Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование проблемы межнациональной толерантности у младших школьников.
Объект: процесс воспитания толерантности младших школьников.
Предмет: воспитание межнациональной толерантности у школьников

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....…...3
1. Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли……………………………………………………………..……..……….....5
2. Сущность понятия « толерантность» и «культура межнационального общения»…………………………………………………………………...…..….13
3. Структура понятия толерантности………………………………….…….....18
4. Предпосылки воспитания толерантности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….……..….22
5. Критерии, показатели и уровни развития толерантности……………....….25
6. Методы воспитания толерантности………………………………………...29
7. Исследование на выявление уровня развития толерантности и межнациональной толерантности у младших школьников ……………...……33
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………..36
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...………..…38
10. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...……………40

Файлы: 1 файл

Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте.docx

— 72.66 Кб (Скачать файл)

В наши дни идея всеобщего образования наполняется новым содержанием. Она означает отсутствие дискриминации при получении образования по половому, расовому, национальному, религиозному, возрастному и иным признакам. Особое внимание уделяется проблемам образования людей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии (людей с ограниченными возможностями).

В России XIX в. этот аспект культуросообразности воплотился в идее народности образования, сформулированной и обоснованной К. Д. Ушинским (1824-1871). К. Д. Ушинский считал, что особое место в содержании образования должно быть отведено предметам, которые позволили бы учащимся приобщиться к национальной культуре, понять ее и стать ее выразителями и творцами. К таким предметам он относил в первую очередь русский язык, который считал мощным воспитательным средством, а также родную историю и географию. К. Д. Ушинский был убежден, что уважительное отношение к другим народам может быть воспитано только на основе глубокого осознания человеком принадлежности к собственному народу, чувства гордости за него, знания его культуры и уважения к традициям.

В настоящее время ученые установили, что для представителя каждой национальности или этнической группы характерен собственный учебный стиль. Так, русские более склонны к «авральной» работе, нежели к повседневному кропотливому учебному труду; представители народов Восточной Азии предпочитают учиться индивидуально, настойчивы в достижении цели. Педагогам рекомендуется учитывать национальные особенности этнических стилей обучения. Кроме того, каждому учащемуся необходима помощь в становлении его культурной идентификации.

Во все исторические периоды одним из самых острых вопросов для педагогов был вопрос об отношениях личности и общества, о соотношении в образовании индивидуального и социального. Отмечая, что между интересами отдельного человека и интересами общества объективно существуют расхождения, педагоги пытались найти средства разрешения противоречий. При этом одни исходили из интересов общества, другие — из интересов человека.

Древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н.э.) предлагал воспитывать детей так, чтобы они могли добросовестно выполнять свои функции в обществе. Ту же цель провозглашал И. Ф. Гербарт и ряд других педагогов.

Наиболее ярким представителем противоположного направления был идеолог «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Считая, что общество оказывает негативное влияние на ребенка, Ж.-Ж. Руссо утвеждал, что образование детей не должно быть связано с их включением в систему общественных отношений и подготовкой к выполнению определенных социальных ролей. Цель образования — воспитание свободной, цельной, нравственной личности. Идея свободы впоследствии явственно прослеживается в теоретических воззрениях и практической деятельности многих педагогов (Ф. Фребель, Э. Кей, М. Монтессори и др.).

В настоящее время в качестве важнейшей задачи образования выдвигается гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними. Эту идею высказывал И. Г. Песталоцци (1746–1827); в конце XIX — начале XX в. она получила своеобразное преломление в концепции школы-общины, для которой характерны широкие связи с социальной средой (Дж. Дьюи, С. Т. Шацкий и др.). В настоящее время образование понимается не как навязывание знаний, не как передача социального опыта, а как включение в культуру, создание образовательной среды.

Идея толерантности в своем специфическом выражении присутствует на всех этапах развития образования и педагогической мысли. Ее развитие происходило по пути углубления и конкретизации — от мысли о равенстве всех людей в образовании до идеи учета многообразия человеческих индивидуальностей в мире культуры.

 

2.Сущность понятия  «толерантность» и « культура     межнационального общения»

Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов социальной группы к представителям иных национальных культурных групп.

Основным понятием исследования является «толерантность». Значение данного слова при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность» - производное от французского tolerant – терпимый [11,с.726] (подобные примеры синонимичности данного понятия содержатся и в других языках; например: нем. Duldsamkeit – терпимость и Toleranz – толерантность).

В словаре В.И. Даля (Т. 4) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью» [8,с.155]. Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей; так «Современный словарь иностранных языков» определяет понятие «толерантность» как «… терпимость, снисходительность к какому-либо, чему-либо» [9,с.610], а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова трактует «толерантность» как «…терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»[1]. Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [19,с.457]. Более полным представляется определение терпимости, данное в словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения…» [20,с. 351]. Данное определение не ограничивает, в отличие от предыдущего, применения толерантности только к представителям иных наций, народностей и религий и отмечает моральную основу данного качества личности. Но и определение словаря по этике не является окончательным, так как в нём, подобно и ранее упомянутому определению, и определению, данному американским словарём «American Heritage Dictionary», трактующим толерантность в широком смысле как «способность к призванию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [8,с.16], не идёт речи о признании и уважении самих людей, которые отличаются от нас - признании как отдельных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат. Для определения более адекватного понятия толерантности целесообразно рассмотреть данное качество в историческом и философском аспектах.

Р.Р. Валитова: «...толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание почувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно – иное, чем – то не похожее на собственное восприятие действительности» [2,с. 33-34]. По мнению Отфрида Хеффе, толерантность тоже предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур [2].

«Социокультурная толерантность» - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Для более полного выяснения сущности понятия «толерантность» рассмотрим его противоположное значение – «интолерантность» («нетерпимость»). Исходя из определения толерантности, идентифицирует интолерантность как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.

Исследованию чувств враждебности, понятию, по сути своей, противоположному толерантности, посвящены работы О. Шемякиной. В частности, её выделены в качестве эмоциональных сущностных характеристик враждебности гнев, отвращение и презрение [22, с.105].

Одной из наименее социализированных, а потому исторически более ранних эмоций, входящих в «триаду враждебности», является гнев – эмоция, для которой характерно сочетание высокой импульсивности и низкого уровня контроля и которая поэтому чревата насильственной формой агрессии.

Чувство превосходства, которое часто обуславливает недостаток внимания к реальным свойствам того объекта, на который направлена эмоция презрения – неуважения, является нарцистическим продуктом развития человеческой культуры. Данная эмоция гораздо опаснее по своим последствиям, чем гнев. Из трёх эмоций «триады враждебности» презрение – наиболее холодное чувство. Опасность презрения заключается в устойчивом характере этой эмоции, в отличие от гнева или отвращения. Гнев предполагает достаточно быструю аффективную разрядку, а чувство отвращения способствует переключению внимания на что-либо другое. Ситуация же презрения вызывает подчас удовольствие. Следовательно, оно само и связанное с ним повеление легко могут быть возобновлены.

Согласно словарю антонимов русского языка М.В. Львова, чувством, противоположным презрению является «уважение» [21,с. 769] – чувство, согласно Словарю русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой (Т.4), Таким образом, исходя из приведённых выше определений толерантности с заключённой в них позитивной оценкой данного морального качества и его социальной необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент, в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности и выделив основные сущностные характеристики данного морального качества личности – уважение, симпатия, доброта, - можно сделать вывод о необходимости формирования социокультурной толерантности как морального качества личности в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представите

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Межнациональная толерантность – терпимость к людям другой национальности, и их образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям.

Гармоничное сочетание в содержании образования общечеловеческих и национальных ценностей определяет множественность образцов и примеров деятельности, поведения, манер, межличностных отношений воспитывающей среды, обеспечивая формирование культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения — готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях, зависящая от общего уровня развития личности. Понятие «толерантность» является первой ступенью развития культуры межнационального общения и в данном случае тождественно понятию «терпимость».

Направления воспитания культуры межнационального общения в педагогической деятельности:

а) обучение взаимодействию, взаимопониманию, формированию критического мышления (Г. Д. Дмитриев);

б) обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на национальной почве.

В идеале учитель должен знать язык, национальные особенности, диалекты устной речи коренных жителей того региона, на территории которого он живет и работает.

Люди с глубокой древности догадывались о том, что должен существовать определенный свод правил, кодекс взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности. При встрече с представителем другой культуры у человека возникает, как правило, несколько типов реакций на нее — неприятие, защита идеи собственного культурного превосходства, признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения, наконец, адаптация к новой культуре (М. Беннет). Первая реакция сугубо негативная, а потом дело может закончиться интеграцией человека в иную культуру. Задача учителя — помочь детям принять непривычное для них, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Воспитание человека в духе национального гражданства должно быть дополнено воспитанием чувства ответственности за судьбу планеты в целом и способности участвовать в деятельности планетарного сообщества.

В настоящее время проблемы межэтнических, межкультурных отношений все чаще приобретают религиозную окраску. Это связано с возрастанием роли религии в жизни общества и отдельного человека. В условиях кризиса, охватившего все сферы жизни общества, люди стараются найти нечто такое, что не поддается сиюминутным влияниям, что представляет собой непреходящую ценность, что может придать смысл человеческому существованию и тем самым оправдать его. Многие в этих поисках обращаются к религии. Однако следствием религиозного воспитания нередко становятся фанатизм, нетерпимость, отказ признавать иную точку зрения.

 

3. Структура понятия « толерантность»

 

В совместной работе Г.В. Безелюва и Г.М. Шеламова выделяют следующие компоненты толерантности: эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других, которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия аккумулирует в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек, является выражение психологического принятия. Иными словами, эмпатия (от греч. сопереживание)- постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека.

Эмпатия – это эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям. Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое отношение к людям, по мнению психологов, способствует развитию гуманистических ценностей, без которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности. Если человек чувствителен к боли других, то он ограничивает собственную агрессию.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистично, сосредоточены на себе, требовательны к другим, прибегают к неоправданным наказаниям, склонны к морализированию. Поэтому можно отметить, что развитие эмпатии – ведущий признак и преимущественно толерантного человека.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств партнеров по взаимодействию.

Коммуникативная толерантность как черта человека собирательно: в ней находят отражения факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереопит поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми.

Коммуникативная толерантность заметна в тех случаях когда человек не видит ярких различий между собой и партнером либо не испытывает негативных эмоций по поводу эти различий. К ней, по мнению Г.В.Безюлевой и Г.М. Шеламовой, относятся:

Информация о работе Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли