Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:19, контрольная работа
Для детей второго года жизни устанавливаются два режима — на первое и второе полугодие, так как длительность периодов бодрствования у них различна и для младшей подгруппы предусматриваются два дневных сна, а для старшей — один. Показателем перевода ребенка на одноразовый дневной сон является не только возраст, но и его общее состояние в данный момент. Переводят на новый режим ребенка, если он здоров и ко времени укладывания спать бодр и активен. Если же при переходе на другой режим ребенок через некоторое время проявляет признаки утомления — становится вялым или возбужденным, плохо ест, то временно, на 2—3 недели, ему следует восстановить два дневных сна.
Особенности развития детей второго года жизни
Особенности режима……………………………………………….3
Развитие движений………………………………………………….5
Развитие речи………………………………………………………..7
Развитие эмоций……………………………………………………11
2. Роль взрослого в формировании предметно-игровой деятельности детей второго года жизни……………………………………………….. 13
2.1. Развитие способов действия с предметами………………………...16
3. Практическое задание………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………….20
Тольяттинский государственный университет
Заочное отделение
Педагогический институт
Факультет дошкольной педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дошкольной педагогике
студентки группы ДПз – 332
Елясиной Т.Е.
Преподаватель: Дыбина О.В.
Оценка_________________
Регистрационный номер________ дата_____
Тольятти – 2007 г.
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
СТР.
2. Роль взрослого в
формировании предметно-
2.1. Развитие способов
действия с предметами………………………
3. Практическое задание…………………………
Список использованной литературы…………………………………….20
Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство исследователей (Н.М. Аксарина, Н.М. Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни маленького ребенка.
Режим – это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.
Для детей второго года жизни устанавливаются два режима — на первое и второе полугодие, так как длительность периодов бодрствования у них различна и для младшей подгруппы предусматриваются два дневных сна, а для старшей — один. Показателем перевода ребенка на одноразовый дневной сон является не только возраст, но и его общее состояние в данный момент. Переводят на новый режим ребенка, если он здоров и ко времени укладывания спать бодр и активен. Если же при переходе на другой режим ребенок через некоторое время проявляет признаки утомления — становится вялым или возбужденным, плохо ест, то временно, на 2—3 недели, ему следует восстановить два дневных сна. Нельзя ребенку менять режим в те дни, когда он впервые начал посещать детское учреждение или ему сделана профилактическая прививка. Длительность периодов бодрствования не должна превышать 4,5 ч у детей до 1 1/2 лет, дети же после 1 года 6—7 мес. могут бодрствовать непрерывно до 5—5,5 ч в режимный период. Днем промежутки между кормлениями колеблются от 3,5 до 4,5 ч. Если между кормлениями ребенок не только бодрствует, но и спит, промежутки могут быть увеличены до 4,5 ч. Если же ребенок в промежутке между кормлениями только бодрствует, то этот промежуток не должен превышать 3,5 ч.
Представим в идее таблицы режим для детей от 1 года до 2 лет в детском саду и в семье.
Режимные процессы |
1 год – 1год 6 мес. |
1 год 6 мес. – 2 года |
Пробуждение, туалет |
6.00 – 7.00 |
6.30 – 7.00 |
Прием, игра |
7.00 – 8.00 |
7.00 – 8.00 |
Туалет, завтрак |
7.30 – 8.30 |
8.00 – 8.30 |
Игра |
8.30 – 8.45 |
8.30 – 9.05 |
Занятие |
8.45 – 9.05 |
9.05 – 9.25 |
Игра, постепенное укладывание |
9.05 – 9.30 |
- |
Сон (младшая группа) |
9.05 – 12.00 |
- |
Сборы на прогулку, прогулка |
- |
9.25 – 11.00 |
Возвращение с прогулки |
- |
11.00 – 11.30 |
Постепенный подъем по мере пробуждения |
11.30 – 12.00 |
- |
Туалет, подготовка к обеду, обед |
12.00 – 12.30 |
11.30 – 12.00 |
Сон (старшая группа) |
- |
12.00 – 15.00 |
Игры, занятия |
12.30 – 15.00 |
- |
Постепенное укладывание, сон |
15.00 – 16.30 |
- |
Подъем, туалет, полдник |
16.30 – 17.30 |
15.00 – 16.30. |
Игры, уход домой |
17.00 – 19.30 |
16.30 – 19.15 |
Ужин дома |
19.20 |
19.15 |
Ночной сон |
20.00 – 6.00 |
20.00 – 6.30 |
В таблице даны примерные режимы для осенне-зимнего периода. В летнее время режим несколько меняется. Увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Занятия с детьми, игры детей переносятся на участок. Дети укладываются на ночной сон позже на 30 – 60 минут.
Одним из показателей нормального развития ребенка второго года жизни является его двигательная активность. Научившись ходить, ребенок 1 года — 1 года 3 мес. почти все время двигается, но еще не может пройти большое расстояние без перерыва, остановки или смены движения. Детей пугает пространство. Овладевая ходьбой, ребенок передвигается в сравнительно быстром темпе, так как при этом легче удерживается равновесие. Каждый шаг сопровождается множеством сопутствующих движений рук, всего тела. Шаги короткие и неравномерные, походка шаркающая. Сначала дети переходят от предмета к предмету сравнительно маленькие расстояния (до 3 м), постепенно овладевают умением ходить в прямом направлении уже на большие расстояния (до 10 м) и даже с игрушкой в руках. Малыши при ходьбе не всегда могут вовремя остановиться, обойти препятствие, при встрече уступить друг другу дорогу. Ребенку трудно еще одновременно производить движения руками и ногами, он делает их поочередно: на предложение взрослого «потанцуй» он сначала топает ногами, потом хлопает в ладоши. При ходьбе дети часто сутулятся. Еще в конце первого года жизни они научились взбираться на горку (из трех ступеней), а теперь самостоятельно влезают на невысокий диванчик, а позже, к 1 году 6 мес. — на лесенку-стремянку высотой 1 м приставным (поставил ногу, рядом — другую) или чередующимся шагом (попере менно правой и левой ногой). Спускаются с лесенки приставным шагом. Совершенствуется навык ползания: появляются более четкая координация движений рук и ног, быстрота, способность перебираться через препятствие (бревно), проползти в отверстие (обруч).
Помимо совершенствования основ
Во второй половине второго года жизни ходьба совершенствуется, развивается умение бегать, улучшается ощущение равновесия, они учатся подпрыгивать, бросать мяч в цель в определенном направлении.
Исследования, проведенные Н. М. Аксариной и другими учеными, свидетельствуют о том, что к двум годам целесообразно прививать детям такие навыки: самостоятельно есть, садиться за стол и выходить из-за него, поставив стул на место, пользоваться салфеткой, занимать за столом правильную позу, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться с помощью взрослого, аккуратно складывать вещи и вешать или класть в определенном месте, причем важно, чтобы ребята делали это с интересом. Рекомендуется в это время читать им стишки, напевать песенки («Водичка, водичка, умой Тане личико» и пр.).
К сожалению,
родителей очень часто
В распоряжении ребенка в семье должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность: каталки, машины, разнообразные ящики и коробки, велосипед трехколесный, санки, лыжи, лопатка.
Движения требуют пространства. Нужно посоветовать родителям выделить в комнате место, где малыш может свободно двигаться, в детском саду центральная часть комнаты, где бодрствуют дети, должна быть свободной. Столы и стулья следует расставить вдоль стен. Учитывая, что ребятам второго года жизни свойствен особый интерес ко всему окружающему, необходимо отгородить барьером предметы, которые могут стать источником травм (батареи, раковины, столы для раздачи пищи и т. д.). Невозможно представить, чтобы здоровый ребенок не стремился к движению, деятельности. Родителей и воспитателей должно всегда настораживать нежелание малыша двигаться. Это может свидетельствовать от начале заболевания ребенка или о неправильном воспитании его (частые запреты, подавление активности, самостоятельности).
1.3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Второй год является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи и появляется самостоятельная речь.
Для развития понимания речи важны, во-первых, ориентировочная активность, выражающаяся в умении проявлять интерес к говорящим людям, во-вторых, способность сосредоточиваться на лице говорящего, слушать его речь, в-третьих, некоторый опыт практической деятельности по освоению предметов. Эта деятельность значительно совершенствуется. В первой половине второго года малыш способен выполнить ряд несложных поручений – выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому и т.п. Это дает возможность педагогу проводить специальные занятия и игры типа «Помоги мне», «Как помочь мишке (зайчику)», «Принеси игрушку или картинку» и др. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их названия.
К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными. Ребенок может:
Как же происходит понимание смысла слов ребенком? Исследование Т.Е.Конниковой показало, что значение понимаемого ребенком названия предмета тесно связывается у него с переживанием, действием с данным предметом, с местом, где обычно находится предмет, т.е. привязано к ситуации.
Ребенок еще не умеет обобщать в слове однородные предметы, которые отличаются друг от друга по размеру, материалу, цвету и т.д. (например, ребенок часто играет с маленьким мячиком, однако предложение принести большой мячик у него может вызвать затруднение; зная название резиновой игрушки, ребенок не показывает на такую же деревянную или пластмассовую).
Отсюда следует очень важный педагогический вывод: при проведении занятий по развитию речи следует подбирать различные по величине, цвету, материалу наборы однородных предметов. Надо помочь ребенку вычленить основные признаки однородных предметов для обобщения их в слове (большая и маленькая матрешка, мячик, кукла, красный и синий мяч) и т.д.
Занятия с детьми проводятся не только для развития понимания названий предметов, но и для того, чтобы они самостоятельно называли их.
Опора на наглядность - важная особенность понимания слова ребенком.
Сначала ребенок реагирует на предмет, выражает свое отношение к нему, когда мы этот предмет показываем и называем. Лишь постепенно дети могут реагировать на слова в отсутствие предметов (на предложение найти и принести большого мишку из игрового уголка приносят именно такого мишку). То есть понимание слов становится более стойким, и общение с их помощью не требует опоры на наглядность.
Знание особенностей понимания речи детьми помогает решать следующую очень важную задачу 2-го года жизни - развитие самостоятельной речи. Предпосылки ее закладываются уже на 1-м году жизни. Педагоги должны помнить, что подготовительные элементы в развитии звуковой стороны речи - лепет и подражание звукам и словам. Как говорят психологи, лепет - это особая форма самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния.
Подражание выступает как своеобразная форма общения между взрослым и ребенком и как механизм развития речи.
Произношение ребенка на первых порах несовершенно. Однако при всем несовершенстве своей речи маленький ребенок ухитряется использовать ее для выражения своих желаний, для достижения своих целей. Как это ему удается? Во-первых, одно и то же слово ребенок употребляет для обозначения самых разнородных вещей, имеющих в развитой речи различные названия, как бы обобщает (например, словом «киска», «киса» может называть и кошку, и пушистую шапку; «ди-ди» - звенящую игрушку и ложку и т.п.). Во-вторых, на помощь слову ребенок привлекает мимику, жесты, гримасы, крики, т. е. невербальные способы общения. Подкрепленное таким образом слово в состоянии теперь выразить просьбу, требование, мысль ребенка. Одно слово заменяет целое предложение или даже несколько предложений. Так, слово «ти-ти» может означать: «Дай часы», «Вот часы», «Часы идут»; слово «моко» - «Дай молока», «Я пью молоко» и т.д.
Информация о работе Развитие и воспитание детей второго года жизни