Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 00:44, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение особенностей дружеских отношений в младшем школьном возрасте и разработки комплексов упражнений для их развития.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение понятия «дружба».
2. Выявить особенности дружеских отношений младших школьников.
3. Изучить возможности учебника «Основы светской этики» в развитии дружеских отношений младших школьников.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы особенностей в развитии дружеских отношений между младшими школьниками……………………………........6
1.1 Проблема формирования понятия «дружба» в работах отечественных педагогов и психологов………………………………………………………..6
1.2 Сущность и значение понятия «дружба»………………………………..13
1.3 Возрастные особенности дружеских отношений……………………….22
Выводы по главе I……………………………………………………………..25
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по проблеме исследования…………………………………………………………………..27
2.1 Описание методики и хода проведения исследования…………………27
2.2 Анализ результатов и анализ учебника М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс………………………………………………………………………….30
2.3 Методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию дружеских отношений у младших школьников ………………...36
Выводы по главе II……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….49
Библиографический список…………………………………………………..51
Реакция на эмоциональное состояние других на высоком уровне проявляют 34,79 % детей. Они умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение. На уровне выше среднего проявляют 8,69 % детей. Они умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение. На среднем уровне проявляют 47,83 % детей. Они различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта, иногда переживают за товарищей. На низком уровне проявляют 8,69 % детей. Они не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.
Таким образом, 91,3 % учащихся 4 «а» класса помогают своим сверстникам, проявляют сочувствие, 34,79 % учащихся могут различать эмоциональное состояние одноклассников в зависимости от ситуации и иногда переживают друг за друга. Но они оказывают помощь не во всех случаях, 8,69 % детей иногда прибегают к помощи взрослых, 4,35 % учащихся ставят себя на первое место и 8,69 % детей иногда не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих.
Методика «Пословица». (см. Приложение 2)
В ходе эксперимента мы предложили учащимся раскрыть значение пословицы «не в службу, а в дружбу», поэтому были получены следующие результаты: 3 человека (13,04 %) точно понимают пословицу. Например, «помочь как другу» или «дружба поможет в трудную минуту». 10 человек (43,48 %) неточно понимают пословицу. Например, «лучше дружить, чем служить», «когда человек служит, а другой хочет подружиться», «не служить надо, а дружить», «настоящий друг идет не служить, а дружить». 4 человека (17,4 %) неправильно понимают пословицу. Например, «лучше не работать, а дружить, потому что дружба всегда поддержит», «человек не хочет ходить на службу, а хочет дружить», служить значит дружить», «нужно со всеми дружить и никому не указывать». 6 человек (26,08 %) не понимают или не способны раскрыть значение пословицы.
Таким образом, точного понимания детьми младшего школьного возраста значения пословицы было сформировано у 13,04 %, что составляет совсем малую часть. Это значит, что у учащихся 4 «а» класса несформировано понимания значения пословиц о дружбе.
Анализ учебника М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.
Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян.
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Содержание раздела «Дружба и порядочность»
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. [23]
Итак, проанализировав учебник, мы можем дать положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе.
2.3 Методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию дружеских отношений у младших школьников
Если рассматривать общение как процесс обмена духовными, эмоциональными ценностями и взять за основу то, что личность школьника проявляется через систему отношений (с одноклассниками, друзьями, значимыми взрослыми, учителями), то получается, что учителю необходимо знать особенности общения и отношений каждого школьника. Целенаправленно организованный диалог учителя с детьми, учащихся друг с другом позволяет сплачивать коллектив, формировать в нем позитивные ценностные установки и осуществлять психолого-педагогическую помощь школьникам. Дружеские отношения успешно формируются в совместной деятельности учеников. Парные, групповые, коллективные формы организации обучения и общения в сочетании со значимым для младшего школьника содержанием создают условия для позитивного формирования межличностных отношений в классном коллективе, самовыражения каждого его члена.
С целью выявления представлений младших школьников о дружбе, изучения качественных характеристик межличностных отношений, развития умений общаться в паре, группе и коллективе учитель может провести следующую работу.
Учитель делит детей на пары или группы и предлагает им закончить фразу «Друг — это...», которая записана на доске. Выбор парной и групповой форм зависит от уровня развития умений учащихся работать совместно и от желания младших школьников сотрудничать. Так, для первоклассников в адаптационный период преимущественной формой организации процесса общения является парная.
Так, для одних школьников друг — это защитник (не оставит в беде, защитит, если тебя бьют, всегда заступится, вытащит из беды), для других – помощник (помогает, когда трудно, всегда поддержит, поможет справиться с учебой). Многие младшие школьники выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению (с другом всегда играем вместе, с ним мы никогда не ссоримся, с друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения). Друг также выступает как партнер по доверительному общению (лучшей подруге можно рассказать сокровенный секрет, другу можно верить, ему можно рассказать про свою любовь). Для некоторых учеников друг — это понимающий, родной человек (этот человек тебя понимает, друг всегда понимает тебя и верит, друг — это тот, с кем неразлучен, это лучший человек, не считая родителей) или партнер по свободному времяпровождению (с другом можно хорошо проводить время, с ним всегда нескучно гулять, с другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в разные места).
Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях школьников в межличностных отношениях, социально-психологических потребностях (в безопасном диалоге, психологической поддержке, установлении доверительных отношений, конструктивном общении и т.д.). Изучение характера общения школьников друг с другом, их ценностных ориентаций, социальных потребностей, формирование умения выражать себя (презентовать) перед одноклассниками позволяет учителю целенаправленно организовать процесс общения школьников друг с другом и наладить конструктивный диалог с классом, группой или отдельным ее членом. [26]
Реакция на эмоциональное состояние других. К этой ситуации можно отнести следующие методические рекомендации:
Урок: «Дружба»
Цели:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
3.Воспитывать дружеские
4. Формирование нравственных
1.Работа с пословицами. (4 мин.)
- О дружбе размышляли
во все времена. О ней письменно
и устно излагали свои мысли
и поэты, и писатели, и ученые,
и философы, и крестьяне, и дворяне.
Например, философ Сократ говорил
так: «Никакое общение между людьми
невозможно без дружбы». Люди
сложили о дружбе много
Проверка выполнения задания.
Старый друг лучше новых двух
Был бы друг, найдется и недруг
Доброе братство дороже любого богатства
Не забывай друга ни в радости, ни в горе
Друга ищи, а найдешь, береги
Сам пропадай, а товарища выручай
Друга за деньги не купишь
Друг познается в беде
Друга иметь – себя не жалеть
2. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу (6 мин.)
- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация № 3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
Информация о работе Развитие дружеских отношений между младшими школьниками