Развитие дружеских отношений между младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение особенностей дружеских отношений в младшем школьном возрасте и разработки комплексов упражнений для их развития.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение понятия «дружба».
2. Выявить особенности дружеских отношений младших школьников.
3. Изучить возможности учебника «Основы светской этики» в развитии дружеских отношений младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы особенностей в развитии дружеских отношений между младшими школьниками……………………………........6
1.1 Проблема формирования понятия «дружба» в работах отечественных педагогов и психологов………………………………………………………..6
1.2 Сущность и значение понятия «дружба»………………………………..13
1.3 Возрастные особенности дружеских отношений……………………….22
Выводы по главе I……………………………………………………………..25
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по проблеме исследования…………………………………………………………………..27
2.1 Описание методики и хода проведения исследования…………………27
2.2 Анализ результатов и анализ учебника М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс………………………………………………………………………….30
2.3 Методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию дружеских отношений у младших школьников ………………...36
Выводы по главе II……………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………….49
Библиографический список…………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

+++Курсовая работа тема дружба.docx

— 94.98 Кб (Скачать файл)

3. Упражнение «Мой идеальный друг» (7мин.)

- С любым ли человеком  дружат?

- А каким должен быть  настоящий друг?

- А какими качествами  обладают ваши друзья? Какие они  – ваши друзья?

- Возьмите тексты, которые  лежат у вас на парте и  подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.

 

 

Текст

Уважение и доверие  к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность,  эгоизм, лицемерие (лесть),  умение критиковать (и себя в том числе),  прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность. (см. Приложение 3)

Работа в парах.

- Проверьте, все ли качества  вы выбрали?

Для дружбы важно:

  1. уважение и доверие  к другу,
  2. готовность оказать помощь и поддержку,
  3. принципиальность,
  4. умение критиковать (и себя в том числе),
  5. прямота, принципиальность,
  6. искренность,
  7. честность,
  8. забота,
  9. бескорыстие,
  10. равенство,
  11. преданность,
  12. верность,
  13. богатый внутренний мир,
  14. требовательность.

- Дружба всегда предполагает  определенные нравственные принципы  – верность, постоянство, честность…  Сама потребность в дружбе  возвышает человека, делает его  добрее, щедрее к людям.

- Некоторые ребята любят  командовать, требуют, чтобы товарищи  прислушивались к их мнению, беспрекословно  им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению  доверительных, дружеских отношений  между людьми.

- Дружба несовместима  с эгоизмом, предательством. Нет  оправдания другу, который в трудную  минуту не помог в беде, опасности.

4. Игра «Знаю ли я своего друга?» (7мин.)

- Чаще всего дружба  бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые  игры, занятия.  Хорошо ли вы  знаете своих друзей? Внимательны  ли вы к ним? Знаете ли, что  они любят, чем интересуются, о  чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими  друзьями.

Одну пару учитель приглашает к доске.

- Сейчас мы поиграем  в игру «Знаю ли я своего  друга?». В этой игре участвует  одна пара друзей. Я буду задавать  вопросы. Один из друзей запишет  ответ на доске, потом мы выслушаем  другого. Мы сравним их ответы  и сделаем вывод, хорошо ли  они знают друг друга.

Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.

Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.

- Какой урок у него  любимый?

-На чем он любит  кататься?

-Какое время года у  него любимое?

-Какой вид спорта любит?

-Кем хочет стать, когда  вырастет?

-Какое животное он  хотел бы иметь дома?

- Мы видим, что {имя) хорошо  знает, чем живет его друг, какие  у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились  доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

Упражнение “Подарок”

- Друзьям обычно дарят  подарки и говорят комплименты. Комплимент – это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится  приятно на душе.

-Я предлагается  взять  из коробки по одному или  по два цветка и подарить  их тому, кому вы хотите, но  обязательно со словами: “Я дарю  тебе цветок, потому что ты  самый…(сказать о том, что тебе  нравится в этом человеке).

 Тем детям, которым  никто не подарит цветок, это  нужно сделать учителю, который  обязательно отмечает лучшие  качества каждого ребенка, которому  он делает подарок. [22]

Оказание помощи. К этой ситуации можно отнести следующие методические рекомендации:

Упражнение «Дружба»

Цели: Для детей начальной школы дружба очень важна. Со своими друзьями дети могут делиться такими вещами, о которых они не говорят с родителями. Они могут идентифицироваться со своими друзьями и открывать для себя новые ценности, идеи и способы поведения. В дружбе впервые возникает эмпатия, которая может потом распространиться и на других людей.

Инструкция: Можете ли вы мне сказать, почему человеку нужны друзья? Много ли друзей ему нужно? Каким должен быть хороший друг (хорошая подруга)? Что твой хороший друг (подруга) делает для тебя? Что ты сам делаешь для своего друга (подруги)? Хорошие друзья похожи на брата или сестру? А чем они отличаются?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните глубоко.

Теперь представь себе, что ты находишься в окружении нескольких своих друзей... Это совершенно особые люди в твоей жизни – люди, с которыми тебе хорошо. Ты можешь им доверять, рассказывать им обо всех важных событиях своей жизни и о своих сокровенных чувствах... (15 секунд.) Посмотри внимательно на каждого в отдельности и подумай, почему он или она так важны для тебя... (15 секунд.) Теперь взгляни на всех своих друзей. Может быть, кто-то из них тебе особенно дорог? Если это так, тогда скажи ему (ей), как тебе нравится, когда вы вместе, и как тебе важна дружба с ним (ней)... (15 секунд.)

Теперь послушай, что скажет тебе твой лучший друг (подруга) о том, почему он (она) тоже дорожит дружбой с тобой... (15 секунд.) А сейчас я хотел бы, чтобы вы попрощались со своими друзьями и снова вернулись бы в наш класс. Потянись немного и открой глаза.

Анализ упражнения:

  1. Каких друзей ты видел?
  2. Видел ли ты своего лучшего друга?
  3. Что вы друг другу сказали?
  4. Почему эти друзья так ценны для тебя?
  5. Что делаешь ты вместе со своими друзьями? Вы играете вместе, разговариваете друг с другом, ходите иногда куда-нибудь вместе?
  6. Что ты делаешь, чтобы сохранять дружбу с ними?
  7. Ревнуешь ли ты их иногда? [18]

Реакция на успех и неудачу других. К этой ситуации можно отнести следующие методические рекомендации:

Психологический тренинг для детей младшего школьного возраста на тему "Дружба"

Цель: формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе;

Задачи:

1. Развитие навыков социальной  перцепции;

2. Развитие уверенности  в себе; чувства собственного  достоинства

3. Формирование доброжелательных  отношений в группе.

Упражнение №1. «Встреча взглядами»

Цель: «разогрев» участников; развитие навыков социальной перцепции.

- Давайте сейчас встанем  в круг, опустив головы вниз. По  моей команде все одновременно  поднимают головы. Задача – встретиться  с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает  круг.

- Итак, не всем. (Итак, молодцы, всем удалось настолько почувствовать  друг друга, чтобы выполнить это  упражнение).

Упражнение №2. «Ищу друга»

Цель: разогрев к дискуссии о дружбе; формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь  настоящего друга. Кому-то из вас  наверняка уже повезло, и такой  друг у вас есть. У кого-то  – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них  человека, которого можно было  бы гордо назвать другом. А  кто-то, возможно, в силу застенчивости  или замкнутости чувствует себя  одиноким и с горечью признается  себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий  друг никому не помешает.

Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других.

Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку – 7 минут.

Объявления подписывать не нужно.

- Время истекло. Выложим  наши объявления на стол. Теперь  каждый молча читает их и  на понравившихся 1-2 объявлениях, которые  привлекли ваше внимание, и вы  готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку.

-Теперь посмотрите, отозвались  ли на ваше объявление. Посчитайте  количество галочек на ваших  листах. Пусть каждый по кругу  назовет одну цифру – количество  доставшихся вам выборов.

- Теперь предлагаю обсудить, чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число  заинтересованных ответов?

- Что помешало вам откликнуться  на другие объявления?

-Там где перечислено  большое количество требований, предъявляемых к будущему другу? Естественно, ведь нелегко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами как «преданность» и т.д. И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.

Упражнение № 3 « Разговор о дружбе и рефлексия собственных качеств»

- Что для вас значит  дружба?

- Может ли быть так, что у человека, есть несколько  приятелей и ни одного друга?

- Что надо делать, чтобы  найти друга?

- Проанализировав объявления, скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе?

Упражнение № 4. «На вечеринке»

Цель: формирование умения находить друзей.

- Представьте себе, что  вы находитесь на вечеринке, на  которой никого не знаете. Когда  я скажу «начали», вы быстро  находите себе пару и начинаете  разговаривать друг с другом  на тему «Что я обычно делаю  на выходные» («Что я делал прошлым летом»; «Мое любимое занятие»; «Что мне нравится и не нравится в школе»). В последний раз вы сами придумываете себе тему разговора.

-А теперь давайте обсудим  наши впечатления.

Что вы чувствовали во время разговоров?

Сделал ли ваш партнер что-нибудь, что облегчило или усложнило контакт?

О чем было легче говорить?

- Итак, вы увидели, как  порой трудно заговорить о  чем-то, особенно, если вы не знаете  собеседника. Поэтому если с вами  захочет кто-то познакомится и  первым завяжет разговор, вы должны  помочь ему своим вниманием, умением  слушать, искренностью.

Упражнение № 5 «Ток»

- Давайте в заключение  нашего тренинга, передавая мячик, скажем друг другу пожелания  на день. Начну я: «Желаю тебе  хорошего дня». [5]

 

Выводы по главе II

Проведенное нами исследование показало:

  1. Таким образом, 91,3 % учащихся 4 «а» класса помогают своим сверстникам, проявляют сочувствие, 34,79 % учащихся могут различать эмоциональное состояние одноклассников в зависимости от ситуации и иногда переживают друг за друга. Но они оказывают помощь не во всех случаях, 8,69 % детей иногда прибегают к помощи взрослых, 4,35 % учащихся ставят себя на первое место и 8,69 % детей иногда не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих.
  2. Таким образом, точного понимания детьми младшего школьного возраста значения пословицы было сформировано у 13,04 %,  что составляет совсем малую часть. Это значит, что у учащихся 4 «а» класса несформировано понимания значения пословиц о дружбе.
  3. Итак, проанализировав учебник, мы можем дать положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе.
  4. Результаты проведенного нами исследования позволили составить  методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию дружеских отношений у младших школьников.

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы выяснили, что отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Близкие, дружеские отношения, по мнению ряда исследователей возникающие именно в младшем школьном возрасте, становятся к концу этого возрастного этапа крайне значимой сферой отношений для самих детей. Исследования дружбы младших школьников, как правило, обращены к описанию ее формальных характеристик - устойчивости, длительности, описанию внешней стороны взаимодействия друзей и особенностей "концепции дружбы". Дружеские отношения можно рассматривать как такую форму близких и личностно значимых отношений, в которой наиболее полно раскрывается возрастное своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом развитии.

Информация о работе Развитие дружеских отношений между младшими школьниками