Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:52, курсовая работа
Описание работы
Цель: исследование проблемы межнациональной толерантности у младших школьников. Объект: процесс воспитания толерантности младших школьников. Предмет: воспитание межнациональной толерантности у школьников
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....…...3 1. Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли……………………………………………………………..……..……….....5 2. Сущность понятия « толерантность» и «культура межнационального общения»…………………………………………………………………...…..….13 3. Структура понятия толерантности………………………………….…….....18 4. Предпосылки воспитания толерантности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….……..….22 5. Критерии, показатели и уровни развития толерантности……………....….25 6. Методы воспитания толерантности………………………………………...29 7. Исследование на выявление уровня развития толерантности и межнациональной толерантности у младших школьников ……………...……33 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………..36 9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...………..…38 10. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...……………40
1. Развитие идеи толерантности
в истории образования и педагогической
мысли……………………………………………………………..……..……….....5
2. Сущность понятия «
толерантность» и «культура межнационального
общения»…………………………………………………………………...…..….13
3. Структура понятия толерантности………………………………….…….....18
4. Предпосылки воспитания
толерантности в младшем школьном
возрасте………………………………………………………………….……..….22
5. Критерии, показатели и
уровни развития толерантности……………....….25
6. Методы воспитания толерантности………………………………………...29
7. Исследование
на выявление уровня развития толерантности
и межнациональной толерантности у младших
школьников ……………...……33
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………..36
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...………..…38
10. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...……………40
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время проблема
толерантности стала широко освещаться
в средствах массовой информации, на государственном
и международном уровне. Это связано с
учащающимися случаями нетерпимости по
отношению к инакомыслящим людям со стороны
враждебно настроенных оппонентов. При
этом нередки случаи откровенных конфликтов,
выливающихся в жестокие и кровавые столкновения.
По мнению большинства аналитиков, подобная
тенденция связана с уменьшением уровня
терпимости к людям, жесткостью в отношениях,
неумением тактично и грамотно излагать
свою позицию, не задевая значимые аспекты
жизни других людей. Особую остроту и значимость
приобретает изучение закономерностей
становления толерантного сознания у
детей в возрасте 6-7 лет, поскольку в данном
периоде закладываются основы отношений
в обществе.
В «Декларации принципов толерантности»,
принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что
одним из наиболее эффективных путей достижения
согласия является воспитание толерантной
личности. В статье 1.1 толерантность определяется
как «уважение, принятие и понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших
форм самовыражения и способов проявления
человеческой индивидуальности. Ей способствует
знания, открытость, общение и свобода
мысли, совести, убеждений. Толерантность
– это гармония в многообразии….». В статье
1.2 признано, что «толерантность – это
не уступка, снисхождение или потворство.
Толерантность - это, прежде всего активное
отношение, формируемое на основе признания
универсальных прав и основных свобод
человека. Ни при каких обстоятельствах
толерантность не может служить оправданием
посягательств на эти основные ценности.
Толерантность должны проявлять отдельные
люди, группы и государства» [4, с.6]
Начинать формирование качеств
толерантной личности нужно как можно
раньше. Дети копируют поведение близких
им людей, в первую очередь родителей.
Именно в семье закладывается такое качество,
как толерантность личности. При этом
в общеобразовательном учреждении так
же может осуществляться социально-педагогическая
деятельность по формированию толерантности.
Цель: исследование проблемы межнациональной
толерантности у младших школьников.
Объект: процесс воспитания толерантности
младших школьников.
Предмет: воспитание межнациональной
толерантности у школьников
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических
основ проблемы в младшем школьном
возрасте
2. Выявление предпосылок
воспитания толерантности в младшем школьной
возрасте
3. Провести практическую
работу по выявлению уровню толерантности
у младших школьников.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого
– педагогической и методической литературы
- анкетирование
- опрос
- беседа
1. Развитие идеи толерантности
в истории образования и педагогической
мысли
В разные периоды развития школы
и педагогической мысли акцент делался
на разных аспектах толерантности. Это
могло быть гуманное отношение к ребенку,
идея всеобщего среднего образования,
требование внесословной единой школы,
принцип поликультурности в образовании.
Однако в любом случае в основу этих требований,
идей и принципов было положено признание
изначального равенства всех людей, права
каждого человека быть иным, непохожим
на других, уважение его достоинства.
В первобытном обществе толерантность
существовала не в виде идеи, а в виде практики
отношений между воспитателями и воспитанниками
и была основана на имущественном и социальном
равенстве. Исследователи отмечают, что
отношение взрослых к детям было исключительно
доброжелательным, и дети с самого раннего
возраста начинали воспроизводить это
отношение во взаимодействии с окружающими.
Отсутствовали насильственные, репрессивные
методы воспитания. В наказаниях не было
необходимости, поскольку дети, как и взрослые,
непосредственно были включены в жизнь
общества, а знания, умения, навыки, опыт
эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру, волевые и иные качества
формировались не в рамках специально
организованного образовательного процесса,
а в повседневном общении, трудовой и игровой
деятельности, через участие в обрядах
и освоение мифологии, с помощью традиций.
Главное в толерантной воспитательной
практике первобытного общества — ее
ненасильственный характер; такой аспект,
как многообразие человеческих индивидуальностей,
не учитывался, поскольку человек был
неразрывно связан с коллективом и формировался
лишь с точки зрения его общественных
функций — трудовых, семейных, культовых.
В рабовладельческих обществах
древнего мира проявления идеи толерантности
отличались большим своеобразием в зависимости
от характера общества, в котором они существовали
и развивались. В общем виде на этом этапе
исторического развития толерантность
выступает как гуманное отношение к людям
и как способ гармонизации отношений между
людьми, между человеком и обществом.
В педагогике Древней Индии
толерантность базировалась на представлении
о единстве всего живого, на признании
жизни в качестве высшей ценности; образование
должно было способствовать постижению
гармонии мира и построению гармоничных
отношений человека и окружающего мира,
основанных на непричинении зла живым
существам.
Основой педагогической мысли
и образовательной практики Древнего
Китая было учение философа и педагога
Конфуция (551–479 гг. до н.э.), который утверждал,
что люди близки друг другу по своей природе,
но сильно различаются по своим привычкам.
Поэтому в деле воспитания и обучения
нельзя делать различий между людьми,
но нужно учитывать возможности каждого
в постижении мудрости. Воспитание гуманности,
человеколюбия рассматривается при этом
как важнейшая задача образования, а средством
регулирования отношений между людьми
выступают этикет и традиции, в которых
выражается уважительное отношение к
окружающим.
Для педагогической мысли Древней
Греции характерна идея гармонического
развития человека, интерес к его внутреннему
миру, попытки подчинить задачи воспитания
и обучения нуждам конкретного человека.
Так, образовательная система, сложившаяся
в городе-государстве Афины, была основана
на стимулировании развития индивидуальных
особенностей и их использовании на благо
государства, что предполагало формирование
критичности мышления, умения формулировать
и отстаивать свою точку зрения в условиях
множественности мнений и позиций. Древнегреческий
философ Сократ (469–399 гг. до н.э.) рассматривал
воспитание, с одной стороны, как средство
саморазвития человека, формирования
в нем нравственных добродетелей, как
способ сделать его счастливым, а с другой
— как средство совершенствования общества
на основе гармонизации отношений человека
и общества. Участников педагогического
процесса он считал равноправными партнерами,
утверждая, что педагог должен с уважением
относиться к внутреннему миру воспитанника,
строить обучение не на основе принуждения,
а посредством стимулирования саморазвития
воспитанника. Однако в обществах древнего
мира толерантность имела ограниченный
характер: толерантные отношения распространялись
только на свободных людей, в отношении
рабов использовались совершенно иные
установки (правда, на практике эти установки
не всегда соблюдались как в отношении
рабов, так и в отношении свободных).
В средневековом обществе идея
толерантности провозглашалась и разрабатывалась
главным образом в рамках религиозных
учений — как официальных, так и оппозиционных.
Например, идея всеобщего обучения, глубоко
обоснованная Я. А. Коменским, была сформирована
в рамках реформаторского движения «чешских
братьев».
С древнейших времен важную
роль в становлении образования и педагогической
мысли играли концепции, основанные на
религиозных воззрениях. Идея толерантности
в том или ином виде присутствует во всех
мировых религиях. Так, в буддизме человек
предстает органичной частью гармонически
организованной вселенной. Поэтому в основе
понимания воспитания и обучения лежит
принцип гармонизации отношений человека
с окружающим миром, с другими людьми на
основе ненасильственного взаимодействия.
Христианство на первое место среди человеческих
добродетелей ставит любовь к ближнему
независимо от его национальности, религиозных
убеждений, социального положения и образа
жизни, призывает к использованию таких
способов устранения разногласий, как
убеждение на основе понимания и прощения,
личный пример добродетельной жизни, к
отказу не только от мести, но и от желания
мстить обидчику. Христианская религия
призывает больше внимания уделять самосовершенствованию,
нежели «принудительному» исправлению
недостатков других людей.
И иудаизме и исламе исходным
является положение о том, что все люди
созданы по образу и подобию Бога, а следовательно,
равны перед ним, несмотря на все свои
различия; кроме того, высоко ценится такая
добродетель, как терпение (а именно оно
является одним из оснований толерантности).
Задача образования видится в том, чтобы
интегрировать человека в господствующую
систему религиозно-этико-правовых норм,
помогать в их освоении как разумом, так
и сердцем.
И хотя педагогическая реальность
с ее сословными школами, широко применявшимися
в них телесными наказаниями, бессмысленным
заучиванием наизусть религиозных текстов,
взглядом на ученика как на средство достижения
педагогических целей отнюдь не способствовала
последовательной реализации идеи гуманных
отношений в педагогическом процессе,
само внедрение подобных установок в культуру
и в педагогику усиливало их толерантную
ориентацию.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.)
— особый период в развитии средневекового
общества. В это время человек провозглашается
главной ценностью, распространяется
и обосновывается мысль о природном равенстве
людей независимо от их происхождения.
Эти два постулата, будучи примененными
к образованию, становятся способами выражения
идеи толерантности. Мыслители эпохи Возрождения
(педагоги-гуманисты) высказывали мысли
о том, что учитель должен с любовью и уважением
относиться к своим ученикам, не применять
телесные наказания, делающие души детей
рабскими, а вызывать у провинившегося
ребенка чувство стыда за свой проступок,
поощрять усилия учеников в учебе. В обучении
рекомендовалось учитывать индивидуальные
особенности детей, их способности и интересы.
Мысль о принципиальном равенстве людей
и многообразии индивидуальностей учащихся
послужила основой для дальнейшего развития
идеи толерантности в образовании.
В новое время (XVII — начало XX
в.) идея толерантности в образовании рассматривается
через призму идеалов свободы, самоценности
человека во всем многообразии его индивидуальных
проявлений. Педагогика этого периода
обращена к человеку и ставит двойную
задачу: во-первых, создать условия для
наиболее полной самореализации человека
как в педагогическом процессе, так и в
жизни; во-вторых, воспитать у ребенка
чувство ответственности за свои поступки,
научить его регулировать свое поведение
таким образом, чтобы жить свободно и в
то же время в согласии и гармонии с другими
людьми.
Крайним и наиболее ярким выражением
этих идей в педагогической мысли и образовательной
практики нового времени является педоцентризм.
Сущность этого педагогического течения
наиболее ярко выразил его представитель
Джон Дьюи (1859-1952): «Ребенок — это исходная
точка, центр и конец всего. Надо всегда
иметь в виду его развитие, его рост, потому
что только они могут служить мерилом...
Личность и характер важнее школьных предметов...
мы должны стать на место ребенка и исходить
от него».
Однако параллельно с идеей
толерантности, нашедшей выражение в концепциях
Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци,
А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого,
Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерева и др., продолжали
существовать концепции авторитарного
воспитания и обучения. Среди них наибольшую
известность и широкое практическое воплощение
получила концепция И. Ф. Гербарта (1776–1841
гг.), где ученик предстает в качестве объекта
обучения и воспитания, где тщательно
разработана система средств жесткого
педагогического управления ребенком,
а обучение носит ярко выраженный сословный
характер.
На протяжении существования
образования как социальной практики
и как особого социального института педагогами
высказывалось немало идей, в которых
так или иначе проявлялась идея толерантности.
Наиболее общей и фундаментальной
является в этом плане идея всеобщего
образования. В трудах чешского педагога
Я. А. Коменского (1592-1670) эта идея оформилась
в требование «учить всех всему». «Учить
всех» означало требование равного доступа
к образованию всех людей, независимо
от их пола, социального статуса, имущественного
положения, вероисповедания, национальной
принадлежности. «Учить всему» означало
требование широкого общего образования,
на основе которого только и возможно
последующее профессиональное обучение
(в противовес высказываемой многими педагогами
мысли о ранней профильной подготовке
ребенка и Требование равноправия женщин
при получении образования.
В древних и средневековых обществах
школы посещали только мальчики, девочки
же получали домашнее воспитание. Постепенно,
благодаря развитию демократии и распространению
в обществе идей толерантности, девочки
полу-чили право обучаться в начальной
и средней школе. Дольше всего сохранялась
дискриминация женщин в сфере высшего
образования. В России женщины по-лучили
право обучаться в высших учебных заведениях
в результате мощного общественно-педагогического
движения 60-х гг. XIX в.