиционная работа, организуемая педагогами, — родительские чтения. В начале года педагоги знакомят родителей с литературой определенной тематики. Содержание родительских чтений следующее: обмен знаниями, полученными из литературы, обмен опытом общения с ребенком, коллективное рассмотрение путей решения проблемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Рекомендации родителям по развитию речи у детей:
1. Действия, которые выполняет взрослый и ребенок, должны оречевляться.
2. Ребенок должен повторять не только действия, но и те слова, которые обозначают это действие. У детей должно закрепиться понимание того, что за каждым действие или предметом стоит определенное слово.
3. Для развития речи
дети необходимо использовать
различные ситуации – дома, на
прогулке, в магазине. Процесс познания
предметной среды, а соответств
4. Нельзя указывать
ребенку на его ошибки. Это
может сформировать негативное
отношение к процессу
5. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
6. Наберитесь терпения и учите ребёнка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.
Коррекционные занятия должны помочь детям осознать проблемы тех, кто отличается от них интеллектуальными данными и физическими возможностями. Важно, чтобы обычные дети поняли, как чувствует себя ребенок со сниженными зрением, слухом, двигательными нарушениями. С этой целью на занятиях моделируются ситуации, в которых обычные дети могли бы идентифицировать себя с ребенком с ОПФР, ощутить всю меру возникающих у него трудностей.