Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе теоретических основах бисероплетения, а также разработки уроков для школьников по бисероплетению.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть знания по истории бисероплетения;
- определить влияние бисероплетения на творческое развитие личности ребенка;
- привести практические примеры урока по бисероплетению.
Известно, что доминантой эстетической культуры является ее художественная культура, уровень которой зависит от художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, способности к оценке художественных произведений. Степень сформированности эстетического вкуса является показателем развитости эстетического сознания и эффективности эстетического воспитания. Культура творчества — краеугольный камень фундамента формирующейся личности ребенка, раскрытия и развития его потенциала. [11,c.14]
Различные виды декоративно-прикладного искусства составляют огромный пласт народной культуры. В процессе овладения бисерными промыслами ребята приобретают навыки плетения, ткачества, вышивки бисером и стеклярусом, знакомятся с основами имиджа и дизайна. В ходе работы с бисерными материалами дети расширяют кругозор, повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное — учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские модели бисерных изделий.
Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на это развитие. Б. Блум, Дж. Рензули, П. Торренс, Б. Уайт к ним относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих продуктов, возможность действовать с мыслями и предметами, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды. Учеными в качестве стимуляторов развития креативности у детей определяются: психологическая безопасность, психологическая свобода, эмпатическое понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия, атмосфера дозволенности, любви и спонтанности.
Ученые-методисты, обращаясь к произведениям народного творчества, в образовательном процессе, преследуют основную цель — формирование у детей понимания специфики средств декоративного искусства, а также воспитание высоких эстетических качеств.
Современные народные промыслы основной упор делают на проблему сохранения традиций народного искусства прошлого. Специальное обучение, которое ведут мастера-педагоги в творческих объединениях, сознательно обращаются к лучшему опыту, накопленному поколениями, и создают на основе изучения достижений старых мастеров декоративные изделия, отвечающие современным эстетическим вкусам и общим стилистическим тенденциям нового искусства. В результате в творчестве современных мастеров возрождаются забытые декоративные особенности изделий, характерные для художественных ремесел периодов их наивысшего расцвета.[15,c.44]
Знакомство с традициями народного бисерного промысла способствует расширению у детей художественных представлений, духовных потребностей, воображения, формированию навыков оценки произведений искусства, а также развитию их творческой активности. Освоение бисерных ремесел носит важный характер не только для дальнейшего сохранения промысла, но и для понимания ценности народного искусства в целом.
Занятия в детском объединении по освоению бисерного промысла строятся с учетом природы народного творчества, его специфики, а также с учетом индивидуальных особенностей и навыков учащихся. Вкладывая в свою работу любовь и талант, ребята создают простые и наивные изделия, но в них проявляются их взгляды и чувства.
Именно через познание сущности народного искусства, через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, возможно приобщение к народному творчеству. Каждый предмет, обретает форму, дополненную декоративными украшениями в виде орнамента, изображений птиц, зверей, сюжетных сцен, а также дополнительных деталей: подплетений, бахромы, наплетений и др. Выбранный декор помогает учащимся выявить особенности формы и строения бисерного изделия.
Различные варианты изящных рисунков, в которых своеобразно и нелепо отражаются фантастические сказочные мотивы, стимулируют развитие креативного мышления детей. Комбинируя детали различных форм, цветов, соотнося их с личными особенностями и традициями промысла, учащиеся проявляют творческое воображение, личное художественное творчество, следуя собственному вкусу, а также образцам старинных работ.
Анализ старинных работ из бисера, особенно украшений, является основой для создания собственных форм украшений, соответственно стиля костюма, особенностей характера. В разработке и выполнении изделия особую роль играет материал, подсказывающий форму, вид и технику исполнения украшения, а также возможность эксперимента с формой и техникой. Это, по-нашему мнению, является одним из главных условий развития творческой деятельности детей проявления потребности в художественном самовыражении. [15,c.67]
Приобретая навыки бисерных ремесел школьники активно используют различные способы комбинирования видов плетений, дополняя их стилевым оформлением. Это способствует развитию у детей творческой смелости в поиске и разработке вариантов бисерных изделий.
Использование бисерного материала, отличающегося формой, цветом, размером, является основой для составления разнообразных сплетений круглого, продолговатого, короткого, граненного бисера и стекляруса в единой сетке плетения. Данные сочетания не только способствуют созданию ряда стандартных способов соединения их в традиционных формах украшений, но и стимулируют творческую активность школьников в процессе реализации индивидуальных творческих проектов. Многообразие способов декорирования сетки — «клише» дает возможность для развития объемности восприятия элементов и украшений в целом. Использование объемности плетения способствует переходу школьников на более высокий уровень мастерства и открывает им целый спектр нестандартных решений практической реализации индивидуальных моделей.
Таким образом, усвоение основ народных промыслов (в частности бисерных промыслов) способствует развитию творческой активности, креативности у школьников. Народное искусство, изделия народных промыслов являются мощным стимулом духовного, эстетического, творческого развития подростков, которое определяется системой критериев и показателей творческого, и профессионального развития школьников.
Приобщение ребят к народному искусству (в частности бисерным ремеслам) в системе дополнительного образования, его эффективное влияние на развитие творческих способностей у учащихся во многом зависит от реализации психолого-педагогических условий, созданных в рамках образовательного процесса. В качестве педагогических условий мы понимаем систему методов, приемов и средств, создающих ситуации сотворчества и поддержки, которые направляют художественно-творческую деятельность подростка и педагога, задача которого состоит в способности выявить и проявить у ребенка всех своих качеств, способностей и возможностей в собственной творческой деятельности.
Реализация этих условий способствует проявлению творческой активности, развитию способностей и творческой деятельности. В процессе создания произведений декоративно-прикладного искусства необходима свободная, непринужденная обстановка, организованная среда, соответствующая потребностям детей. Выбирая художественный материал для бисерных изделий, дети должны иметь возможность свободно экспериментировать с ним, делать то, что подсказывает интуиция. Свобода действий необходима ребенку в качестве условия его творческого развития. В результате реализации своих потребностей у ребят появляется состояние творческой самоидентификации, совместная творческая деятельность педагога и учащегося на занятиях в учреждениях дополнительного образования способствует данному процессу и является продолжением индивидуального творчества детей. [11,c.15]
Чтобы перейти на следующий уровень своего развития, ребенок должен мобилизовать свои силы и способности. Важным шагом в этом переходе является педагогическая поддержка творческой деятельности подростка. Главное в педагогической поддержке — дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже есть в наличии, но на недостаточном уровне. Ребенку педагогическая поддержка необходима, чтобы он мог осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир и познавать, развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
Вопрос о значении видов художественной деятельности для творческого развития личности, формирования творческой активности занимает большое место в педагогической науке. Общетеоретические вопросы развития творческих качеств личности, необходимых для участия в творчестве, представлены в результатах отечественных психологов (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова и других). Научные взгляды этих ученых легли в основу положений, выделенных В. П. Ушачевым и широко используемых в педагогике.
Критериями и показателями творческой деятельности и проявления творческих способностей у детей в процессе овладения ими мастерства бисерных ремесел являются: [11,c.17]
1. Интеллектуальные проявления творчества:
2. Степень владения
3. Степень реализации
4. Степень проявления
Первый критерий «Интеллектуальные проявления творчества» определяет качество личности школьника, являющиеся показателями психологической основы креативности. Данный критерий выявляет степень оригинальности и беглости мышления школьников, что в свою очередь является необходимым условием для разработки ими индивидуальных моделей бисерных изделий.
Второй критерий «Степень владения инструментами и материалами» определяет умения детей использовать различные инструменты и материалы, необходимые в процессе выполнения бисерных изделий.
Данный критерий лежит в основе анализа практической деятельности и готовых работ школьников.
Третий критерий «Степень реализации художественного эскиза будущего изделия» определяет умения детей в создании образа бисерного изделия: замысел, воплощение в рисунке-эскизе, создание опорной схемы плетения, практическая реализация. Объектами для творческого ведения поисков образного решения могут быть различные представители флоры, фауны, геометрические формы. Одним из главных моментов в изготовлении бисерных изделий является поиск образного решения в эскизе. Ведь от первоначального замысла зависит общая форма, а также мелкие детали, цветовое и орнаментальное
Четвертый критерий «Степень проявления креативности в практической деятельности» определяет степень индивидуального творчества в создании бисерных работ, процесс создания образа, его оформление цветом, практическая реализация и степень творческой личной активности.
Тема: «Плетение миниатюры маленькая бабочка»
Цели и задачи:
- совершенствовать умение
- развивать творческую
- закрепить умения и навыки приобретенные ранее.
-добиваться гармоничного
- воспитывать в детях
Тип урока: углубление знаний.
Оборудование:
Схемы на доске и на партах, цветовые схемы, бисер и проволока, ножницы, линейка, салфетки, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети входят в кабинет, проходят к своим рабочим местам.
Педагог приветствует детей: Добрый день дорогие друзья, заниматься начинаем, время даром не теряем !
Вводный момент:
Сегодня у нас очередное занятие и оно будет посвящено выполнению миниатюрной фигурки насекомого. Давайте, вспомним какое у нас сейчас время года? Ответы детей. А какой месяц? Ответы детей. А какие приметы осени вы знаете? Дети рассказывают о приметах осени.
Информация о работе Разработка уроков для школьников по бисероплетению