В наши дни идея всеобщего образования
наполняется новым содержанием. Она означает
отсутствие дискриминации при получении
образования по половому, расовому, национальному,
религиозному, возрастному и иным признакам.
Особое внимание уделяется проблемам
образования людей, имеющих отклонения
в умственном или физическом развитии
(людей с ограниченными возможностями).
В России XIX в. этот аспект культуросообразности
воплотился в идее народности образования,
сформулированной и обоснованной К. Д.
Ушинским (1824-1871). К. Д. Ушинский считал,
что особое место в содержании образования
должно быть отведено предметам, которые
позволили бы учащимся приобщиться к национальной
культуре, понять ее и стать ее выразителями
и творцами. К таким предметам он относил
в первую очередь русский язык, который
считал мощным воспитательным средством,
а также родную историю и географию. К.
Д. Ушинский был убежден, что уважительное
отношение к другим народам может быть
воспитано только на основе глубокого
осознания человеком принадлежности к
собственному народу, чувства гордости
за него, знания его культуры и уважения
к традициям.
В настоящее время ученые установили,
что для представителя каждой национальности
или этнической группы характерен собственный
учебный стиль. Так, русские более склонны
к «авральной» работе, нежели к повседневному
кропотливому учебному труду; представители
народов Восточной Азии предпочитают
учиться индивидуально, настойчивы в достижении
цели. Педагогам рекомендуется учитывать
национальные особенности этнических
стилей обучения. Кроме того, каждому учащемуся
необходима помощь в становлении его культурной
идентификации.
Во все исторические периоды
одним из самых острых вопросов для педагогов
был вопрос об отношениях личности и общества,
о соотношении в образовании индивидуального
и социального. Отмечая, что между интересами
отдельного человека и интересами общества
объективно существуют расхождения, педагоги
пытались найти средства разрешения противоречий.
При этом одни исходили из интересов общества,
другие — из интересов человека.
Древнегреческий философ Платон
(427–347 гг. до н.э.) предлагал воспитывать
детей так, чтобы они могли добросовестно
выполнять свои функции в обществе. Ту
же цель провозглашал И. Ф. Гербарт и ряд
других педагогов.
Наиболее ярким представителем
противоположного направления был идеолог
«свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо (1712–1778).
Считая, что общество оказывает негативное
влияние на ребенка, Ж.-Ж. Руссо утвеждал,
что образование детей не должно быть
связано с их включением в систему общественных
отношений и подготовкой к выполнению
определенных социальных ролей. Цель образования
— воспитание свободной, цельной, нравственной
личности. Идея свободы впоследствии явственно
прослеживается в теоретических воззрениях
и практической деятельности многих педагогов
(Ф. Фребель, Э. Кей, М. Монтессори и др.).
В настоящее время в качестве
важнейшей задачи образования выдвигается
гармонизация отношений человека и его
окружения, смягчение неизбежных противоречий
между ними. Эту идею высказывал И. Г. Песталоцци
(1746–1827); в конце XIX — начале XX в. она получила
своеобразное преломление в концепции
школы-общины, для которой характерны
широкие связи с социальной средой (Дж.
Дьюи, С. Т. Шацкий и др.). В настоящее время
образование понимается не как навязывание
знаний, не как передача социального опыта,
а как включение в культуру, создание образовательной
среды.
Идея толерантности в своем
специфическом выражении присутствует
на всех этапах развития образования и
педагогической мысли. Ее развитие происходило
по пути углубления и конкретизации —
от мысли о равенстве всех людей в образовании
до идеи учета многообразия человеческих
индивидуальностей в мире культуры.
2.Сущность понятия
«толерантность» и « культура
межнационального общения»
Социокультурная ситуация в
нашей стране, равно как и в прочих многонациональных
и поликультурных обществах, всегда характеризовалась
неоднозначным отношением членов социальной
группы к представителям иных национальных
культурных групп.
Основным понятием исследования
является «толерантность». Значение данного
слова при употреблении его в обыденных
ситуациях легко улавливается из контекста.
Однако при попытке дать научное определение
толерантности возникают немалые трудности,
так как данное понятие используется в
самых разных областях знания: этике, психологии,
политике, теологии, философии, медицине
и др. Слово «толерантность» вошло в употребление
в русском языке сравнительно недавно;
в энциклопедическом словаре Брокгауза
и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая
статья о существительном «толерантность»,
как о терпимости к иного рода религиозным
воззрениям.
По сути своей, понятия «толерантность»
и «терпимость» синонимичны. Согласно
толковому словарю русского языка под
редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность»
- производное от французского tolerant –
терпимый [11,с.726] (подобные примеры синонимичности
данного понятия содержатся и в других
языках; например: нем. Duldsamkeit – терпимость
и Toleranz – толерантность).
В словаре В.И. Даля (Т. 4) слово
«терпимость» трактуется как свойство
или качество, способность что или кого-либо
терпеть «только по милосердию, снисхожденью»
[8,с.155]. Подобным же образом трактует данное
понятие и большинство современных словарей;
так «Современный словарь иностранных
языков» определяет понятие «толерантность»
как «… терпимость, снисходительность
к какому-либо, чему-либо» [9,с.610], а «Большой
энциклопедический словарь» под общей
редакцией А.М. Прохорова трактует «толерантность»
как «…терпимость к чужим мнениям, верованиям,
поведению»[1]. Расширенное определение
толерантности, раскрывающее необходимость
и позитивную сущность данного качества,
содержится в Краткой философской энциклопедии:
«Толерантность (от лат. tolerantia – терпение)
– терпимость к иного рода взглядам, нравам,
привычкам. Толерантность необходима
по отношению к особенностям различных
народов, наций и религий. Она является
признаком уверенности в себе и сознания
надёжности своих собственных позиций,
признаком открытого для всех идейного
течения, которое не боится сравнения
с другими точками зрения и не избегает
духовной конкуренции» [19,с.457]. Более полным
представляется определение терпимости,
данное в словаре по этике под редакцией
А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость
– моральное качество, характеризующее
отношение к интересам, убеждениям, верованиям,
привычкам и поведению других людей. Выражается
в стремлении достичь взаимного понимания
и согласования разнородных интересов
и точек зрения без применения давления,
преимущественно методами разъяснения
и убеждения…» [20,с. 351]. Данное определение
не ограничивает, в отличие от предыдущего,
применения толерантности только к представителям
иных наций, народностей и религий и отмечает
моральную основу данного качества личности.
Но и определение словаря по этике не является
окончательным, так как в нём, подобно
и ранее упомянутому определению, и определению,
данному американским словарём «American
Heritage Dictionary», трактующим толерантность
в широком смысле как «способность к призванию
или практическое признание и уважение
убеждений и действий других людей» [8,с.16],
не идёт речи о признании и уважении самих
людей, которые отличаются от нас - признании
как отдельных личностей, так и социальных
или этнических групп, к которым они принадлежат.
Для определения более адекватного понятия
толерантности целесообразно рассмотреть
данное качество в историческом и философском
аспектах.
Р.Р. Валитова: «...толерантность
предполагает заинтересованное отношение
к Другому, желание почувствовать его
мироощущение, которое побуждает к работе
разум уже потому, что оно – иное, чем –
то не похожее на собственное восприятие
действительности» [2,с. 33-34]. По мнению
Отфрида Хеффе, толерантность тоже предполагает
взаимное уважение различных культур
и традиций, признание самоценности других
культур [2].
«Социокультурная толерантность»
- это моральное качество личности, характеризующее
терпимое отношение к другим людям, независимо
от их этнической, национальной либо культурной
принадлежности, терпимое отношение к
иного рода взглядам, нравам, привычкам;
необходима по отношению к особенностям
различных культурных групп или к их представителям.
Она является признаком уверенности в
себе и сознания надёжности своих собственных
позиций, признаком открытого для всех
идейного течения, которое не боится сравнения
с другими точками зрения и не избегает
духовной конкуренции. Выражается в стремлении
достичь взаимного уважения, понимания
и согласования разнородных интересов
и точек зрения без применения давления,
преимущественно методами разъяснения
и убеждения.
Для более полного выяснения
сущности понятия «толерантность» рассмотрим
его противоположное значение – «интолерантность»
(«нетерпимость»). Исходя из определения
толерантности, идентифицирует интолерантность
как качество личности, характеризующееся
негативным, враждебным отношением к особенностям
культуры той или иной социальной группы,
к иным социальным группам в общем или
к отдельным представителям данных групп.
Исследованию чувств враждебности,
понятию, по сути своей, противоположному
толерантности, посвящены работы О. Шемякиной.
В частности, её выделены в качестве эмоциональных
сущностных характеристик враждебности
гнев, отвращение и презрение [22, с.105].
Одной из наименее социализированных,
а потому исторически более ранних эмоций,
входящих в «триаду враждебности», является
гнев – эмоция, для которой характерно
сочетание высокой импульсивности и низкого
уровня контроля и которая поэтому чревата
насильственной формой агрессии.
Чувство превосходства, которое
часто обуславливает недостаток внимания
к реальным свойствам того объекта, на
который направлена эмоция презрения
– неуважения, является нарцистическим
продуктом развития человеческой культуры.
Данная эмоция гораздо опаснее по своим
последствиям, чем гнев. Из трёх эмоций
«триады враждебности» презрение – наиболее
холодное чувство. Опасность презрения
заключается в устойчивом характере этой
эмоции, в отличие от гнева или отвращения.
Гнев предполагает достаточно быструю
аффективную разрядку, а чувство отвращения
способствует переключению внимания на
что-либо другое. Ситуация же презрения
вызывает подчас удовольствие. Следовательно,
оно само и связанное с ним повеление легко
могут быть возобновлены.
Согласно словарю антонимов
русского языка М.В. Львова, чувством, противоположным
презрению является «уважение» [21,с. 769]
– чувство, согласно Словарю русского
языка под редакцией А.П. Евгеньевой (Т.4),
Таким образом, исходя из приведённых
выше определений толерантности с заключённой
в них позитивной оценкой данного морального
качества и его социальной необходимостью
на различных этапах развития общества
и в настоящий момент, в частности, рассмотрев
различные точки зрения на понятие толерантности
и выделив основные сущностные характеристики
данного морального качества личности
– уважение, симпатия, доброта, - можно
сделать вывод о необходимости формирования
социокультурной толерантности как морального
качества личности в интересах успешности
ведения «культурного» диалога и в целях
избежания межкультурных конфликтов с
различными социальными, культурными
группами или их представите
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу
жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Межнациональная
толерантность – терпимость к людям другой
национальности, и их образу жизни, поведению,
обычаям, мнениям, идеям, верованиям.
Гармоничное сочетание в содержании
образования общечеловеческих и национальных
ценностей определяет множественность
образцов и примеров деятельности, поведения,
манер, межличностных отношений воспитывающей
среды, обеспечивая формирование культуры
межнационального общения.
Культура межнационального
общения — готовность и умение человека
общаться с представителями разных культур,
способность учитывать их национальную
специфику, деликатность и терпимость
в любых ситуациях, зависящая от общего
уровня развития личности. Понятие «толерантность»
является первой ступенью развития культуры
межнационального общения и в данном случае
тождественно понятию «терпимость».
Направления воспитания культуры
межнационального общения в педагогической
деятельности:
а) обучение взаимодействию,
взаимопониманию, формированию критического
мышления (Г. Д. Дмитриев);
б) обучение поведению в конфликтных
ситуациях, возникающих на национальной
почве.
В идеале учитель должен знать
язык, национальные особенности, диалекты
устной речи коренных жителей того региона,
на территории которого он живет и работает.
Люди с глубокой древности догадывались
о том, что должен существовать определенный
свод правил, кодекс взаимоотношений между
людьми различной этнической принадлежности.
При встрече с представителем другой культуры
у человека возникает, как правило, несколько
типов реакций на нее — неприятие, защита
идеи собственного культурного превосходства,
признание инокультурных ценностей, норм
и форм поведения, наконец, адаптация к
новой культуре (М. Беннет). Первая реакция
сугубо негативная, а потом дело может
закончиться интеграцией человека в иную
культуру. Задача учителя — помочь детям
принять непривычное для них, снять возможные
отрицательные эмоции, смягчить процесс
адаптации к новым ценностям. Воспитание
человека в духе национального гражданства
должно быть дополнено воспитанием чувства
ответственности за судьбу планеты в целом
и способности участвовать в деятельности
планетарного сообщества.
В настоящее время проблемы
межэтнических, межкультурных отношений
все чаще приобретают религиозную окраску.
Это связано с возрастанием роли религии
в жизни общества и отдельного человека.
В условиях кризиса, охватившего все сферы
жизни общества, люди стараются найти
нечто такое, что не поддается сиюминутным
влияниям, что представляет собой непреходящую
ценность, что может придать смысл человеческому
существованию и тем самым оправдать его.
Многие в этих поисках обращаются к религии.
Однако следствием религиозного воспитания
нередко становятся фанатизм, нетерпимость,
отказ признавать иную точку зрения.
3. Структура понятия
« толерантность»
В совместной работе Г.В. Безелюва
и Г.М. Шеламова выделяют следующие компоненты
толерантности: эмпатия, коммуникативная
толерантность, принятие себя и принятие
других, которые в совокупности являются
отличительными признаками толерантного
человека.
Эмпатия аккумулирует в себе
способность человека переживать те же
чувства, которые испытывает другой человек,
является выражение психологического
принятия. Иными словами, эмпатия (от греч.
сопереживание)- постижение эмоционального
состояния, проникновение, вчувствование
в переживание другого человека.
Эмпатия – это эмоциональная
отзывчивость, чувствительность и внимание
к другим людям, их проблемам, горестям,
радостям. Она проявляется в стремлении
оказать помощь и поддержку. Такое отношение
к людям, по мнению психологов, способствует
развитию гуманистических ценностей,
без которых невозможно полноценное толерантное
восприятие действительности. Если человек
чувствителен к боли других, то он ограничивает
собственную агрессию.
Люди с низким уровнем эмпатии
равнодушно относятся к другим, эгоистично,
сосредоточены на себе, требовательны
к другим, прибегают к неоправданным наказаниям,
склонны к морализированию. Поэтому можно
отметить, что развитие эмпатии – ведущий
признак и преимущественно толерантного
человека.
Коммуникативная толерантность
– это характеристика отношения к людям,
показывающая степень переносимости ею
неприятных или неприемлемых, по ее мнению,
психических состояний, качеств партнеров
по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность
как черта человека собирательно: в ней
находят отражения факторы воспитания,
опыт общения, культура, ценности, потребности,
интересы, установки, характер, темперамент,
эмоциональный стереопит поведения и
особенности мышления. Люди, обладающие
высоким уровнем коммуникативной толерантности,
уравновешены и хорошо совместимы с различными
людьми.
Коммуникативная толерантность
заметна в тех случаях когда человек не
видит ярких различий между собой и партнером
либо не испытывает негативных эмоций
по поводу эти различий. К ней, по мнению
Г.В.Безюлевой и Г.М. Шеламовой, относятся: