Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:21, реферат
Нарушения общения у детей могут возникать по различным причинам: при умственной отсталости, невротических расстройствах, при поражениях нервной системы, обуславливающих недостаточность речи и слуха, при тяжелой форме психической депривации и. т.п. Однако во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства.
Но у детей встречается и такое отклонение психического развитии, при котором нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминрующее место в формировании его аномального развития. Речь идет о раннем детском аутизме.
Для профилактики возникновения частых агрессивных срывов, следует учитывать степень выносливости ребенка, соблюдать дозированность взаимодействия с ним, не пытаться резко менять освоенный им стереотип этого взаимодействия. Достаточно действенным приемом является крепкое объятие малыша в ответ на его импульсивные агрессивные действия, прижатие его к себе, обилие тактильного контакта. Агрессивные тенденции могут быть не только негативным проявлением, отражением дискомфорта, страха, чрезмерного возбуждения малыша, но и показателем положительной динамики его аффективного развития, повышения его психического тонуса. [8, с. 250]
Работа по социализации ребенка идет по этим направлениям: первое— отработка отдельных частных стереотипов поведения, позволяющих ребенку быть более адекватным в конкретных ситуациях; второе—-усвоение распорядка дня, который со временем конкретизируется и усложняется. [2, с. 46]
Основным приемом коррекционного воспитания ребенка с выраженными трудностями аффективного развития является создание для него адекватно организованной среды – создание и поддержание особого аффективного режима воспитания ребенка. Для аутичного ребенка стереотипная форма существования является наиболее доступной, а на начальных этапах коррекционной работы — обычно и единственно возможной. Именно она часто помогает уберечь ребенка от аффективного срыва, запустить с большей вероятностью его активность в адекватных контактах с окружающим, закрепить полученные достижения.
Специальный аффективный режим - это не только поддержание сложившегося стереотипа каждого дня, но и регулярное проговаривание его, комментирование всех его деталей, объяснение ребенку эмоционального смысла каждой из них и их связи. В этом и заключается разработка аффективных бытовых стереотипов малыша с помощью близкого, которая происходит на ранних этапах нормального развития. [8, с. 234]
Обязательна особая эмоциональная организация всей жизни ребенка. Он должен увидеть, почувствовать внешний мир через эмоции близкого человека. Для этого каждый день ребенка должен проходить в уютной и теплой атмосфере. [2, с. 25] Важно уже с самого раннего возраста давать представление такому ребенку о связи отдельных впечатлений, объяснять ее эмоциональный смысл. Чтобы включить ребенка хотя бы в более пассивной форме слушания в этот комментарий, взрослый обязательно должен опираться на значимые для ребенка аффективные детали его жизни.
Необходимо размечать
Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения маленького ребенка, чем попытки его внезапной организации.
Продуманная организация сенсорной среды позволяет избежать впечатлений, разрушающих взаимодействие ребенка с окружением, и наполнить ее стимулами, побуждающими к определенным действиям и задающими им нужную последовательность.
Помощником взрослого, пытающегося наладить взаимодействие с ребенком, может выступать прежде всего ритмическая организация воздействий. [8, с. 235-237]
Это очень осторожная и неторопливая работа: слишком много слов сразу, слишком небольшая дистанция общения или громкий голос, или резкое движение могут нарушить начинавшие возникать моменты объединенного с ребенком внимания. [8, с. 241]
Первостепенной задачей
Следующая задача — постепенное и доброжелательное обучение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначительные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности.
Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для аутичного ребенка очень полезно, если в доме есть какие-либо животные. Ребенка следует научить заботиться о них.
Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В процессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность. [5, с. 55-56]
В ясли аутичные дети попадают достаточно редко, в детские сады — значительно чаще. Для того, чтобы помочь такому ребенку адаптироваться, нужны совместные усилия и близких ребенка, и всех тех людей, которые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.
Во-первых, нужно понимать, что такому ребенку привыкать к саду надо постепенно и готовить его к этому серьезному изменению привычной жизни нужно заранее. Первое время ребенка надо приводить в сад на ограниченный срок, постепенно его наращивая. Удачный первый вариант такого дозированного посещения — момент прогулки в саду. Дозированность посещения дошкольного учреждения должна соблюдаться и в дальнейшем: в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения его возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем, регулярность хождения и определенные режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и поддерживаться аккуратно. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка и соблюдение деталей которого, проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими, будет давать малышу также ощущение стабильности и комфорта. [8, с. 249-254]
В зарубежной психологической практике при работе с детьми аутистами особой популярностью пользуется холдинг-терапия. Холдинг-терапия была разработана доктором Мартой Велш и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче США в 1978 году. В основу холдинг-терапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком. [3, с. 169]
Процедура этого проводимого ежедневно метода коррекции (М.М.Либлинг) заключается в том, что мать ребенка берет его на руки, повернув к себе лицом, обнимает и удерживает, несмотря на его возможные отчаянные попытки вырваться. Вместе с сидящим рядом отцом, который поддерживает маму а при необходимости и сам держит ребенка, они заверяют его, что эта ситуация для него не опасна: они его любят, хотят быть с ним подольше вместе, просят не уходить от них и взглянуть им в глаза. Это длительная, на первых порах тяжелая и часто драматически протекающая процедура позволяет и ребенку, и его родителям пережить часто первый раз в жизни, то ощущение близости, которое возникает между матерью и младенцем в минуты общения и основывается на обилии тактильного контакта, остром прямом взгляде и общем расслаблении. При выполнении этой процедуры обязательным является комментирование родителями всех тех эмоциональных состояний. которые они при этом испытывают сами, которые переживает ребенок, объяснение, почему они не хотят его отпустить. В дальнейшем при правильном течении холдинга эти комментарии превращаются в рассказы о самом ребенке, а превалирующие вначале холдинга сопротивление ребенка и попытки вырваться уступают место играм, занятиям с ним.
И сам аутичный ребенок и его родители восполняют таким образом дефицит ранних форм общения и узнавания друг друга, родители приобретают действенный способ острой помощи ребенку в случае тяжелого дискомфорта, страха, перевозбуждения, приучают ребенка к рукам, отчего он испытывает явное удовольствие, провоцируют усиление вокализаций ребенка и появление слов в экстремальной для него ситуации с последующим их закреплением. Появляется привязанность к близкому, стремление исследовать его лицо, способность эмоционально заражаться от него, понимать его эмоции и доходчиво выражать свои. [8, с. 245-246]
При проведении холдинг-терапии необходимо использовать следующие правила.
1. Сеансы должны проводиться
родителями ежедневно, по
2. Первые 3-4 сеанса необходимо
проводить в присутствии
3. Необходимо добиваться полного
расслабления ребенка по
4. Не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в первые два месяца.
Данный метод имеет высокую эффективность, особенно для тех детей, которые испытывали существенную эмоциональную депривацию со стороны родителей, и особенно матери.
Целесообразно проводить холдинг-терапию не только с матерью, но и с отцами и другими членами семьи больного ребенка. Эффективность этого метода обусловлена тем, что с помощью его удовлетворяется основопологающая потребность ребенка в социальных контактах, которая базируется на чувстве безопасности. [3, с.267-268]
В заключение необходимо еще раз
подчеркнуть, что на долю родителей выпадает
наиболее трудная роль по развитию и подготовке
аутичного ребенка к жизни. Эффективность
описанных методов коррекции возможна
только при их систематическом использовании
в условиях домашней обстановки, при терпеливом
и внимательном отношении к больному ребенку.
Одним из эффективных методов коррекции является холдинг-терапия. Положительный эффект «холдинг-терапии» проявляется в изменении поведения ребенка, его психического состояния в целом. У него существенно уменьшается, смягчается собственно аутизм. Возникает поиск тактильного; чаще реагирует на вопросы и обращения матери и других взрослых; сам чаще спрашивает, обращается за помощью; больше реагирует на окружающее в целом, больше «замечает», проявляет интерес к реальности.
Улучшается эмоциональное
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд врача, психолога, педагога и родителей будет вознагражден тем, что; ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.