Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:21, реферат
Нарушения общения у детей могут возникать по различным причинам: при умственной отсталости, невротических расстройствах, при поражениях нервной системы, обуславливающих недостаточность речи и слуха, при тяжелой форме психической депривации и. т.п. Однако во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства.
Но у детей встречается и такое отклонение психического развитии, при котором нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминрующее место в формировании его аномального развития. Речь идет о раннем детском аутизме.
Нередко врач оказывает медицинскую помощь и самим родителям: в случае медикаментозного копирования, либо их реактивных образований, либо их психического заболевания.
Психолог, обсуждая трудности поведения ребенка в быту, может подсказать родителям, как избежать конфликтов. Профилактика таких болезненных и для ребенка, и для родителей ситуаций, создание определенного щадящего и в то же время эмоционально-тонизирующего, организующего ребенка режима позволяют уменьшить его аутистические тенденции, сделать его податливым педагогическим воздействиям в семье.
Психологу принадлежит ведущая роль в обучении родителей особым приемам воспитания аутичного ребенка дошкольного возраста, начиная от способов налаживания контакта и кончая формированием целенаправленного поведения.
Педагог обучает родителей методике занятий с ребенком, регулярно обсуждает динамику обучения, вновь возникающие у ребенка затруднения.
Ни психолог, ни педагог ни в коем случае не: должны сами говорить родителям об ухудшении, по их мнению, психического состояния ребенка, а тем более самим давать советы родителям в отношении какой-либо терапии. Эти функции выполняет только врач, которому психолог и педагог регулярно сообщают о своих наблюдениях.
Работа с семьей включает в себя следующие направления:
а) психотерапия членов семьи;
б) ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
г) обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе. [2, с. 84—92]
Работа с родителями, по мнению И.И. Мамайчук, заключается в целенаправленных консультациях родителей о воспитании ребенка, в присутствии родителей на занятии и активное участие в нем. [3, с. 267]
Вне зависимости от того, как рано родители стали обнаруживать трудности взаимодействия с ребенком и насколько тонко их почувствовали, весь комплекс их жалоб и, соответственно, основных проблем воспитания можно разделить условно на две категории:
одна больше связана со становящимися
с возрастом все более
вторая имеет отношение к поведенческим трудностям, нарастающим к моменту оформления синдрома, — страхам, агрессии и самоагрессии, негативизму, влечениям, нарушению чувства самосохранения, отсутствию или слабости эмоциональной привязанности, все большей выраженности стереотипности поведения.
Большое значение в успешности коррекционной работы имеет правильная оценка динамики развития ребенка.
Адекватная оценка изменений, происходящих с ребенком, нужна не только для того, чтобы понять, правильно ли было организовано взаимодействие с ним, но и чтобы определить, в каком направлении стоит двигаться дальше, к освоению каких следующих новых способов взаимодействия с окружением его следует осторожно подводить. [8, 230—232]
Правила организации коррекционной работы с аутичным ребенком:
1. Логика аффективного развития
аутичного ребенка отражает
Коррекционный подход направлен на объединение этих двух линий в единую. Поскольку линия механической аутостимуляции ребенка является сильнее, взрослому человеку необходимо подключаться к ней, становиться ее неотъемлемой частью и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.
2. Вступая во взаимодействие с ребенком, имеющим трудности аффективного развития, надо учитывать реальный «эмоциональный возраст» ребенка с РДА.
3. Превышение доступного ребенку уровня взаимодействия неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций: негативизма, агрессии или самоагрессии — и фиксацию негативного опыта общения. Основные параметры, по которым можно определить этот допустимый уровень взаимодействия, следующие:
какая дистанция общения для ребенка более приемлема;
каковы его излюбленные
как он обследует окружающие предметы;
сложились ли какие-то стереотипы бытовых навыков, насколько они развернуты, насколько жестко привязаны к привычной ситуации;
использует ли он речь и в каких целях;
как он ведет себя в ситуациях дискомфорта, страха;
каково его поведение при радости;
как он реагирует на запрет;
как легче его успокоить при возбуждении, при расстройстве;
как долго можно удерживать его внимание и на чем;
как он относится к включению взрослых в его занятие.
По этим параметрам можно определить его способности в непроизвольной активности и возможности его произвольной организации. Данные непосредственного наблюдения должны дополняться сведениями родителей о тех навыках и способностях, которые ребенок демонстрирует в привычных (домашних) условиях и может воспроизвести только в строго стереотипной ситуации. Способности ребенка в его аутостимуляционной активности могут быть реализованы и использованы для развития с ним постепенно усложняющихся форм взаимодействия в правильно организованной среде.
4. Основная нагрузка, как физическая,
так и психическая, в
Понятно, что в ситуации развития ребенка с серьезными нарушениями эмоционального развития должны быть активно задействованы все его близкие. Особость этой ситуации состоит не только в том, что мама нуждается в постоянной поддержке и помощи, безусловно большей, нежели при уходе за нормально развивающимся малышом. Необходимость активного участия всех членов семьи, родных в воспитании такого ребенка связана с особыми трудностями формирования у него разнообразных форм контакта. Маленький ребенок с благополучно протекающим аффективным развитием справляется с этим сам примерно уже с полугодовалого возраста, прекрасно ориентируясь в нюансах взаимодействия с мамой, папой, бабушкой, братом и другими близкими, зная, кому он может пожаловаться, с кем пошалить и т. д. Аутичный ребенок может вступать в контакт обычно в жестко стереотипной форме, неукоснительного соблюдения которой он требует ото всех недифференцированно, либо привязывается симбиотически только к одному лицу и тогда не допускаются до взаимодействия все остальные. Раннее подключение к контакту других близких может несколько смягчить эту проблему, сделать взаимодействие с окружающими людьми более разнообразным и гибким (за счет складывания не одного, а нескольких стереотипов общения).
Еще одна причина важности подключения других родных — необходимость участия, по крайней мере, одновременно двух взрослых для отлаживания у малыша различных форм реагирования. Распределение ролей между ними происходит следующим образом: один берет на себя как бы внешний контакт с ребенком — пытается войти с ним во взаимодействие, спровоцировать его активность, подключиться к его аутостимуляции, поддержать адекватно его спонтанные проявления; второй — активно помогает ребенку войти в это взаимодействие, работая его телом, руками, ногами, вокализируя за него и вместе с ним, оформляя его звуки в нужные по смыслу ситуации слова, эмоционально реагируя за него, поддерживая и усиливая его малейшие намеки на вступление в контакт. Из рассказов некоторых родителей аутичных детей мы знаем, что именно таким путем у ребенка формировались элементы подражания, игры, моторных навыков, вызывалась и развивалась речь. [8, с. 233—234]
Первый этап работы с аутичным ребенком – это установление контакта. Общение должно проходить в очень спокойной обстановке. Должно быть меньше речевого обращения. Если взрослый сидит спокойно, иногда взглянув на ребенка, улыбается ему, ребенок обязательно подойдет к нему. Взрослый должен опустить глаза, дать ребенку рассмотреть себя. Именно в такой ситуации ребенок скорее всего начнет смотреть на взрослого, может даже попробовать дотронуться до его лица.
Взрослый должен начать делать то, что делает ребенок. Этими действиями часто удается успокоить и заинтересовать ребенка. Все эти приемы направлены на то, чтобы вновь пробудить у ребенка радость эмоционального общения с близким, поставить взрослого в центр его мира, «заставить» ребенка стремиться к общению. Первые игровые взаимодействия надо строго дозировать.
При соблюдении этих условий в большинстве случаев можно достаточно быстро установить и упрочить эмоциональную связь с ребенком.
Однако в процессе развития эмоционального контакта встают новые проблемы.
Одной из наиболее частых является формирование симбиотической связи — сверхпривязанность ребенка. Чем спокойнее, увереннее в себе сама мать, тем больше она может привить ребенку ощущение безопасности окружающего мира, радости от контакта с ним.
Распространенной ошибкой во взаимодействии с ребенком является невольная эмоциональная фиксация матери на неудачах ребенка и неумение скрыть свои переживания. Спокойная готовность помочь, вера матери в ребенка — необходимое условие для снятия напряженности в отношениях матери и ребенка, приведения их к нормальным, доставляющим обоим радость формам общения.
Два основных направления работы:
1) преодоление аффективной
Следующий этап — смягчение аффективных расстройств. В большинстве случаев его активность связана с аутостимуляцией. [2, с. 37-40] Существует много способов повышения эмоционального тонуса ребенка, благодаря использованию приятных для него сенсорных впечатлений, положительных сильных переживаний (игры с водой, со светом, с мыльными пузырями, красками, мячиком, юлой, физическая возня, беготня по коридору с моментами «садочек» и «пряток» и т. д.). Подбор таких тонизирующих занятий должен быть достаточно индивидуален.
Способы аутостимуляции детей, страдающих ранним детским аутизмом, могут быть достаточно разнообразны. И уровень подключения к ним тоже может быть разным. В момент наибольшего подъема тонуса аутичного ребенка его аффективное заражение от взрослого проходит значительно легче и он получает положительный опыт хотя бы недолгой синхронизации своего эмоционального состояния с состоянием другого человека.
Одновременно происходит и тренировка большей выносливости к тактильному контакту.
Выбирая, если есть такая возможность, к какой форме аутостимуляции лучше присоединиться, надо помнить о том, что есть такие ее проявления, подключение к которым непродуктивно. К ним относятся самые грубые ее формы, которые выглядят как влечения, завязанные на переживании сильных телесных ощущений. Гораздо более продуктивным представляется подключение к аутостимуляции дистантными раздражителями. Здесь это подключение может носить характер погружения вслед за ребенком в поток очаровывающих его впечатлений и оказания помощи, которая ему в данный момент необходима. [8, с. 238-240]
Аутичный ребенок большей
У аутичиого ребенка возможно влечение к агрессивным действиям.
Проявления самоагрессии легко снимаются в комфортных условиях, если требования взрослого не превышают возможностей ребенка. Однако даже при продвижении ребенка в социальном развитии самоагрессия может периодически возвращаться. При этом она может трансформироваться в агрессию, направленную на любимую вещь, любимого человека, может перейти в словесную форму. [2, с.35—36]