Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:21, реферат
Нарушения общения у детей могут возникать по различным причинам: при умственной отсталости, невротических расстройствах, при поражениях нервной системы, обуславливающих недостаточность речи и слуха, при тяжелой форме психической депривации и. т.п. Однако во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства.
Но у детей встречается и такое отклонение психического развитии, при котором нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминрующее место в формировании его аномального развития. Речь идет о раннем детском аутизме.
4. Особенности формирования
Одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Признаками формирования последней является выделение младенцем на определенном возрастном этапе близких, очевидное предпочтение одного ухаживающего лица, чаще всего — матери, переживание разлуки с ней.
Существуют неоднозначные
Проблема выраженной сверхпривязанности может возникать у аутичных детей в разных формах, в зависимости от глубины нарушения аффективного взаимодействия ребенка с окружением. В одном случае, ребенок не в состоянии перенести даже непродолжительную разлуку с матерью, она является для него непременным условием существования. Во втором случае она выражена не так жестко и скорее напоминает обостренный и затянувшийся тип привязанности, характерный для ребенка второго полугодия жизни. Здесь уже наблюдается не только физическая зависимость от мамы (хотя присутствует и она), но и эмоциональная, когда ребенок постоянно нуждается в ее поддержке, одобрении, побуждении на какую-либо активность.
Характерно, что когда сверхпривязанность носит витальный характер, она более покорно принимается мамой и хотя, конечно, очень тревожит ее, редко заставляет принимать самостоятельно какие-то радикальные попытки ее преодоления, несмотря на то, что ребенок становится старше. Даже при огромном терпении это может вызывать моменты раздражения, расстройства, что усиливает, в свою очередь, беспокойство и тревогу ребенка и только закрепляет еще больше его потребность быть рядом с матерью.
Во втором случае, часто выглядящем как чрезмерная робость, боязливость ребенка, близкие, думая о будущем ребенка, пытаются найти возможность уберечь его от будущей нерешительности и несамостоятельности и тренировать малыша на постепенное ослабление его зависимости от матери. Если попытка адаптации к новому месту в отсутствии близкого вызывает стресс, возможен временный регресс психического развития, который, в частности, проявляется и в изменении характера привязанности, большем приближении ее к первому варианту. Крайне тяжело переживается детьми госпитализация без мамы; ее последствием могут быть усиление страхов, потеря речи, углубление аутизма и отсутствие длительное время живой реакции на родных. [8, с. 243-244]
У детей с РДА отмечаются трудности взаимодействия с окружающими, связанные с особенностями развития форм обращения ребенка к взрослому:
1. Сложности выражения
Способность выражать свое эмоциональное состояние, делиться им со взрослым — одно из наиболее ранних адаптивных достижений нормально развивающегося младенца. Обычно оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им; утешить его, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. Как показывают экспериментальные данные, матери аутичных детей часто испытывали трудности в понимании оттенков эмоционального состояния своих младенцев.
2. Трудности в выражении просьбы.
В ряде случаев родители вспоминают, что обращения ребенка не носили дифференцированного характера, было трудно догадаться, чего он просит, что его не удовлетворяет. У многих детей формировался направленный взгляд и жест — протягивание руки в нужном направлении, но без попыток называния предмета желания, без обращения взгляда и вокализации к взрослому. В норме это характерно для определенного этапа раннего развития, и в дальнейшем это движение трансформируется в указательный жест. У аутичного ребенка этого не происходит, и на более поздних стадиях развития движение руки не превращается в показывание пальцем. Даже в старшем возрасте при выражении своего определенного желания такой ребенок обычно берет взрослого за руку и кладет ее на желаемый объект — чашку с водой, игрушку, пластинку и т. д.
Все эти особенности отношений аутичного ребенка с окружающим миром в целом и с близкими людьми свидетельствуют о нарушении развития способов организации активных отношений с миром и превалировании в его развитии уже с раннего возраста выраженной тенденции — перевеса стереотипной аутостимуляционной активности над реально адаптивной. [8, с. 225-227] Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе он может однообразно повторять одни и те же движения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла слова или звуки. Если взрослый все же пытается вступить с ним в контакт, он возбуждается, становится напряженным, негативистичным, может проявлять агрессию по отношению к окружающим. [6, с. 74]
Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему трудно, он не может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение или перевозбуждение. Если взрослый, ориентируясь на достижения ребенка, проявляемые непроизвольно, будет требовать от него соотносимых успехов в произвольной деятельности, это также приведет к потере эмоционального контакта. Ребенок не может отвечать требованиям взрослого и начинает активно избегать контакта с ним. Он отстаивает свой покой, держится за неизменность своих привычек в быту, в игре, окружающей обстановке. Эта неизменность ограждает его от необходимости формировать новые способы поведения.[2, с. 16-17]
О. Н. Никольская с соавторами выделяет четыре основные группы детей с РДА в зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешней средой.
Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. Ведущим патопсихологическим синдромом у детей первой группы является отрешенность от внешней среды.
Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является отвержение окружающей реальности.
Дети третьей группы характеризуются
большей произвольностью в
Дети четвертой группы характеризуются
менее глубоким аутистическим барьером,
меньшей патологией в аффективной
и сенсорной сферах. В их статусе
на переднем план» выступают
Итак, специфика раннего детского аутизма проявляется в первую очередь в дефиците потребности в общении. В зависимости от степени тяжести РДА имеют место различные формы нарушения этой потребности, от отрешенности или отвержения, до замещения и повышенной ранимости при контактах. При всех степенях тяжести детей с РДА наблюдается аффективная дезадаптация. [3, с. 168-169]
Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.
Основными особенностями оммуникативной деятельности детей с РДА являются:
— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
— речевые нарушения. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых – повышенный вербализм, который проявляется в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок получает удовольствие не от общения, которое возникает при помощи речи, а от манипулирования самими словами, звуками и фразами;
— зрительное поведение. Оно проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.
О. Н. Никольская с соавторами выделяет четыре основные группы детей с РДА в зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешней средой.
Специфика раннего детского аутизма проявляется в первую очередь в дефиците потребности в общении. В зависимости от степени тяжести РДА имеют место различные формы нарушения этой потребности, от отрешенности или отвержения, до замещения и повышенной ранимости при контактах.
Признаки аутистического развития могут проявляться в раннем возрасте по-разному. Они выражаются с большей или меньшей интенсивностью, начинают проявляться сразу либо проходит какой-то этап относительно благополучного развития с едва уловимыми тенденциями будущего неблагополучия. Поэтому и родители оказываются в разном положении: одни начинают тревожиться уже с первых месяцев жизни младенца, другие — внезапно осознают то, что ребенок, подававший вначале признаки блестящего интеллектуального и речевого развития, имеет столь серьезные проблемы.
Даже если беспокойство у матерей возникает достаточно рано, обращение за помощью к специалистам обычно бывает малоэффективным. Специалисты, к которым традиционно могут обратиться родители (педиатр, невропатолог, ортопед), не могут оказать таким детям достаточную помощь в плане ранних коррекционных воздействий.
Выраженные трудности взаимодействия с Малышом у близких возникают обычно ближе к 2—2,5 годам, когда становятся более интенсивными их попытки произвольной организации ребенка. Во многих случаях в это время резко ухудшается его состояние. Обычно родители пытаются объяснить происходящее какой-то объективной причиной — следствием серьезной соматической болезни или тяжелого переживания малыша, возникновения стрессовой для него ситуации. Однако в данном случае неблагоприятная ситуация проходит, а проблемы не только не уменьшаются, но, наоборот, начинают нарастать и фиксироваться.
Поэтому проблема работы с семьей является актуальной. Изучением данного вопроса занимались К.С. Лебединская, О.С. Никольская, М. Велш, М.М. Либлинг и др.
Установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями, естественно, является необходимым условием психолого-педагогической коррекции.
Традиционно она начинается врачом и психологом с обсуждения с родителями трудностей психического развития и социализации ребенка. И таких обсуждениях перед самими родителями четче выявляется характер и степень нарушений психического развития ребенка, определяются уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в семье.
Взаимоотношения врача и родителей определяются двумя основными задачами.
Во-первых, это психотерапия родителей, большей частью находящихся в хроническом угнетенном настроении в связи с психической неполноценностью ребенка. Не давая неоправданных оптимистических прогнозов, врач тем не менее обязан посвятить родителей в возможности современной медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции аутичных детей, объяснить, что определенная часть нарушений поведения ребенка носит защитный, гиперкомпенсаторный характер и частично связана с недоучетом окружающими его патологических особенностей. В то же время врач обязан предупредить родителей о ранимости аутичного ребенка.
Второй основной задачей контакта врача и родителей является привлечение родителей к процессу медикаментозного лечения. Это «поддерживающая» терапия небольшими дозами психотропных препаратов, сочетание которых успокаивает ребенка и в то же время стимулирует его целенаправленную деятельность. Врач учит родителей наблюдать за состоянием ребенка во время медикаментозного лечения.