Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи с учащимися в условиях интегрированного обучения и разработать методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
1. Дать общую характеристику интегрированного обучения;
2. Охарактеризовать роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития;
Введение
Глава 1. Проблема сотрудничества семьи и школы в контексте образовательной интеграции
1.1.Современные подходы к интегрированному обучению
1.2.Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития
1.3.Формы совместной работы учреждения образования и семьи
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния взаимодействия школы и семьи на общее развитие детей с особыми образовательными потребностями
2.1.Организация и методы проведения исследования
2.2.Анализ результатов диагностического этапа исследования
2.3.Ход и анализ коррекционного этапа исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Игры и задания на развитие внимания и памяти для родителей представлены в Приложении 4-6.
С целью создания доброжелательных межличностных отношений между детьми, для лучшего познания сверстников педагоги проводили с детьми класса игры спортивного характера, где приходилось делиться на команды, выбирать лидера, постоянно называя имена. Необходимо было создать такую обстановку, чтобы ребята поняли, как весело, хорошо участвовать в совместных делах, помогать друг другу.
Использовался и такой воспитательный приём, как включение педагога или родителей в игру детей на правах участника. Ребята любят, когда взрослые играют вместе с ними, так как для всех детей взрослый, особенно учитель, — всегда авторитет. Ему охотно уступают ведущую роль в игре. Когда педагог руководит действиями детей, всё идёт гладко, интересно. Он придумывает неожиданные ситуации, предотвращает конфликты.
Особое место в работе занимали игры развивающего характера: «Кто больше?» (на придумывание слов), «Кто где?», «Составь слово», «Эхо» и т.д.
Игры на сплочение, на сглаживание межличностных отношений, которые проводились в присутствии родителей, даны в Приложении 7.
Итак, содержание экспериментальной работы с родителями и детьми включало изучение уровня развития ребенка, проведение с родителями индивидуальных и групповых занятий, консультирование и др.
По окончании экспериментальног
Результаты исследования наглядно отражены на рисунках 2.1 и 2.2.
Первоначальная Итоговая
диагностика диагностика
Рисунок 2.1.Результаты диагностики развития памяти
Первоначальная Итоговая
диагностика диагностика
Рисунок 2.1.Результаты диагностики развития внимания
В результате этой игры выяснилось, что в классе:
- “Звезды” группы - четыре члена группы получили по 8 выборов.
- “предпочитаемый” - в группе 8 человека.
- “оттесненный” – в группе их 7 человек.
- “отверженный” - таких 1 человека.
- взаимовыбора нет у 8 человек.
Таким образом, посредством формирующего эксперимента, была успешно проведена совместная коррекционная работа по развитию психических процессов и межличностных отношений у детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Создание классов
Эффективность интегрированного обучения возможна лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов как общеобразовательных, так и специальных учреждений. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи и педагогической поддержки в условиях интегрированного обучения.
В «Законе об образовании» подчеркивается важная роль педагога в содействии обогащению знаниями, важными в воспитании и образовании детей. При этом необходимо стремиться к единству во взгляде на ребенка как на уникальную, неповторимую личность, требующую внимания, поддержки, проявления уважения и одобрения продуктов его творчества, инициативности, самостоятельности. Важно помочь родителям в приобщении к психологической и педагогической культуре, в развитии рефлексии родителей, умения анализировать и объективно оценивать свои воспитательные возможности и способности, стиль общения с детьми, в формировании готовности родителей к осуществлению коррекции своих установок и позиций по отношению к ребенку, способов общения и др.
Состав родителей, имеющих детей с ОПФР, весьма разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по степени заинтересованности в судьбе ребенка.
В практике общеобразовательной школы используются коллективные, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
Во второй части курсовой работы представлено описание организации и методики проведения констатирующего эксперимента, в котором принимали участие младшие школьники средней школы № 164 г. Минска (20 учеников 2 «В» класса, из них 5 учеников с трудностями в обучении и тяжелыми нарушениями речи).
Результаты эксперимента
позволили выявить младших
В результате проведения исследования взаимоотношений детей выяснилось, что класс достаточно дружный. Дети легко вступают в контакт, дружелюбны, отзывчивы друг к другу, адекватно реагируют на замечания, находятся в хороших отношениях со сверстниками с особенностями психофизического развития.
Далее приводятся методические рекомендации и особенности проведения обучающего эксперимента. Как свидетельствуют результаты контрольного эксперимента, специальное планирование, целенаправленная и систематическая совместная коррекционная работа с использованием наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей позволяет достигнуть положительных результатов.
Сотрудничество педагогов с родителями детей с ОПФР является залогом результативной деятельности с учащимися по их социально-бытовой адаптации, так как семья оказывает значительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Основная цель совместной деятельности школы и семьи в решении проблем социальной адаптации — создание в семье благоприятных условий для роста и развития детей, выработка единства действий в их воспитании.
Огромное значение имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
В отношениях с родителями педагог должен учитывать специфику проблем, которые волнуют родителей, специфику, связанную с возрастом детей, социальной ситуацией их развития.
Данная работа охватывает
лишь некоторые аспекты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Взаимодействие педагогов и родителей
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги!
Просим Вас ответить на ряд вопросов, связанных с проблемой совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения.
1. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет работа по организации взаимодействия учреждения образования и семьи?
2. Осуществляется ли
в Вашем учреждении
3. Какие виды деятельности,
на Ваш взгляд, являются наиболее
эффективными в работе по
4. Откуда Вы черпаете новые сведения о совместной работе школы и семьи?
5. Как Вы оцениваете
свою готовность осуществлять
работу по организации
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Внимательно прочитайте вопрос и выберите подходящий ответ. Нужный ответ подчеркните или обведите кружочком. Если на один вопрос вы можете дать несколько ответов, пронумеруйте их по значимости.
1. Пол вашего ребенка __________
2. Возраст вашего ребенка __________
3. С кем чаще всего находится ваш ребенок дома?
С родителями. С бабушкой и дедушкой.
С сестрой или братом.
4. Назовите любимые виды деятельности вашего ребенка в свободное время (выберите три вида).
Игры с игрушками.
Чтение книжек. Рисование.
Игры на воздухе. Пение.
Музыка. Прогулки.
Игры с мячом. Другие виды деятельности.
5. Посещаете ли вы со своим ребенком театры, выставки, цирк?
Посещаем. Иногда посещаем.
Не посещаем.
6. Что конкретно вы посетили в этом месяце?
______________________________
7. Обращаете ли вы внимание на развитие вашего ребенка?
Постоянно. Систематически (в выходные дни).
Вообще нет. Затрудняюсь ответить.
8. Что мешает вам активно заниматься развитием своего ребенка?
Состояние здоровья. Недостаток времени.
Продолжительный рабочий день. Недостаток воли.
Недостаток знаний и умений. Усталость на работе.
Домашние дела. Другие факторы.
9. Каковы источники
ваших знаний о развитии
Чтение специальных книг. Лекции и беседы.
Передачи по телевидению и радио. Детские врачи.
Статьи в газетах и журналах. Друзья и знакомые.
Специалисты дошкольных учреждений. Родственники.
Исхожу из личного опыта. Не интересуюсь.
10. Готовы ли Вы к
полноценному сотрудничеству с
учреждением образования в
Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методы и приемы развития внимания
Для того чтобы облегчить ребенку познание, освоение окружающего мира, надо научить его сосредотачиваться на изучаемом объекте.
Для развития внимания и для формирования таких его качеств, как объем (способность воспринимать одновременно больше предметов), устойчивость (способность выполнять действия длительное время), распределенность (способность одновременно выполнять несколько действий), переключаемость (быстрота перехода с выполнения одного действия на другое), необходимо включение в учебно-воспитательный процесс игр, упражнений и заданий, развивающих указанные качества.
Все игры и упражнения можно разделить на несколько больших групп.
- «Повтори за мной» - ведущий производит действия, а дети повторяют: руки вверх; руки в стороны; правая рука на пояс, левая в сторону; левая рука вверх, правая в сторону и т.д. Упражнение выполняется стоя;
- «Нос—ухо—нос» - ведущий называет слово, а дети должны показать его. При этом ведущий может "обманывать": говорит "нос", а показывает "ухо" и т.д. Дети должны быть очень внимательными, чтобы показать верно.