Ранний детский аутизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

Нарушения общения у детей могут возникать по различным причинам: при умственной отсталости, невротических расстройствах, при поражениях нервной системы, обуславливающих недостаточность речи и слуха, при тяжелой форме психической депривации и. т.п. Однако во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства.
Но у детей встречается и такое отклонение психического развитии, при котором нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминрующее место в формировании его аномального развития. Речь идет о раннем детском аутизме.

Файлы: 1 файл

РДА.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Для профилактики возникновения частых агрессивных срывов, следует учитывать  степень выносливости ребенка, соблюдать дозированность взаимодействия с ним, не пытаться резко менять освоенный им стереотип этого взаимодействия. Достаточно действенным приемом является крепкое объятие малыша в ответ на его импульсивные агрессивные действия, прижатие его к себе, обилие тактильного контакта. Агрессивные тенденции могут быть не только негативным проявлением, отражением дискомфорта, страха, чрезмерного возбуждения малыша, но и показателем положительной динамики его аффективного развития, повышения его психического тонуса. [8, с. 250]

Работа по социализации ребенка  идет по этим направлениям: первое— отработка отдельных частных стереотипов поведения, позволяющих ребенку быть более адекватным в конкретных ситуациях; второе—-усвоение распорядка дня, который со временем конкретизируется и усложняется. [2, с. 46]

Основным приемом коррекционного воспитания ребенка с выраженными трудностями аффективного развития является создание для него адекватно организованной среды – создание и поддержание особого аффективного режима воспитания ребенка. Для аутичного ребенка стереотипная форма существования является наиболее доступной, а на начальных этапах коррекционной работы — обычно и единственно возможной. Именно она часто помогает уберечь ребенка от аффективного срыва, запустить с большей вероятностью его активность в адекватных контактах с окружающим, закрепить полученные достижения.

Специальный аффективный режим - это не только поддержание сложившегося стереотипа каждого дня, но и регулярное проговаривание его, комментирование всех его деталей, объяснение ребенку эмоционального смысла каждой из них и их связи. В этом и заключается разработка аффективных бытовых стереотипов малыша с помощью близкого, которая происходит на ранних этапах нормального развития. [8, с. 234]

Обязательна особая эмоциональная  организация всей жизни ребенка. Он должен увидеть, почувствовать внешний мир через эмоции близкого человека. Для этого каждый день ребенка должен  проходить  в  уютной и теплой атмосфере. [2, с. 25] Важно уже с самого раннего возраста давать представление такому ребенку о связи отдельных впечатлений, объяснять ее эмоциональный смысл. Чтобы включить ребенка хотя бы в более пассивной форме слушания в этот комментарий, взрослый обязательно должен опираться на значимые для ребенка аффективные детали его жизни.

Необходимо размечать пространство, в котором живет ребенок. Такая разметка происходит тоже благодаря постоянному эмоциональному комментарию взрослого тех событий, которые обычно происходят на данном месте: еды, одевания, игровых занятий, прогулки, ритуала прощания с кем-то из близких, уходящих на работу, сиденья на горшке и т.д.

Проговаривание подробностей прожитого  дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения маленького ребенка, чем попытки его внезапной организации.

Продуманная организация сенсорной  среды позволяет избежать впечатлений, разрушающих взаимодействие ребенка с окружением, и наполнить ее стимулами, побуждающими к определенным действиям и задающими им нужную последовательность.

Помощником взрослого, пытающегося наладить взаимодействие с ребенком, может выступать прежде всего ритмическая организация воздействий. [8, с. 235-237]

Это очень осторожная и неторопливая работа: слишком много слов сразу, слишком небольшая дистанция общения или громкий голос, или резкое движение могут нарушить начинавшие возникать моменты объединенного с ребенком внимания. [8, с. 241]

Первостепенной задачей родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыкам, является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.

Следующая задача — постепенное  и доброжелательное обучение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначительные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности.

Детей с аутизмом следует как  можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для аутичного ребенка очень полезно, если в доме есть какие-либо животные. Ребенка следует научить заботиться о них.

Дети с аутизмом нуждаются в  ранних коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В процессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность. [5, с. 55-56]

В ясли аутичные дети попадают достаточно редко, в детские сады — значительно  чаще. Для того, чтобы помочь такому ребенку адаптироваться, нужны совместные усилия и близких ребенка, и всех тех людей, которые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.

Во-первых, нужно понимать, что такому ребенку привыкать к саду надо постепенно и готовить его к этому  серьезному изменению привычной жизни нужно заранее. Первое время ребенка надо приводить в сад на ограниченный срок, постепенно его наращивая. Удачный первый вариант такого дозированного посещения — момент прогулки в саду. Дозированность посещения дошкольного учреждения должна соблюдаться и в дальнейшем: в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения его возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем, регулярность хождения и определенные режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и поддерживаться аккуратно. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка и соблюдение деталей которого, проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими, будет давать малышу также ощущение стабильности и комфорта. [8, с. 249-254]

II. 4. Холдинг-терапия

В зарубежной психологической практике при работе с детьми аутистами  особой популярностью пользуется холдинг-терапия. Холдинг-терапия  была разработана доктором Мартой Велш  и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче США в 1978 году. В основу холдинг-терапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком. [3, с. 169]

Процедура этого проводимого ежедневно  метода коррекции (М.М.Либлинг) заключается  в том, что мать ребенка берет  его на руки, повернув к себе лицом, обнимает и удерживает, несмотря на его возможные отчаянные попытки вырваться. Вместе с сидящим рядом отцом, который поддерживает маму а при необходимости и сам держит ребенка, они заверяют его, что эта ситуация для него не опасна: они его любят, хотят быть с ним подольше вместе, просят не уходить от них и взглянуть им в глаза. Это длительная, на первых порах тяжелая и часто драматически протекающая процедура позволяет и ребенку, и его родителям пережить часто первый раз в жизни, то ощущение близости, которое возникает между матерью и младенцем в минуты общения и основывается на обилии тактильного контакта, остром прямом взгляде и общем расслаблении. При выполнении этой процедуры обязательным является комментирование родителями всех тех эмоциональных состояний. которые они при этом испытывают сами, которые переживает ребенок, объяснение, почему они не хотят его отпустить. В дальнейшем при правильном течении холдинга эти комментарии превращаются в рассказы о самом ребенке, а превалирующие вначале холдинга сопротивление ребенка и попытки вырваться уступают место играм, занятиям с ним.

И сам аутичный ребенок и его  родители восполняют таким образом дефицит ранних форм общения и узнавания друг друга, родители приобретают действенный способ острой помощи ребенку в случае тяжелого дискомфорта, страха, перевозбуждения, приучают ребенка к рукам, отчего он испытывает явное удовольствие, провоцируют усиление вокализаций ребенка и появление слов в экстремальной для него ситуации с последующим их закреплением. Появляется привязанность к близкому, стремление исследовать его лицо, способность эмоционально заражаться от него, понимать его эмоции и доходчиво выражать свои.  [8, с. 245-246]

При проведении холдинг-терапии необходимо использовать следующие правила.

1.  Сеансы должны проводиться  родителями ежедневно, по крайней мере в течение двух первых месяцев.

2.  Первые 3-4 сеанса необходимо  проводить в присутствии психолога.

3.  Необходимо добиваться полного  расслабления ребенка по крайней мере на 3-4-м сеансе.

4.  Не рекомендуется прерывать  сеансы, особенно в первые два  месяца.

Данный метод имеет высокую  эффективность, особенно для тех  детей, которые испытывали существенную эмоциональную депривацию со стороны родителей, и особенно матери.

Целесообразно проводить холдинг-терапию  не только с матерью, но и с отцами и другими членами семьи больного ребенка. Эффективность этого метода обусловлена тем, что с помощью его удовлетворяется основопологающая потребность ребенка в социальных контактах, которая базируется на чувстве безопасности.  [3, с.267-268]

Заключение

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному ребенку.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Одним из эффективных методов коррекции  является холдинг-терапия. Положительный эффект «холдинг-терапии» проявляется в изменении поведения ребенка, его психического состояния в целом. У него существенно уменьшается, смягчается собственно аутизм. Возникает поиск тактильного; чаще реагирует на вопросы и обращения матери и других взрослых; сам чаще спрашивает, обращается за помощью; больше реагирует на окружающее в целом, больше «замечает», проявляет интерес к реальности.

Улучшается эмоциональное состояние  ребенка: повышается общий фон настроения, становится меньше тревоги, больше радости.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд врача, психолога, педагога и родителей будет вознагражден тем, что; ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. — Р.-на-Д., Феникс, 2005.
  2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушением общения. Ранний детский аутизм. — М., Просвещение, 1989.
  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб., Речь, 2001.
  4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., ВЛАДОС, 1997.
  5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. — М., Педагогика, 1991.
  6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., Просвещение, 1992.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике). /Сост. Н.В. Новотворцева. — Ярославль, Академия развития, 1999.
  8. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., Академия, 2001.
  9. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. — М., Академия, 2000.

Информация о работе Ранний детский аутизм