Развитие и воспитание детей второго года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Для детей второго года жизни устанавливаются два режима — на первое и второе полугодие, так как длительность периодов бодрствования у них различна и для младшей подгруппы предусматриваются два дневных сна, а для старшей — один. Показателем перевода ребенка на одноразовый дневной сон является не только возраст, но и его общее состояние в данный момент. Переводят на новый режим ребенка, если он здоров и ко времени укладывания спать бодр и активен. Если же при переходе на другой режим ребенок через некоторое время проявляет признаки утомления — становится вялым или возбужденным, плохо ест, то временно, на 2—3 недели, ему следует восстановить два дневных сна.

Содержание работы

Особенности развития детей второго года жизни
Особенности режима……………………………………………….3
Развитие движений………………………………………………….5
Развитие речи………………………………………………………..7
Развитие эмоций……………………………………………………11
2. Роль взрослого в формировании предметно-игровой деятельности детей второго года жизни……………………………………………….. 13
2.1. Развитие способов действия с предметами………………………...16
3. Практическое задание………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

Развитие и воспитание детей 2-го года жизни.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Ребенка пока могут понять только взрослые люди, причем самые близкие. Период, когда вследствие крайней ограниченности словаря ребенка одно слово заменяет целое предложение, длится несколько месяцев. И это нормальное явление.

Здесь очень  существенны индивидуальные различия. Некоторые малыши уже в полтора года очень активны в речевых проявлениях, а некоторые и к двум годам говорят мало. Исследование таких детей показало, что если у ребенка нормальный слух и есть понимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых центров активная речь появляется к 1,5-2 годам, реже - в более поздние сроки. Специалисты рекомендуют для ускорения развития речевых центров использовать массаж и физические упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двигательные центры которых в головном мозге располагаются рядом с речевыми центрами.

В фонетическом отношении слова еще несовершенны: ребенок может пропускать звуки (тряпка – тяпка), заменять один звук другим (конфета – кикета), может  долгое время произносить слова  по-разному, то более, то менее совершенно.

Во  втором полугодии:

- ребенок лучше понимает речь, может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т.д.);

  • знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой - маленький), цвета (красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов («из чашки пьют чай»);
  • начинает понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги». Это очень важно для регуляции поведения ребенка;

-понимает и может  выполнять несложные поручения из двух-трех действий («сядь на стульчик и посмотри книжечку»);

- может понимать наши вопросы и элементарно на них 
отвечать.

Речь становится доминирующим средством общения с окружающими людьми. Малыш усиленно подражает старшим, легкие слова произносит полностью, в трудных словах - отдельные слоги (чебурашка - бубашка, стул - тул и т.п.).

Речевое развитие детей не сводится только к формированию правильного произношения и обогащению словаря. В этом возрасте ребенок начинает овладевать грамматическим строем предложения. В его речи появляются двухсловные предложения, а к концу 2-го года - предложения из 3-4 слов, вопросительные и восклицательные.. В конце 2-го года жизни дети начинают изменять слова в числе, роде и падеже: «Мама, дай обуську».

Более высокий  уровень понимания речи взрослых и самостоятельной речи дает детям возможность делать элементарные обобщения! Одним словом обозначаются предметы с одинаковыми признаками или назначением (игрушки, посуда).

    1. .    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ

«Говоря об эмоциональном  мироощущении ребенка, мы имеем в виду основы его внутреннего, личностного отношения к миру, к людям, к самому себе. Это как бы мелодия душевной жизни ребенка. В одних случаях это радость бытия, полнота жизни, согласие с миром, с самим собой, т.е. относительная гармония; в других – состояние подавленности и настороженности, т.е. выраженная дисгармония в эмоциональной сфере», -пишет в своих исследованиях А.Кошелева.

Второй год  – уникальный по силе эмоционально-чувственного восприятия период жизни ребенка. Никогда  в  будущем человек не будет смотреть на мир глазами чистого, доверчивого, бескорыстного существа, каким является дитя второго года жизни. Малыш не умеет скрывать своих симпатий и антипатий. К одному взрослому идет с радостью, другого избегает, не стыдясь открытости своих чувств. Малыш эмоционально зависим от окружающих его взрослых, чутко реагирует на их настроение. Особенно ребенок зависим эмоционально от матери. Вышла мать из комнаты, - очень быстро заметив ее отсутствие, ребенок начинает искать ее, плакать. Вот почему мать и дитя – единое целое, нерасторжимое «святое семейство».

Во второй период детства ребенок чутко  реагирует на отношение взрослого  к окружающему. Эмоциональные реакции  взрослого становятся средством  понимания какой-либо ситуации. Не зная многого, маленький ребенок определяет  по выражению лица взрослого происходящее, поступки окружающих, отношение воспитателя или родителей к его поведению. В неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо. При этом, как правило, дети выбирают наиболее знакомого, близкого человека, так как его эмоциональные реакции наиболее понятны ему.

Взрослому необходимо проявлять  к маленькому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели, обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в жизнь ребенка на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним.

Важно учитывать, что  процесс выполнения действий и их результат эмоционально переживается ребенком. Неудачи огорчают его. Взрослый должен так организовать общение с малышом, чтобы после некоторого количества попыток он достигал определенного результата. Возможности ребенка второго года не велики, поэтому необходимо исключать ситуации, в которых он постоянно выступал бы в роли неудачника.

Установить двусторонний характер взаимопонимания с детьми раннего возраста нелегко. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и мягкий, ласковый голос взрослого. Эмоциональные проявления очень рано становятся каналом связи, доступным средством влияния на поведение ребенка.

Важно, кто, как и с каким сердцем и чувством прикасается к детству. Речь идет не только о любви или жалости к ребенку, вызванной его беспомощностью и незащищенностью перед миром. Имеется в виду внутренняя культура взрослого. Это, прежде всего, духовное благородство, понимание высокого предназначения детства, проникновение в гуманистическую сущность материнского и отцовского долга.

Родители, взрослые, общающиеся с ребенком раннего возраста, должны помнить, что этот возраст, особенно второй год жизни малыша, требует большого терпения, больших духовных сил, педагогического такта, вдумчивого руководства, ответственности. Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими требованиями — вот факторы, позволяющие воспитывать ребенка и сердцем, и разумом.

 

    1. РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНО -ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И, прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, которыми ребенок манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, указывал Д.Б. Эльконин, не написан способ его употребления, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать.

Новообразования, которые  возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок-ПРЕДМЕТ—взрослый».

И хотя на протяжении всего раннего возраста форма  общения со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним.

Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка – предметной связанной с овладением общественно-выработанными способами действий с предметами.

К началу второго  года жизни в арсенале ребенка  уже имеется достаточное количество специфических действий, в которых он, подражая взрослому, воспроизводит внешний рисунок движения. Но это еще только воспроизведение специфического движения взрослого, а не собственное предметное действие ребенка. Свидетельством этого является хорошо известный факт, который заключается в том, что ребенок, как правило, требует именно тот предмет, который находился в руках взрослого. Например, увидев, как мать «укладывает спать» куклу, он будет тянуться именно к этой игрушке и укладывать ее в том же месте. Другая его не устроит. Или, когда годовалый малыш качает куклу, он делает это, не обращая внимания на положение самой куклы: она может лежать вверх ногами или согнувшись пополам — это для него не важно. Важно то, что он воспроизводит движение покачивания с тем же предметом, с которым показывал это действие взрослый. Особенность этих первичных специфических манипуляций ребенка с предметом состоит в том, что они закреплены за теми единичными предметами, на которых были первоначально выполнены вместе со взрослым и усвоены.

На втором году жизни для воспроизведения  показанного действия с предметом детям уже не требуется непременно тот же самый предмет — появляется возможность переноса действия на другие предметы. Например, ребенок в 1 год и 2-3 месяца может кормить кубик, надевать носок на ножку стула или причесывать расческой мячик. Это свидетельствует о том, что общая схема действия уже отделяется от конкретных предметов, но смысл и человеческое значение действия еще не выделены для ребенка. Данный этап (а он продолжается примерно от 12 до 14-15 месяцев) можно назвать этапом функционального действия. В этот период ребенок становится более активным и часто подражает тем действиям, которые наблюдает у взрослых. Например, дети воспроизводят «курение сигареты», «разговор по телефону», «чтение книжки» и пр.

Перенос действия осуществляется двумя путями: первый — это перенос действия с одного предмета на другой. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем воспроизводит те же движения «питья» из стаканчика, кружки, другой чашки и пр. На основании такого переноса происходит обобщение функции предмета. Второй путь — это перенос действия в другую ситуацию. Например, научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на ножку стула, на мячик и пр. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам происходит отрыв действия от единичного предмета и конкретной ситуации.

Для ребенка  второго года жизни игрушка еще  не представляет собой предмета, специально для него предназначенного и изображающего «взрослые» предметы. Так, например, игрушечная машинка до тех пор, пока он не познакомится с настоящим автомобилем, выступает для него не как игрушка, а как простая вещь, с которой связаны определенные манипуляции. Это относится к игрушечным животным, кубикам и пр.

Наряду с  игрушками, изображающими предметы, ребенок сталкивается с настоящими вещами, такими, например, как ложка, чашка, карандаши, совочки, лопатки и пр. Это предметы-орудия, которые имеют в жизни человека строго определенную функцию и пользование которыми предполагает, в отличие от игрушек, совершенно определенный, жестко фиксированный способ действия. Овладение этими орудийными действиями происходит именно в данном возрасте и является важнейшим приобретением этого периода. Главное в овладении орудийными действиями - это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. Ни один ребенок второго года жизни самостоятельно не откроет способ пользования ложкой, чашкой или горшком. Тем не менее, большинство детей в этом возрасте хорошо овладевают этими и другими предметами. Это происходит потому, что они овладевают ими не самостоятельно, а вместе со взрослыми.

Таким образом, в совместной деятельности с ребенком в предметно-игровой деятельности взрослый выполняет сразу несколько функций:

  • во-первых, взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
  • во-вторых, он организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;

в-третьих, он через поощрения и порицания  контролирует ход выполнения действий ребенка.

 

2.1. РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ  ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Постижение мира вещей, способов их целесообразного использования доступно только человеку. При умывании, еде, самообслуживании (одевании, раздевании) в совместных действиях со взрослыми дети 2-го года жизни активно усваивают функции разных предметов.

Совершенствование восприятия предметов идет долго, и это прекрасно. Но помочь ему выделить главные для данной вещи признаки способен только взрослый. Окружающие предметы надо всякий раз рассматривать, называть, показывать, как ими пользоваться. А главное, содействовать тому, чтобы сам ребенок активно включался в дело: принес шапку, тапочки, надел их, положил на стол ложку, полил растения и др. Без активных действий с предметами быта он растет неумелым, неловким, плохо ориентируется в ближайшем окружении. Особенно ценно усвоение способов действий для умственного развития ребенка, развития восприятия, памяти, мышления.

Информация о работе Развитие и воспитание детей второго года жизни