Развитие дружеских отношений между младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение особенностей дружеских отношений в младшем школьном возрасте и разработки комплексов упражнений для их развития.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение понятия «дружба».
2. Выявить особенности дружеских отношений младших школьников.
3. Изучить возможности учебника «Основы светской этики» в развитии дружеских отношений младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы особенностей в развитии дружеских отношений между младшими школьниками……………………………........6
1.1 Проблема формирования понятия «дружба» в работах отечественных педагогов и психологов………………………………………………………..6
1.2 Сущность и значение понятия «дружба»………………………………..13
1.3 Возрастные особенности дружеских отношений……………………….22
Выводы по главе I……………………………………………………………..25
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по проблеме исследования…………………………………………………………………..27
2.1 Описание методики и хода проведения исследования…………………27
2.2 Анализ результатов и анализ учебника М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс………………………………………………………………………….30
2.3 Методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию дружеских отношений у младших школьников ………………...36
Выводы по главе II……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….49
Библиографический список…………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

+++Курсовая работа тема дружба.docx

— 94.98 Кб (Скачать файл)

Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты - товарищами, фашисты - камрадами. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.

Значение третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с "утилитарной" дружбой; такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.

Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.

Что же в таком случае понимаем мы под словом "дружба"? Интуитивно оно вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу. В своей последней книге Райзман, изучив огромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы: "Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства". Это определение Райзмана ставит дружбу в число альтруистических, искренних чувств. [4] [8]

Таким образом, сущность понятия дружба подразумевает разные явления:

  • определенный социальный институт;
  • реальные личные отношения;
  • дружеские чувства и переживания;
  • важная нравственная ценность.

Тённис теоретически разграничил два типа социальных структур: «общину» и «общество». Психологи выделяют несколько метафор определения дружбы, каждая из которых высвечивает какой-то один ракурс проблемы: «Друг-товарищ», «Друг-зеркало», «Друг-собеседник», «Друг-альтер эго».

И значение понятия дружба определяется в четырех значениях: знакомые, коллективная солидарность, функциональные отношения и симпатия и дружелюбие. Райзман в своей книге дал определение дружбы, что друг – это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Возрастные особенности дружеских отношений

Психологические исследования показали, что дружеские отношения на каждом возрастном этапе развития личности имеют свою специфику. Учитывая возрастные и гендерные особенности субъектов, И. С. Кон выделяет детскую дружбу, юношескую дружбу, дружбу взрослых, дружбу в старости; женскую, мужскую и смешанную дружбу. [15] Д. Н. Тулиновой установлено влияние гендерных различий на интерпретацию образа друга: друг в большей степени наделяется фемининными чертами, несмотря на его половую принадлежность, а враг – маскулинными. Особенностями детской дружбы являются: случайность возникновения, поверхностность, слабая устойчивость отношений. Детская дружба проходит ряд стадий в своем развитии. Первоначально она характеризуется эгоцентричностью, а друг воспринимается как реальный партнер по игровой деятельности       (3-7 лет). Затем происходит отделение собственных интересов от чужих, постепенное осознание ценности дружеских действий партнера (4-9 лет). В возрасте 6-12 лет в дружеских отношениях появляется принцип взаимности. Дружба начинает восприниматься как добровольная взаимовыгодная кооперация. В 9-15 лет у подростков актуализируется потребность в самораскрытии, совместном переживании; развивается способность осуществлять анализ дружеских отношений с позиции стороннего наблюдателя. С 12 лет подросток начинает воспринимать дружбу как автономную взаимозависимость. Дальнейшая возрастная динамика дружеских отношений в целом характеризуется их углублением, повышением устойчивости, осознанности, интимности, значимости, индивидуализации и избирательности. Так, для младших подростков особенно важна дружба со сверстниками своего пола, в то время как для 15-17-летних молодых людей – дружба со сверстниками противоположного пола. Девушки быстрее, чем юноши, переходят от детской дружбы к юношеской. Для раннего юношеского возраста типична идеализация друга и дружбы в целом. При этом друг наделяется исключительно позитивными характеристиками, а его реальные отрицательные психологические свойства игнорируются. Одной из форм проявления любви в юношестве является дружба-любовь, которая, в противоположность влюбленности, отличается более спокойным и сдержанным характером отношений, основана на широких социальных связях между друзьями, общности их духовных интересов. Одной из главных неосознаваемых функций дружбы в юношестве становится поддержание самоуважения. Среди других функций выделяется функция самопознания. Исследования И. С. Кона и В. А. Лосенкова [11] показали, что тип дружбы соотносится с определенными чертами личности: общительностью, экстраверсией, склонностью к рефлексии, зависимостью и др. При переходе к взрослости дружеских отношений в некоторой степени утрачивают свою уникальность, меняются и их функции.              И. С. Кон отмечает постепенное снижение интенсивности дружеских контактов, сокращение уделяемого им субъектом времени, снижение психол. интимности дружеских отношений, снижение их уникальности и тотальности. Изменение соотношения эмоционального и рационального начала в пользу последнего приводит к формированию более сдержанных (по сравнению с юностью) дружеских отношений. При этом сохраняется искренность, глубина, устойчивость дружеских отношений. Т. А. Шкурко [27] установила, что изменение основных параметров дружбы взрослых происходит в возрасте 36-50 лет. Дружеские отношения взрослого человека отличаются от юношеских дружеских отношений уменьшением их объема и увеличением психологической близости субъектов. Следовательно, количественные параметры дружбы взрослых оказываются в обратной связи с ее качественными параметрами. Д. Н. Тулинова выявила, что с переходом от юности и молодости к этапу зрелости уменьшается количество лиц, идентифицирующих др. субъектов как друзей, и увеличивается количество индивидов, относящих других к разряду врагов. При этом представления о внешнем облике друга становятся все более позитивными, в то время как представления о внешнем облике врага - более негативными. В зрелом возрасте появляется тенденция к построению разнополых и разновозрастных дружеских отношений. В старости дружба снова обретает свою исключительность, хотя наблюдается ее тематическое сужение. [19]

Проанализировав труды И. С. Кона, Д. Н. Тулиновой,                        В. А. Лосенкова, Т. А. Шкурко мы можем выделить основные особенности дружеских отношений: случайность возникновения, поверхностность, слабая устойчивость отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I

Проанализировав психолого–педагогическую литературу по развитию дружеских отношений между младшими школьниками, можно сделать следующие выводы:

Существуют различные определения понятия «дружба»:

- одни ученые считают, что дружба – величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни»;

- вторые под дружбой понимают, как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов;

- другие рассматривают дружбу как спокойная и тихая привязанность, направляемая разумом и укрепляемая привычкой, возникающая из долгого знакомства и взаимных обязательств, лишенная ревности или страхов и тех лихорадочных приступов жара или холода, которые вызывают такое сладостное мучение в любовной страсти».

Таким образом, мы в своей работе будем придерживаться определения, данного К. В. Гавриловца, что «дружба» – это отношения глубокой привязанности, основанные на общности убеждений, интересов, личной симпатии, испытанные временем и трудностями; потому что в дружбе создаются условия для наиболее полного  развития нашей личности,   расцвета всего лучшего в нас.

Сущностью понятия дружбы являются: определенный социальный институт, реальные личные отношения, дружеские чувства и переживания и важная нравственная ценность.

Значением понятия дружбы являются: знакомые, коллективная солидарность, функциональные отношения и симпатия и дружелюбие.

Проанализировав труды И. С. Кона, Д. Н. Тулиновой,                        В. А. Лосенкова, Т. А. Шкурко, мы можем выделить основные особенности дружеских отношений: случайность возникновения, поверхностность, слабая устойчивость отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по проблеме исследования

2.1 Описание методики  и хода проведения исследования

Нами был проведен констатирующий эксперимент по развитию дружеских отношений между младшими школьниками.

Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 15 города Челябинска учащимися 4 «а» класса.

  1. Методика «Незаконченный рассказ» Г.А. Урунтаевой и

Ю.А. Афонькиной. [24, с. 97–98]

Цель: изучение стремления младших школьников к проявлению гуманных отношений.

Методика используется в работе с детьми младшего школьного возраста. Детям предлагается закончить несколько ситуаций:

  1. Таня и Полина подруги. Они поехали на экскурсию с классом. Вдруг Полина обнаруживает, что не взяла с собой бутерброд. Тогда Таня… Что сделала Таня? Почему?
  2. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
  3. Вика и Оля подруги. В четверг они выполняли контрольную работу. На следующий день девочки открыли тетради и увидели, что Вика получила «5», а Оля – «3». Тогда Вика сказала… Что сказала Вика? Почему?
  4. Аня и Маша – подруги. В воскресенье утром девочки пошли гулять. У Маши было хорошее настроение, так как ей сегодня мама подарила красивое платье. Маша все время улыбалась и смеялась. Тогда Аня сказала… Что сказала Аня? Почему?

Характеристика уровней проявления социальных эмоций и их влияние на поведение детей младшего школьного возраста.

1.Высокий

Оказание помощи: помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества.

Реакция на успех или неудачу других: признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение.

2.Выше среднего

Оказание помощи: помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.

Реакция на успех или неудачу других: признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение.

3.Средний

Оказание помощи: помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых.

Реакция на успех или неудачу других: проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо».

Реакция на эмоциональное состояние других: различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта, иногда переживают за товарищей.

4.Низкий

Оказание помощи: недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.

Реакция на успех или неудачу других: не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.

Реакция на эмоциональное состояние других: не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других. [25]

  1. Методика «Пословица». [17]

Методика предназначена для выявления уровня понимания детьми младшего школьного возраста пословицы: Не в службу, а в дружбу.

Сначала младшим школьникам раздаются листы, на которых они будут писать. Затем детям предлагается прослушать пословицу и записать значение этой пословицы (как они ее понимают).

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов

Методика «Незаконченный рассказ» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. (см. Приложение 1)

Таким образом, оказание помощи в первой ситуации на высоком уровне проявляют 91,3 % детей. Они оказывают помощь во всех случаях по собственному желанию, мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества. На уровне выше среднего проявляют 8,7 % детей. Они оказывают помощь во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.

Оказание помощи во второй ситуации на высоком уровне проявляют 60,87 % детей. Они оказывают помощь во всех случаях по собственному желанию, мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества. На уровне выше среднего проявляют 17,4 % детей. Они оказывают помощь во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение. На среднем уровне проявляют 8,69 % детей. Они оказывают помощь во всех случаях,  иногда прибегают к помощи взрослых. На низком уровне у 13,04 % детей недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.

Реакция на успех и неудачу других на высоком уровне проявляют 34,78 % детей. Они признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение. На уровне выше среднего проявляют     47,83 % детей. Они признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение. На среднем уровне проявляют 13,04 % детей. Они проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо». На низком уровне проявляют 4,35 % детей. Они не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.

Информация о работе Развитие дружеских отношений между младшими школьниками