Развитие дружеских отношений между младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение особенностей дружеских отношений в младшем школьном возрасте и разработки комплексов упражнений для их развития.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение понятия «дружба».
2. Выявить особенности дружеских отношений младших школьников.
3. Изучить возможности учебника «Основы светской этики» в развитии дружеских отношений младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы особенностей в развитии дружеских отношений между младшими школьниками……………………………........6
1.1 Проблема формирования понятия «дружба» в работах отечественных педагогов и психологов………………………………………………………..6
1.2 Сущность и значение понятия «дружба»………………………………..13
1.3 Возрастные особенности дружеских отношений……………………….22
Выводы по главе I……………………………………………………………..25
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по проблеме исследования…………………………………………………………………..27
2.1 Описание методики и хода проведения исследования…………………27
2.2 Анализ результатов и анализ учебника М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс………………………………………………………………………….30
2.3 Методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию дружеских отношений у младших школьников ………………...36
Выводы по главе II……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….49
Библиографический список…………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

+++Курсовая работа тема дружба.docx

— 94.98 Кб (Скачать файл)

В теоретической главе работы мы выяснили, что дружба рассматривается в психолого-педагогической литературе как отношения глубокой привязанности, основанные на общности убеждений, интересов, личной симпатии, испытанные временем и трудностями; потому что в дружбе создаются условия для наиболее полного  развития нашей личности,   расцвета всего лучшего в нас. Определили, что сущностью понятия дружбы являются: определенный социальный институт, реальные личные отношения, дружеские чувства и переживания и важная нравственная ценность. И значением понятия дружбы являются: знакомые, коллективная солидарность, функциональные отношения и симпатия и дружелюбие. А основными особенностями дружеских отношений являются: случайность возникновения, поверхностность, слабая устойчивость отношений.

В практической части исследования описан ход и результаты проведенного нами эксперимента по развитию дружеских отношений между младшими школьниками. И проанализировав учебник, мы можем дать положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе. Результаты исследования позволили составить методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию дружеских отношений у младших школьников.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута и задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Альберони, Ф. Дружба и Любовь. – М.: – 2001. – 166 с.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 249 с.
  3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. – М.: Мысль, 1983. – c. 222 – 223.
  4. А. Я. Психология [Электронный ресурс] // http://azps.ru/articles/soc/soc79.html
  5. Вачков, Н. В. Окна в мир тренинга. – СПб., 2004 [Электронный ресурс] // http://xreferat.ru/77/1852-1-psihologicheskiiy-trening-dlya-deteiy-podrostkovogo-vozrasta-na-temu-druzhba.html
  6. Гавриловец, К. В. Дружба, товарищество, любовь / К. В. Гавриловец. – Минск: Нар.асвета, 1981. – (Этика-школьникам). –    48 с.: ил.
  7. Гассенди, П. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1966. – с. 397.
  8. Гендерные особенности дружбы [Электронный ресурс] // http://en.coolreferat.com
  9. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
  10. Лисина, М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М.: Педагогика, 1978. – с. 268.
  11. Лосенков, В. А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. – Л.: - 1974.
  12. Кант, И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1965. – с. 415.
  13. Кон, И. С. Дружба: этико-психол. очерк / И. С. Кон. – М.: Политиздат. 1980. – 255 с.
  14. Кон, И. С. Дружба: этико-психологический очерк / И. С. Кон. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат. 1987. – (Личность, мораль, воспитание). – 348 с.
  15. Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. – 4-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005. – 329 с.
  16. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. Около 57000 слов // под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1973. – 846 с.
  17. Пословицы и поговорки / под. ред. Ю. Г. Хацкевича. – Мн.: Харвест, 2004. – 320 с. – (Золотая коллекция).
  18. Псайофис.ру [Электронный ресурс] // http://www.psyoffice.ru/4-0-2075.htm
  19. Псайофис.ру [Электронный ресурс] // http://www.psyoffice.ru/6-1095-druzheskie-otnoshenija-vozrastnye-osobenosti.htm
  20. Реан, А. А. Гендерные аспекты в дружбе // Вопросы психологии. №1. – 2008. – с. 8-14
  21. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000.
  22. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyi-chas-po-teme-druzhba
  23. Студеникин, М. Т. Основы духовно–нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Студеникин. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 160 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
  24. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – с. 97–98.

 

  1. Шитякова, Н. П., Гильгенберг, И. В. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. –   79 с.
  2. Шкуричева, Н. А. Дружеские взаимоотношения младших школьников / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. – 2010. - № 11 – с. 6 – 8.
  3. Шкурко, Т. А. Личностные факторы дружеских отношений взрослого человека / Т. А. Шкурко // Северо-Кавказский психол. вестник. – 2004. - № 2.
  4. Юм, Д. Сочинения: В 2 т. М.: Политиздат, 1966. – с. 701.
  5. Fraisse J.-C. Philia. La notion d’amitie dans la philosophie antique. Paris: Vrin, 1974. P. 190.
  6. Lazarsfeld P. F., Merton R. K. Friendship as a social process: a substantive and methodological analysis // Freedom and Control in Modern Society / Eds. M. Berger, T. Abel, C. H. Page. Princeton: Van Nostrand, 1954. P. 18–66.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие дружеских отношений между младшими школьниками