Ранний детский аутизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

Нарушения общения у детей могут возникать по различным причинам: при умственной отсталости, невротических расстройствах, при поражениях нервной системы, обуславливающих недостаточность речи и слуха, при тяжелой форме психической депривации и. т.п. Однако во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства.
Но у детей встречается и такое отклонение психического развитии, при котором нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминрующее место в формировании его аномального развития. Речь идет о раннем детском аутизме.

Файлы: 1 файл

РДА.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Особенности коммуникативной деятельности детей с РДА

Введение

Нарушения общения у детей могут  возникать по различным причинам: при умственной отсталости, невротических  расстройствах, при поражениях нервной системы, обуславливающих недостаточность речи и слуха, при тяжелой форме психической депривации и. т.п. Однако во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства.

Но у детей встречается и  такое отклонение психического развитии, при котором нарушение общения  преобладает во всем поведении ребенка  и занимает доминрующее место  в формировании его аномального  развития. Речь идет о раннем детском  аутизме.

С синдромом раннего детского аутизма связано особое нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик близких.

Чаще всего жалобы родителей  отражают эмоциональные особенности  таких детей: на стремление уйти от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса к окружающему миру, пассивность, нарастающая с возрастом задержка речевого развития, трудности усвоения социальных навыков и др.

Знание и понимание этих особенностей позволит правильно организовать коррекционную  помощь таким детям.

Однако данная проблема недостаточно изучена. Существуют различные точки зрения на психологическую структуру раннего детского аутизма. Изучение особенностей коммуникативной деятельности занимались К.С. Лебединская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова и др.

Таким образом, проблема изучения особенностей коммуникативной деятельности является актуальной.

 

I. 1. Понятие «аутизм»

В словаре Н.В. Новотворцевой дано следующее определение «аутизму» — это болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. Аутизм проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом.  [7, с. 20]

РДА — это совокупность нескольких видов проявлений, в число которых входят аутизм, различные аффективные проявления, агрессия. [1, с. 383] Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расстройств. [8, с. 220] Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. [4, с. 99]

По данным исследования В. Е. Кагана, распространенность раннего детского аутизма колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детей. Причем у мальчиков РДА  встречается чаще, чем у девочек. [3, с.164] Принято считать, что ранний детский аутизм чаще возникает в определенной семейной среде, обычно это интеллектуальная среда. Аутизм наблюдается у первенцев и единственных детей в семье. Имеются данные, что аутизм чаще развивается у мальчиков, чем у девочек. [4, с. 99] Однако известны случаи, когда в семье рождались двое детей с аутизмом, описаны случаи аутизма у однояйцевых близнецов. [5, с. 50]

Существует разный подход к пониманию  возникновения аути-стического поведения: одни авторы полагают, что аутизм может проявляться уже с рождения, другие предпочитают выделять аутизм первичный и вторичный. Первичный рассматривается как врожденная генетически обусловленная предрасположенность, вторичный — как формулирующаяся форма поведенческих реакций. [4, с. 99-100] Аутизм может возникать вследствие раннего повреждения головного мозга в сочетании со своеобразными, наследственно обусловленными особенностями психики, а также в результате эмоциональной депривации в раннем детстве. Но во всех случаях наблюдается наследственная предрасположенность к подобному своеобразию психического развития. [5, с. 50] Таким образом, практика показывает, что обычно имеет место сочетание двух механизмов.

Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2—3 лет в период первого возрастного криза. [4, с.100] Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 —3-летнему возрасту. [8, с.220]

По критериям, принятым Всемирной  организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

качественные нарушения в сфере  социального взаимодействия;

качественные нарушения способности  к общению;

ограниченные повторяющиеся и  стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности. [9, с. 300]

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

—   недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

—   отгороженность от внешнего мира;

—   слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

—  недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители. Дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям;

—   приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по Л. Каннеру). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни;

—   неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

—   однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движения (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плеч и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);

—   речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, который проявляется в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова.

Весьма характерным при РДА  является зрительное поведение, что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения. [3, с. 164-165]

I.2. Особенности коммуникативной функции речи детей с РДА 

Традиционно, вслед за Л. Каннером, описавшим клинический синдром раннего детского аутизма в 1943 г., выделяют такую  характерную черту, как совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в  речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.[8, с. 220-221]

У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться «автономная речь», «речь для себя». [4, с. 100] Ребенок получает удовольствие не от общения, которое возникает при помощи речи, а от манипулирования самими словами, звуками и фразами.[5, с. 50]

Среди характерных патологических форм речи выделяются эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация [4, с. 100] (либо она очень бедная, либо гротескная, не адекватная смыслу [5, с. 51]), характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей или предметы, к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т.п.

В отличие от речевых нарушений, речь при аутизме на самых ранних этапах может развиваться нормально или даже ускоренно, и ребенок по темпу ее развития иногда обгоняет здоровых сверстников. Затем, обычно до 30 месяцев (в среднем около 18 месяцев) она начинает постепенно утрачиваться: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне, т.е. не развивается коммуникативная функция речи. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительного жестикулирования и имитационного поведения. При этом такая утрата речи чаще наблюдается у девочек.

При раннем детском аутизме в  доречевом периоде часто имеет  место отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную речь. Более чем у 50—70% детей с ранним детским аутизмом наблюдается недостаточность использования жестов и интонации в общении. В начале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место в старшем дошкольном возрасте.

Дети с аутизмом редко используют полноценную речь в общении. В старшем дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной для них остановки, у них нередко наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почти никогда не используют утвердительное слово да. [4, с. 101] Речь часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонятных слов, слышанных ими от окружающих и по радио. Особенностью речи детей с аутизмом является речь о себе во втором и третьем лице.[5, с. 51]

В некоторых случаях может отмечаться сочетание аутизма с различными речевыми нарушениями, в том числе  с алалией. Эти формы особенно неблагоприятны в отношении развития речи, так как два этих дефекта  взаимно усиливают друг друга. [4, с. 101]

I.3. Особенности коммуникативного поведения детей с РДА

У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм довербального и вербального  общения. Самая главная особенность  детей с аутизмом — это стремление избегать контакта с другими людьми. Ребенок ни на кого не смотрит, не общается с окружающими. [4, с. 103] Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних.  [3, с. 167-168]

Признаки нарушения аффективного контакта с людьми и, прежде всего, с близкими, являясь главным симптомом аутизма, и вживаются уже на самых ранних этапах аутистического дезонтогенеза.

1. Приспособление к рукам матери.

Одной из первых важнейших адаптивных реакций младенца является принятие антиципирующей позы (протягивание ручек  по направлению к взрослому, когда ребенок смотрит на него). У многих аутичных детей отсутствует такая поза готовности. На руках матери такой ребенок также может не чувствовать себя комфортно: либо он «висит как мешочек», либо бывает чрезмерно напряжен, оказывает сопротивление.

2. Фиксация взгляда на лице  матери.

В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу. Уже в первый месяц жизни ребенок может проводить большую часть бодрствования в глазном контакт с матерью. Коммуникация с помощью взгляда является основой развития последующих форм коммуникативного поведения. При признаках аутистического развития нарушения глазного контакта может проявляться особенно ярко. Наиболее характерным является взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого, т. е. избегание глазного контакта.

Ряд экспериментальных работ доказал, что особенности глазного поведения аутичного ребенка заключаются не в меньшей частоте, с которой он смотрит на взрослого, а в большей кратковременности фиксации взгляда и более частом колебании дистанции в коммуникативных актах — между приближением и удалением. Кроме того, было обнаружено, что специфика реакции аутичного ребенка на лицо — сосредоточение на нижней его части в то время, как в норме, наибольшую частоту фиксаций взгляда и их продолжительность вызывают глаза. [8, с.223] Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. [4, с. 102]

3. Особенности ранней улыбки.

Признаком благополучности аффективного развития традиционно считается своевременное появление улыбки и ее направленность близкому. Сроки появления первой улыбки у большинства аутичных детей соответствуют норме. Однако она могла быть не столько адресована человеку, сколько возникать в ответ на приятную ребенку сенсорную стимуляцию. Обычно снижение избирательного внимания к людям, столь характерного для младенческого возраста в норме. У части детей не возникало в раннем возрасте известного феномена «заражения» улыбкой. Этот феномен развивается в «комплекс оживления» —- первое направленное коммуникативное поведение ребенка, когда он не только радуется при виде взрослого (повышается двигательная активность, гуление, удлиняется продолжительность фиксации лица взрослого), но и активно требует общения, расстраивается, если взрослый недостаточно реагирует на его обращения (М. И. Лисина, О. В. Баженова).

Нарушение развития эмоционального контакта с близкими обнаруживается у аутичных детей уже на этом уровне, причем преимущественно оно может проявляться в пассивности, вялости такого младенца в эмоциональном общении. Некоторые дети, напротив, проявляют страстность, сверхчувствительность в контакте, но ограничивают его продолжительность, отстраняясь от взрослого, который пытается продлить взаимодействие.

Информация о работе Ранний детский аутизм