Развитие графических умений детей младшего школьного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать теоретические основы методики развития графических умений детей младшего школьного возраста и создать наглядное пособие, способствующее развитию графических умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать искусствоведческую, методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Обосновать основные пути выполнения демонстрационных таблиц «Породы деревьев»;
3. Создать демонстрационные таблицы, способствующие эффективной педагогической деятельности в обучении школьника в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ
1. Психолого – педагогические основы развития графических умении детей младшего школьного возраста
2. Основные графические умения, доступные младшим школьникам
3. Методы и приемы развития графических умении
ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ «ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ»
2.1. Общая характеристика демонстрационных таблиц
2.2. Содержание демонстрационных таблиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

развитие графических умении детей младшего школьного возраста на уроках рисования.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ___________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ __

    1. Психолого – педагогические основы развития графических умении детей младшего школьного возраста ___________________
    2. Основные графические умения, доступные младшим школьникам___
    3. Методы и приемы развития графических умении ______________________________________________________

ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ «ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ»________

2.1. Общая характеристика демонстрационных таблиц____________

2.2. Содержание демонстрационных таблиц____________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА____________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние  годы возросло внимание к проблемам  теории и практики изобразительной  грамотности как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой личности младшего школьника.

С поступлением ребенка в школу меняется окружающая его обстановка, ведущим видом деятельности становится обучение, начинают развиваться основные качества личности. Этот процесс должен проходить под постоянным вниманием учителя. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Данная тема является актуальной, так как  развитие графических навыков помогает младшим школьникам проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца.

Необходимость научного рассмотрения проблемы развития графических умений детей младшего школьного возраста на уроках рисования обусловлена рядом противоречий:

- между пониманием  важности освоения графических умений детьми младшего школьного возраста и недостаточной освещённостью данной проблемы в педагогической литературе;

- между современными  требованиями к методике развития графических умений на уроках рисования и реальным состоянием этой проблемы в общеобразовательной школе;

- между потребностью детей младшего школьного возраста к рисованию графическими материалами и недостаточным владением образным языком графически.

Проблема исследования: каковы теоретические основы методики развития графических умений детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: обосновать теоретические основы методики развития графических умений детей младшего школьного возраста и создать наглядное пособие, способствующее развитию графических умений.

Объект исследования – процесс развития графических умений школьников 6 – 10 лет.

Предмет исследования – графические умения, доступные для изображения детьми 6 – 10 лет.

Задачи  исследования:

1. Проанализировать искусствоведческую, методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. Обосновать основные пути  выполнения демонстрационных таблиц «Породы деревьев»;

3.  Создать демонстрационные таблицы, способствующие эффективной педагогической деятельности в обучении школьника в начальной школе. 

Гипотеза исследования – успешное овладение младшими школьниками графическими умениями зависит от:

- включения в содержание занятий по рисованию тем, связанных с передачей разнообразных способов и приемов графически;

- рассмотрения  арсенала методов и приемов   обучения графическим умениям;

- включения в процесс освоения графических умений заданий по использованию различных материалов;

- подбора эффективного содержания демонстрационных таблиц по рисованию пород деревьев, способствующих успешному развитию графических умений.

Методы  исследования:

  1. Теоретические (изучение психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы);
  2. Эмпирические (изучение педагогического опыта);
  3. Экспериментальные (самостоятельная работа по изготовлению наглядного пособия).

Теоретической основой исследования стали:

1). психолого-педагогические исследования особенностей освоения младшим школьником графических умений (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И. А. Ильин);

2). работы, рассматривающие основное содержание графических умений (Н.М. Сокольникова, Н.В. Квач);

3). методики, раскрывающие особенности обучения школьников графическим умениям (В.С. Кузин, Б.Н. Неменский, Т. Я. Шпикалова, В. Б. Косминская ).

Структура работы: введение, две главы, заключение, литература (     стр.) , приложение (     стр.). Общий объем курсовой работы составил      стр.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ

 

    1. Психолого – педагогические основы развития графических умений детей младшего школьного возраста

 

Границы младшего школьного возраста, совпадающие  с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с шести-семи до девяти-десяти лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

Ведущей, по мнению Д.Б. Эльконина, в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Как отмечает  И. П. Волков, каждая деятельность ребёнка предполагает выполнение тех или иных действий. Успех действия находиться в прямой зависимости от овладения способов его овладения. Каждое новое действие дети вначале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретные действия, постоянные упражнения, занятия рисованием, имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства. Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.

Благодаря упражнениям  способ действия совершенствуется и  закрепляется. Это означает, что  человек овладевает данным способом действия. Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками. Показателем наличия навыка является то, что человек, начинает выполнять действия, не обдумывая заранее, как он будет его осуществлять, не выделяя отдельных, частных операций.

Учащиеся в  рамках данной программы не только разовьют графические навыки, но и  получат общее представление о других видах искусства.

Поступление ребенка  в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного  внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов сосредоточивать  внимание на определенных объектах, действиях дисциплинирует волю, организует внимание. Однако для первоклассника это является трудной задачей, он быстро утомляется. Поэтому следует разнообразить учебную работу первоклассников, давать им возможность отвлечься, а иногда и отдохнуть. В этих случаях полезной оказывается физкультурная разминка. Проводя занятия с младшими школьниками важно обратить внимание на четкость, организованность, доступность учебной работы, заинтересованность учебным заданием.

Личность и  все ее психологические проявления определяются социальной природой, формируются в младшем школьном возрасте под воздействием окружающей социальной среды, обучения и воспитания, под влиянием правильной организации жизни и деятельности учащегося.

          На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

           Фундаментальный закон психического  развития человека был сформулирован  еще Л.С. Выготским. В контексте формирования и развития личности ребенка он может быть выражен следующим образом: личностные особенности формируются в ребенке извне — внутрь, т. е. от наблюдения образцов поведения к попыткам их заимствовать и воспроизвести в совместной деятельности и общении к последующему систематическому и привычному использованию их по отношению к другим людям далее к их преобразованию во индивидуальные внутренние личностные особенности.

На основе таких  заключений С.В. Маланов приходит к выводу, что неверной является широко распространена точка зрения: если не мешать ребенку в его развитии, то таким образом будут обеспечены условия для спонтанного вырастания его личности. Личностные качества, как и другие высшие психические функции, первоначально находятся во внешних формах и способах взаимодействия между людьми. И внутренняя личностная, собственно человеческая индивидуальность есть результат присвоения определенных форм межличностных взаимодействий и общественных отношений. Такие внешние, разделение между людьми взаимодействия и отношения могут как достойными, так и недостойными с точки зрения общечеловеческих ценностей, определенной культура или социальной общности.

Все это позволяет  сделать вывод о том, что основным фактором воспитания ребенка выступает насыщенность социальной среды, в которой живет ребенок, образцами достойного поведения. При этом наиболее выраженный воспитательный эффект будет оказывать совместное совершение поступков со значимыми, близкими и любимыми для ребенка взрослыми. Подтверждением этому могут служить все наиболее известные воспитательные педагогические системы.

По словам С. В. Маланова, в основе воспитания личностных качеств ребенка лежат механизмы заимствования и присвоения образцов поведения и способов организации межличностных отношений и взаимодействий, которые демонстрируют значимые для ребенка люди. Такие образцы задаются:

1) межличностных  взаимодействиях, в средствах и способах воздействия на других людей, в том числе на самого ребенка;

2) используемых  средствах и способах взаимной  регламентации поведения и общения;

3) выражении  эмоционально-ценностных отношений  к различным событиям и явлениям;

4) приемах самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации: образцы поведения в ситуациях выбора и принятии на себя ответственности;

5) ситуациях  преодоления различных трудностей;

6) ситуациях  последовательного выполнения сложных  или монотонных действий;

7) ситуациях пристрастного эмоционального реагирования на поступки других людей и их эмоциональной оценки и т. д.

 

Наиболее важными новообразованиями младшего школьного возраста, по мнению Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и Л.В. Занкова являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.

Информация о работе Развитие графических умений детей младшего школьного возраста на уроках рисования