Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: обосновать теоретические основы методики развития графических умений детей младшего школьного возраста и создать наглядное пособие, способствующее развитию графических умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать искусствоведческую, методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Обосновать основные пути выполнения демонстрационных таблиц «Породы деревьев»;
3. Создать демонстрационные таблицы, способствующие эффективной педагогической деятельности в обучении школьника в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ
1. Психолого – педагогические основы развития графических умении детей младшего школьного возраста
2. Основные графические умения, доступные младшим школьникам
3. Методы и приемы развития графических умении
ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ «ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ»
2.1. Общая характеристика демонстрационных таблиц
2.2. Содержание демонстрационных таблиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Процесс создания рисунка учащимися начальной школы предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.
Способы рисования. Действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятия и представлениях образы этой действительности. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения. Эти способы называют рисованием по восприятию и рисованием по представлению.
Рассмотренные способы рисования широко применяются в современной практике обучения изобразительному искусству, также применимы и для работы в начальной школе, но тематика заданий подбирается наиболее простая, понятная учащимся.
Таким образом, создание графических изображений – сложный процесс, доступный младшим школьникам. Учащиеся свободно могут овладеть материалами и инструментами графических техник, необходимыми при воплощении своих творческих замыслов в рисунках.
Современная школа обладает большим потенциалом для полноценного художественного образования учащихся, в частности для развития графических навыков и умений, который при целенаправленном использовании способствует нахождению оптимальных методов обучения.
Для более эффективного развития графических навыков младших школьников следует использовать основные методы и приемы обучения изобразительному искусству.
Учитель начальных классов должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.
Методы обучения, которые определяются по источнику полученных знаний, включают в себя 3 основных вида: словесные, наглядные, практические.
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.
На занятиях по развитию графических умений, важно обратить внимание на следующие словесные методы обучения:
На уроках изобразительного искусства в начальной школе эффективными будут следующие наглядные методы обучения:
На уроках изобразительного
искусства по развитию графических
умений большое значение имеют именно
практические методы обучения, к которым
относятся различные
Формирование графических умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого следует, что в основу методов формирования умений необходимо положить вид деятельности учащихся.
По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские, объяснительно-иллюстративные.
Репродуктивные методы обучения в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов, рисунков, картин, графических изображений. В данном случае большое внимание следует уделить объяснению последовательности и приемов работы с показом. При выполнении практических заданий репродуктивная, т.е. воспроизводящая деятельность детей выражается в форме упражнений.
Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания; создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации, проведение наблюдений и опытов.
Частично-поисковый,
или эвристический метод
Под руководством учителя ученики рассуждают,
решают возникающие познавательные ситуации,
анализируют, сравнивают. Вследствие этого
у них формируются осознанные знания.
Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения, которые обладают высокой степенью переноса и могут применяться в новых трудовых ситуациях. Использование этого метода приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска.
К объяснительно-иллюстративным,
или информационно-рецептивным
Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.
Младшие школьники на уроках изобразительного искусства с удовольствием включатся в работу при условии использования игровых методов обучения в процессе обучения графическим умениям.
Работу со школьниками можно вести в трех направлениях:
Для развития и укрепления мелкой моторики пальцев младших школьников, ориентировки на плоскости листа следует выполнять несложные упражнения, развивающие штриховку, точечный рисунок, рисование графических декоративных элементов.
В школе учатся дети с разным уровнем подготовки, с разными способностями. При целенаправленных занятиях у школьников качественно изменяется восприятие окружающего мира и передача его в своих работах при помощи графических умений. Младшему школьнику доступны для понимания красота линии, пятна. Которые являются основой графического рисунка. И, чем глубже и разнообразнее знания детей - тем шире возможности творческих способностей. В качестве наглядного и демонстрационного материала можно использовать репродукции, альбомы, открытки с изображением рисунков, набросков, зарисовок, выполненных в этой технике. Особое внимание учащихся следует обратить на красоту, культуру, тщательность выполнения штриховки, показать, что очень важную роль в этом играет хорошо заточенный карандаш.
Все графические и живописные умения и навыки должны совершенствоваться до уровня мастерского владения ими. Мастерство в изобразительном искусстве означает совершенство владения изобразительной техникой, а значит, и самую высокую степень владения графическими и живописными умениями и навыками, законами и правилами композиции. Только при этом условии возможно создание современного произведения искусства.
Высокое мастерство художника всегда основано на большом и упорном труде. Систематическая работа карандашом, углем, и другими графическими материалами постоянное изучение жизни являются главными условиями овладения графическими умениями.
Как отмечают Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский, В.С. Кузин при развитии графических навыков учащихся младших классов следует помнить, что воспитанник не только объект воспитания, но и его деятельный субъект.
Каждая деятельность ребёнка предполагает выполнение тех или иных действий. Успех действия находиться в прямой зависимости от овладения способов его овладения. Каждое новое действие дети в начале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретные действия, постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых относится к техническим приемам).
Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.
Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Это означает, что человек овладевает данным способом действия.
Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками, умениями.
Показателем наличия умения является то, что человек, начинает выполнять действия, не обдумывая заранее, как он будет его осуществлять, не выделяя отдельных, частных операций.
Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам). Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами.
Хорошей разрядкой напряженности мыслительной работы на уроке является демонстрация наглядных пособий, и в частности, репродукций. Однако, учитывая особенности внимания младших школьников, проявляющиеся в преобладании непроизвольного внимания, не следует приводить много ярких примеров, наглядных пособий - это может отвлечь внимание детей от главного.
Использование методов наблюдения, обследования, рассматривание иллюстраций, по мнению В.С. Мухиной, способствует обогащению изображения, совершенствованию графических умений.
Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их графических навыков, по мнению И. П. Волкова, является подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечать что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет навыками.
В методической литературе по изобразительному искусству, в программах Б.М. Неменского, В.С Кузина, Т.Я. Шпикаловой, в общеобразовательной школе больше внимание уделяется проблемам обучения собственно графическим и изобразительным навыкам и умениям (техническая сторона изобразительной деятельности) или развитию творческих способностей учащихся.
Традиционная методика обучения изобразительному искусству предоставляет широкие возможности для развития графических навыков учащихся начальных классов. Практика же показывает, что учителя строят процесс обучения, ориентируясь в основном на механическую память учащихся. В то время, как известно, что окружающий мир отражается ребенком не механически, дети чаще всего отражают его, опираясь на собственные представления. Последние - это результат воспроизведения ребенком образов окружающей действительности, сложившихся на основе его личного опыта. Но создание грамотных образов возможно только с опорой на определенные графические умения. С другой стороны, только при определенном уровне развития у детей образов представления им доступно дальнейшее усвоение знаний и умений.