Развитие графических умений детей младшего школьного возраста на уроках рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать теоретические основы методики развития графических умений детей младшего школьного возраста и создать наглядное пособие, способствующее развитию графических умений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать искусствоведческую, методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Обосновать основные пути выполнения демонстрационных таблиц «Породы деревьев»;
3. Создать демонстрационные таблицы, способствующие эффективной педагогической деятельности в обучении школьника в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ
1. Психолого – педагогические основы развития графических умении детей младшего школьного возраста
2. Основные графические умения, доступные младшим школьникам
3. Методы и приемы развития графических умении
ГЛАВА 2. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ «ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ»
2.1. Общая характеристика демонстрационных таблиц
2.2. Содержание демонстрационных таблиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

развитие графических умении детей младшего школьного возраста на уроках рисования.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Художественное  образование в начальной школе  является основой формирования духовного мира личности, по мнению Б.М.  Неменского. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы, как пишет И. А. Ильин, обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника. 

Над проблемами рисунка, обучения навыкам изображения работали в эпоху Возрождения такие мастера, как Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер. Основой своего творчества они считают искусство эллинской цивилизации, обращаются к науке: оптике, математике, анатомии.

Уделяя много  времени воспитанию молодых художников, известный английский живописец XVII века Д. Рейнольдс отмечал, что их первой заботой должно стать овладение "технической готовностью". Под этим понятием понимая графические и живописные умения.

Влияние графических  умений на характер детских рисунков изучалось многими учеными, в том числе Н.П. Сакулиной. Большее внимание педагог предлагает уделить развитию восприятия, так как учащиеся сначала должны изучить объект, а затем изображать его. На основе многолетних исследований она доказала связь рисования с предшествующим восприятием предметов у детей. Н.П. Сакулина показала, что они во многом обусловлены особенностями зрительных восприятий детей и складывающихся на их основе представлений. Подчеркивая закономерную взаимосвязь этих процессов, она акцентирует внимание на продуманной организации восприятия у детей, доказывая, что особенности представлений зависят от особенностей восприятия, но поскольку восприятие у детей носит неполный поверхностный характер, то, значит, формируются и неполные представления. Это в свою очередь отражается на качестве исполнения изображений, использовании имеющихся графических умений. Основное внимание уделяется изучению формы как наиболее важному свойству предмета для построения изображения.

Таким образом, графические умения лежат в основе изобразительного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Вопрос о развитии данных умений ставили еще художники эпохи Возрождения. Отечественные психологи и педагоги неоднократно поднимали вопрос развития графических навыков как важного условия формирования творческих способностей и изменения качества произведений учащихся.

 

    1. Основные графические умения, доступные младшим школьникам

 

Основой рисования  в начальной школе является рисунок. Материалы для его выполнения могут быть разнообразными. Чаще всего они являются графическими, тогда учащиеся обращаются к такому виду искусства как графика.

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др. Помимо этого, графика объединяет и законченные рисунки, подготовительные художественные работы, репродукционные техники. Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функцию графики позволяет выполнять дешевизна используемых в ней материалов (прежде всего бумаги, как основы большинства графических произведений, до ее изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамент, шелк). Особенности материалов (текстура, фактура) техник и технологий придают произведениям графики эстетическое своеобразие, отличающее ее от живописи, как пишет в своей работе Н.В. Квач [4].

Как правило, графическое  изображение выполняется на листе  бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический  рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.

Основной вид  рисунка – карандашный. Он выполняется  либо простым карандашом либо цветными.  Последовательность работы над карандашным рисунком: сначала прорисовываются контуры желательно твердым карандашом, нажим должен быть не слишком сильным, затем штриховку продолжать карандашом средней твердости, а мягким карандашом завершать рисунок, придавая контраст, яркость и выразительность.

После композиционного  наброска простым карандашом учащиеся могут приступить к цветовому  решению своего рисунка. Цветные  карандаши дают превосходный эффект работе, особенно, когда используются несколько цветов или оттенков для  украшения изображения. Также школьники учатся растяжке цвета (от темного к светлому и от светлого к темному). Эта техника требует от учащихся равномерности штриховки, точности, аккуратности, хорошо сочетается с гелевыми ручками, тушью и пером, фломастерами.

При работе с  таким графическим инструментом, как перо и тушь следует соблюдать определенные рекомендации.  Сначала обводят по карандашному контуру небольшие силуэты, уделяя особое внимание   нажиму (не сильно), на положение пера и тому, как скользит перышко (плавно, легко, не скрипя, не царапая бумагу). Потом пробуют заполнять полученные силуэты различными элементами (точками, черточками, кружочками т.д.) Чтобы у школьников не появилось стереотипов изображений (например, волосы рисуются только черточками или линиями), необходимо показывать различные варианты заполнения  таких поверхностей (волосы могут быть нарисованы и кружочками-кудряшками, и волнистыми линиями, и точками, и завитушками…).  Для  развития фантазии   хорошо использовать в качестве демонстрационного материала образцы кружев, тюлей. При рассматривании различных переплетений и узоров школьники учатся искать новые элементы для  украшения своих изображений. Также можно сочетать в своей работе  перья разной толщины, используют   акварельные краски, цветные карандаши, гелевые ручки.

 Следующим  этапом освоения техники туши  и пера является передача выразительности  образа через контраст. Как бы  идеально не были  заполнены   поверхности предметов или фигур  графическими элементами, но если  все это будет смотреться серо  и однотонно, то выразительным такой рисунок не будет. Необходимо научить детей вводить контраст путем более интенсивного  заштриховывания, заполнения элементами какой-либо поверхности (кучнее, гуще, чем соседнюю и т.д.)

Для облегчения задачи учащиеся могут использовать гелевые ручки. Данная техника  дает максимальную возможность четкого изображения фигур и предметов. При работе с тушью и пером нельзя просто  закрашивать поверхности, а гелевые  ручки позволяют избегать этих трудностей, поэтому чаще всего учащиеся выбирают для своей работы именно эту технику. После того, как завершается композиционная проработка рисунка, школьники приступают к цветовому решению. Используются цветные гелевые ручки, дополнениями к ним могут быть цветные карандаши, цветная и черная тушь, акварельные и объемные краски. Учащиеся могут рисовать на белой, тонированной или цветной бумаге. В данном виде работ существует возможность постоянно корректировать, изменять, добавлять какие-либо детали, украшения, так как рисунок выполняется долго, а за это время ученик может изменить свой первоначальный замысел.

Термин «графика»  первоначально употреблялся применительно  только к письму и каллиграфии. Искусство  шрифта с давних времен было связано  с графикой. Новое значение и понимание  она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

Язык графики  и главные его выразительные  средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует  в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Одним из отличительных  признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.

Художественно-выразительные  достоинства графики заключаются  в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

В этой связи  не только тщательно прорисованные  графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

Занятия рисунком с учащимися младших классов имеют ряд положительных особенностей: простота приемов рисования линий и универсальность построения формы, быстрота отклика на создание произведения, выполнение изображения на глаз, развитие глазомера, создание зримого образа, передача среды через свето-тоновые отношения.

Для исполнения учащимся доступны различные виды рисунков.

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными и тоновыми. Линейный рисунок бывает, как правило, светлым, легким, обобщенным. Линиями создается художественный образ, выполняются таблицы, схемы, рисунки на классной доске.

Рисунки тоном  дают более полную характеристику предмета и среды передачей объемности, освещенности, материальности и пространственных отношений. Такие рисунки называют светотеневыми и тоновыми или тональными.

В массе и  контуре некоторых предметов  очень ярко выражается характер, движение и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид тонового рисунка - силуэт - контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.

По технике  выполнения рисунок бывает оригинальный и выполняется художником от руки в одном экземпляре. А по целевому назначению различают рисунки творческие. Творческий рисунок - это произведение изобразительного искусства, образно выражающее мысли, чувства и миропонимание художника.

В учебной и  творческой работе в начальной школе широко применяют набросок, этюд, эскиз. Наброском называют краткосрочный рисунок. Основным средством выполнения наброска служит линия, дополняемая редкой штриховкой или ее растиркой. Подробное изучение предмета изображения или его части осуществляется через этюд. В нем прослеживаются и отмечаются в течение сравнительно длительного времени важнейшие внешние и внутренние свойства и признаки объекта. Изученный в этюдах и набросках живой материал действительности используется для создания творческого рисунка или картины, сочинение которых начинается с предварительного рисунка - эскиза.

Выполняя рисунок, младшие школьники могут использовать различные материалы и инструменты. К ним относят бумагу, карандаши, резинки, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитры и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.

К изобразительным  средствам графических техник, доступных  младшим школьникам, относятся точка, штрих, линия, тон и цвет.

Точка. Получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Положение точки на плоскости определяется координатами. В рисовании чаще всего применяют координаты длины и высоты, то есть расстояния от вертикальной и горизонтальной линии контура, от вспомогательных, специально для этих целей проведенных, или от краев листа до изображаемой точки. Проверка положения точки сводится к проверке соотношения координатных величин, которые замеряются карандашом в полном соответствии с принятой системой координат.

Штрих - черта, короткая линия. В рисовании штрихами пользуются значительно чаще, нежели точкой. Ими отмечают размеры, контуры предмета, светлоту поверхностей и объемность его формы. Штрихи вместе с точками, заменяя однообразно ровную линию контура, делают ее динамичной, а форму - живой и связанной с окружающей средой. Штрихи, как и точки, бывают опорными, например при делении линии на части, при откладывании размеров.

Мазок - изобразительное  средство кистевой техники. Форма мазка  зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения  краски. Концом круглой кисти можно  сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное - кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые.

Тон. Поверхность  каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Светлоту - тон передают штриховкой, тушевкой и окраской.

Штриховка - это  прием нанесения тона штрихами. Острием  карандаша, удерживаемого тремя  пальцами, быстро наносят близко друг от друга раздельные или соединенные в зигзаг тонкими волосными линиями штрихи. Направление этих штрихов (вертикальное, горизонтальное и наклонное) определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр. Направление штрихов служит активным элементом изображения: оно может зрительно изменить размеры и форму предмета.

Информация о работе Развитие графических умений детей младшего школьного возраста на уроках рисования