Разработка уроков для школьников по бисероплетению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе теоретических основах бисероплетения, а также разработки уроков для школьников по бисероплетению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть знания по истории бисероплетения;
- определить влияние бисероплетения на творческое развитие личности ребенка;
- привести практические примеры урока по бисероплетению.

Файлы: 1 файл

Бисероплетение курсовая.doc

— 551.50 Кб (Скачать файл)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

На сегодняшний день актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества.

 

Содержание

 

 

Введение

 

 

Изменения потребностей общественного развития обуславливает смену в образовании научно-технократической парадигмы на гуманитарно-культурологическую. Основной ценностью становится сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретения опыта эмоционально-ценностных отношений. То есть, если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на образование, то современная на развитие творческих способностей и формирование культуры личности. [10,c.5]

Исходя из этого, представляется возможным сделать вывод об изменении требования и к самой личности учащегося, что подразумевает наличие у ребенка способности к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентном использовании в практике. А это, в свою очередь, обуславливает ориентацию образования на раскрытие способностей человека, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, где учащиеся смогут проявлять активность, творческий подход к делу, к самообразованию, самоосуществлению своего «Я». Включая учащегося в целенаправленную деятельность по овладению социальным опытом, учитель способствует становлению у школьников личностно-ориентированного отношения к познавательной деятельности, формированию активной жизненной позиции, достижению результатов, соответствующих представлениям о новом качестве жизни. [15,c.11]

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. [11,c.13]

Цель курсовой работы заключается в анализе теоретических основах бисероплетения, а также разработки уроков для школьников по бисероплетению.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-  раскрыть знания по истории бисероплетения;

- определить влияние бисероплетения на творческое развитие личности ребенка;

- привести практические примеры  урока по бисероплетению.

Предмет исследования: декоративно-прикладная деятельность. 
     Объект исследования: бисероплетение как средство развития творческих способностей детей.

При написании курсовой работы была использована в основном литература, посвященная бисероплетению. Среди авторов следует отметить работы Л.М. Аполозовой, Е.  Артамоновой, Л.  Божко, Н. А.  Бондаревой, Э.Ю. Исаковой,  Н.М. Конышевой, Ю.И.  Лындиной, И.Н. Наниашвили, В. В.Попова, Т.В. Сазоновой, К.И. Стародуб, Т.Б.  Ткаченко, Д. Фицджеральд, О.М.  Эрдман.

Гипотеза исследования - уроки по бисероплетению способствуют разностороннему творческому развитию детей, активизации познавательной и творческой деятельности; подготовки к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

 

 

 

 

1. Основы бисероплетения в системе школьного образования

 

1.1. Основные данные истории развития  декоративного бисероплетения

 

Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером) бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера может и потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связанно с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер. [1,c. 13]

Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности творческого поиска. Первыми и сразу полюбившимися человечеству украшениями из бисера стали бусы. Они вошли в многочисленный ряд предметов, которыми человек украшал себя в древности. Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и – уже в наше время – леску, известны с древнейших времен.

Родиной бисера считается Древний Египет, где из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, и бусины становились всё мельче и мельче. Так появился бисер. А само слово "бисер" произошло от арабского "бусра", что означает бусинки с отверстиями. Он был хорошо известен в Античном мире и у некоторых народов даже служил меновой монетой. В Африке в рабовладельческие времена за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической силой и приписывали ему свойства оберега. Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегались — за их разглашение полагалась смертная казнь. Особой интенсивностью производство бисера отличалось в XV - начале XVI веков. [4,c. 20]

Из Египта стекольное производство распространяется на Кавказ, в Рим и проникает в Византию, а также в центральную и северную Европу. Из Византии секреты производства стекла перешли в молодую Венецианскую республику. С XII века на острове Мурано (около Венеции) выпускался бисер хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла, отлично калиброванный и прекрасно сочетающийся в изделиях с драгоценными камнями. Наибольшее развитие искусство изготовления изделий из бисера в Европе и в России получило в первой половине XIX столетия. Из бисера плели украшения, использовали в ткачестве, вязании и вышивке. Техника изготовления изделий передавалась из поколения в поколение.

В Египте и Индии бусами украшали одежду, шею, руки, ноги — да, впрочем, всё, на что их можно надеть, пришить, привязать, вплести и так далее. В Индии такие изделия называются хар, в Эфиопии — чале, в Болгарии, Румынии и Молдове — гарданы и згарды, в Беларуси — пляценки и горлячки, в Украине — герданы и сыплянки, в Литве — каролинес, в Узбекистане — зебигардан, в Словении — нагрделники, в России — ожерелки, цепочки, гайтаны и — “фенечки”. Словом, где их только не носят и как их только не называют!

Бисер обычно воспринимается как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле». Различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II. Для многих народов элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские головные уборы. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Жемчужное шитье известно еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над поверхностью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

К началу ХIХ века в стране начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит". [3,c. 34]

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы — бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

Искусство изготовления изделий из бисера – одно из самых загадочных и интересных. Интерес к этому виду творчества в разное время то резко возрастал, то исчезал практически полностью. В середине 20 века казалось, что оно ушло в прошлое, но начиная с 70-х годов бисероплетение стало потихоньку возрождаться. 

На современном этапе развитие бисерного рукоделия идет в двух направлениях. Прежде всего — это изучение его возможностей материала, и естественно возникающая отсюда тяга к освоению традиций, внимание к национальным особенностям. Второе направление — экспериментальное. Поиск новых форм, совершенствование уже известных технических приемов и разработка новых комбинаций приводят к неожиданным художественным находкам и дают интересные результаты. [6,c.15]

В последнее время бисероплетение — старейший вид рукоделия — занял определенное место в современной моде. В новых коллекциях украшений дизайнеры соединили бисерное плетение, стеклярус и перья. Богатейшая цветовая гамма бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений могут осуществить любую мечту самой капризной модницы. Колье и серьги, пояски и брошки, шапочки и браслеты, заколки и сумочки в сочетании с натуральными камнями, жемчугом и янтарем придают внешнему виду оригинальность и неповторимость.

 

1.2. Влияние бисероплетения на творческое развитие личности ребенка

 

Традиционно формированием системы знаний, общеучебных умений и навыков занимается система школьного образования. Дополнительное образование определяется как фактор развития склонностей, способностей и интересов, становления активной жизненной позиции подрастающего поколения. Решение поставленных задач невозможно без использования в системе дополнительного образования творческого подхода к любому виду деятельности. Именно с позиций данного подхода у ребенка закладываются основы специальной грамоты и мастерства, в полной мере раскрываются творческие возможности как педагога, так и ребенка. [11,c.13]

В современной концепции воспитания и обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является культура. Поэтому приобщение детей к миру культуры, развитие у них интереса к литературе, музыке, живописи и зодчеству способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка. В этом отношении значительным педагогическим потенциалом обладают народные промыслы (в частности бисерные промыслы). Изучение и преподавание народных промыслов в системе дополнительного образования необходимо осуществлять в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что способствует накоплению у детей знаний основ народного орнамента, чувства композиции, а также навыков техники и разновидностей простых и сложных плетений.

Воздействие на формирование личности ребенка художественными дисциплинами подчеркивалось многими учеными (Л. С. Выготский, К. Лехт, Б. М. Неменский и др.). Именно художественная деятельность эмоционально стимулирует мозговую активность, которая обуславливает продуктивное решение художественных задач и стимулирует эстетические потребности детей.

Процесс художественно-эстетического воспитания и развития детей возможен лишь на основе постоянного соприкосновения ребенка с подлинным искусством. Россия — страна с огромным культурным потенциалом. Произведения культурного наследия представляют собой не только бесценные культурные сокровища, но и являются сильнейшим стимулом для активизации творческой деятельности и развития индивидуального мировоззрения. Без развитой способности к эстетическому чувствованию человечество вряд ли могло реализовать себя в столь разнообразном богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.

Информация о работе Разработка уроков для школьников по бисероплетению