Работа в интегрированных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи с учащимися в условиях интегрированного обучения и разработать методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
1. Дать общую характеристику интегрированного обучения;
2. Охарактеризовать роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития;

Содержание работы

Введение

Глава 1. Проблема сотрудничества семьи и школы в контексте образовательной интеграции
1.1.Современные подходы к интегрированному обучению
1.2.Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития
1.3.Формы совместной работы учреждения образования и семьи

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния взаимодействия школы и семьи на общее развитие детей с особыми образовательными потребностями
2.1.Организация и методы проведения исследования
2.2.Анализ результатов диагностического этапа исследования
2.3.Ход и анализ коррекционного этапа исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

универ курсовая.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)
  1. Игры типа «Кто больше увидит»:

- «Назови увиденное» - детям предлагают посмотреть в окно или на стол, на котором стоят разные игрушки, а затем, отвернувшись, назвать увиденное;

- «Кто спрятался?»-  учитель показывает картинку, в которой "спрятаны" разные звери, птицы, предметы. Ребенок должен найти их;

- «Найди различия»  - детям предлагают найти различия в двух картинках;

- «Найди такой  же предмет» - учитель просит найти два одинаковых мяча, одинаковые пары обуви, такую же бабочку, фигурку;

- «Что изменилось»  - учитель показывает знакомые предметы или картинки с их изображением. Дети посмотрят на них, а затем учитель убирает, добавляет один из предметов или меняет их местами. Ребенок должен сказать, какой предмет убрали. То же самое проводится с картинками.

 

 

  1. Подвижные игры на внимание:

- «Подбери слово» - дети становятся в круг, а водящий в середине. Бросив мяч кому-нибудь из играющих, учитель называет одно из трех слов: растение, животное, птица. Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое слово, входящее в данную родовую категорию. Например, при слове "растение" можно назвать березу, ель и т.д. После того как ребенок назвал слово, он возвращает вам мяч. Допустившие ошибку выходят из игры;

- «Живой или  неживой» - дети встают лицом к  ведущему на расстоянии 5—10 метров. Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Надо называть знакомые детям одушевленные и неодушевленные предметы. Если предмет "живой", то дети должны побежать и занять круг. Если предмет "неживой", то они прыгают на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза;

- «Съедобное - несъедобное» - водящий бросает мяч, называя  любой предмет. Мяч надо ловить  только в том случае, если предмет съедобный;

- «Летает—не  летает» - взрослый называет слова  и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета. Дети должны поднимать руки, если предмет летает, и опускать, если не летает. Необходимо их предупредить, что надо быть очень внимательным, так как водящий может специально "обманывать";

- «Наоборот» - нужно отвечать словом и кивком головы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но при этом говорить "нет". Эта игра очень трудная, поэтому не надо огорчаться, если дети не сразу усвоят ее правила.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

Методы и  приемы развития памяти

 

Важнейшим условием развития памяти являются специальные  усилия ребенка - запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию - важная задача педагога. Другая, не менее важная задача - дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

Задачи по развитию памяти:

- развитие навыков  классификации и группировки  материала;

- развитие способности  к построению ассоциативного  ряда;

- развитие техники  создания опорных пунктов;

- развитие умения составлять  мнемический план;

- развитие вербальной, смысловой, двигательной, зрительной памяти.

В качестве игр  и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие.

- «Запомни  и назови» - разложите перед  ребенком 8-10 картинок (или игрушек). Пусть он рассмотрит их в течение 30-40 секунд, а затем накройте салфеткой и предложите ребенку перечислить их. Чтобы тренировать долговременную память, попросите перечислить то, что вы показывали, через час и на следующий день;

- «Найди 9 предметов» - покажите ребенку картинку с  изображением 9 знакомых предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых будут и эти 9 предметов. Ребенок должен назвать или показать их.

- «Назови отличия» - предложите  ребенку рассмотреть картинку, а  затем покажите другую и спросите, что изменилось в рисунке.

- «Что изменилось?» - на полке стоят 6-8 предметов. Ребенок их рассматривает и называет. Затем он отворачивается, а вы производите замену одного-двух предметов и спрашиваете, что изменилось.

- «Пары слов»  - взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например: окно – цветок, чашка – молоко, нога – палец, лыжи – холод, книга – учитель, дорога – машина. После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.

 

 

- «Угадай-ка!» - взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: "Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки".

- «С какой  ветки детки?» - покажите детям  ветки сосны, ели, орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспомнить и назвать эти деревья.

- «Узнай, кто  это» - покажите детям части предмета  и спросите, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище птицы; морда и хвост собаки.

- «Чей силуэт?»  - нужно назвать зверей или  птиц по их силуэтам.

- «Найди свой  предмет» - в этой игре детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти недостающие детали (половинки) к своим предметам.

- «Цепочка»  - взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

-  «Опиши по памяти»  - на короткое время покажите  детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? и т.д.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

 

Игры на развитие внимания и памяти

Чей силуэт?

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет — силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений.

Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (необходимо изготовить одну демонстративную картинку и 5—7 наборов на каждого ребенка, состоящих из одного силуэта, и несколько цветных предметов, похожих между собой).

Ход работы: прежде чем приступить к выполнению этого игрового упражнения, педагог объясняет детям лексическое значение слова «силуэт» (одноцветное, чаще черное изображение чего-либо на фоне другого цвета). Затем выставляется демонстрационная картинка. Дети должны определить, к какому из изображений подходит данный силуэт. Выбор любой пары «предмет — силуэт» дети объясняют на основе сопоставления очертаний цветного и силуэтного изображений, их идентификации. При затруднении педагог помогает ребятам наводящими вопросами.

Возможно  использование цветных фишек в игре, которые даются за правильный ответ.

 

 

Узнай, что это?

Цель: активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.

Игровой материал: демонстрационное полотно, раздаточный материал (на каждого ребенка).

Ход работы: педагог выставляет на демонстрационное полотно картинку с изображением контура верхней части трамвая, предлагая детям внимательно ее рассмотреть и решить, часть чего она им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им «подсказками».

За правильно  составленную пару можно давать фишки. Затем каждому ребенку раздают листочки, на которых предметы изображены не полностью, и ребенка просят сначала узнать предмет, а затем нарисовать их полностью.

 

 

Путаница

Цель: развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (3—4 карточки на каждого ребенка).

Ход работы: педагог демонстрирует карточку наложенных контуров медведя, гуся, бабочки. При этом он объясняет детям, что только поначалу все здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено на карточке «путаницы», надо постараться проследить конур каждого изображения очень внимательно. Педагог проводит по линиям выбранного контура несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнают первый предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно распутывается вся путаница. Затем детям раздают карточки «путаницы», педагог просит внимательно посмотреть и сказать, что у кого изображено.

 

 

Кодирование

Цель: развитие устойчивости внимания, усидчивости, ориентировки в пространственном расположении предметов.

Игровой материал: бланки, карандаши.

Ход работы: каждому ребенку выдается листок с изображением различных фигур и образец. Вместе с группой нужно разобрать, в какой фигуре какой значок нарисован. Затем дети выполняют задание индивидуально: рисуют необходимые знаки в фигурах. Фиксируется время выполнения.

 

 

 

Что изменилось?

Игровой материал: картинки, на одной из которых просто изображены некоторые предметы, на другой эти же предметы могут иметь другое расположение либо могут быть какие-то дополнительные предметы.

Ход работы: педагог перед демонстрацией картинки дает установку на внимание, ориентируя ребят на то, что надо будет как можно лучше запомнить расположение предметов, так как следующий рисунок будет изменен: те же предметы могут быть иначе расположены, некоторых предметов не станет вообще, их место могут занять новые. Демонстрация картинки длится около одной минуты. Затем рисунок убирают. Далее предлагают другой рисунок - с изменениями. На вопрос: «Что изменилось?» - дети высказывают свои предположения, которые педагог одобряет или отвергает.

 

 

Лабиринты

Цель: развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.

Игровой материал: бланки с лабиринтами, карандаши.

Ход работы: «Помогите найти зайке морковку, девочке - школу, мишке - мед». Попросите детей провести линию, не отрывая карандаш от бумаги.

 

 

Разведчики

Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг).

Ход работы: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку и задает по ней несколько вопросов. Например: «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?» Постепенно показываете все более сложные картинки и задаете более трудные вопросы.

 

 

 

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.

Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы (6—7 штук).

Ход работы: попросите ребенка найти все различия между картинками.

 

 

Корректор

Игровой материал: листы с крупным печатным текстом для каждого ребенка.

Ход работы: попросить ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Для детей, не знакомых с алфавитом, это должны быть самые простые по написанию буквы, например О, П, Г. Следите, чтобы он двигался по строкам и не пропускал ни одной буквы. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3—5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

Если ребенок  плохо справляется с заданием, можно предложить ему специально нарисованную корректурную пробу. Можно пользоваться доской и мелками.

 

 

Съедобное — несъедобное

Цель: развитие произвольного внимания, координации движений.

Игровой материал: мячик.

Ход работы: ведущий называет какой-либо предмет и бросает одному из игроков мячик. Если этот предмет съедобный, игрок должен поймать мяч, если несъедобный - отбросить. Игру проводить в свободном темпе. Возможны варианты, например, если предмет большой - мяч отбросить, маленький - поймать; летает - поймать, не летает - отбросить.

 

 

Художник

Цель: развитие зрительной памяти, наблюдательности, речи, способности выделять и называть признаки, характеризующие внешность человека.

Ход работы: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

 

Исключение лишнего

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Информация о работе Работа в интегрированных классах