Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование проблемы межнациональной толерантности у младших школьников.
Объект: процесс воспитания толерантности младших школьников.
Предмет: воспитание межнациональной толерантности у школьников

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....…...3
1. Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли……………………………………………………………..……..……….....5
2. Сущность понятия « толерантность» и «культура межнационального общения»…………………………………………………………………...…..….13
3. Структура понятия толерантности………………………………….…….....18
4. Предпосылки воспитания толерантности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….……..….22
5. Критерии, показатели и уровни развития толерантности……………....….25
6. Методы воспитания толерантности………………………………………...29
7. Исследование на выявление уровня развития толерантности и межнациональной толерантности у младших школьников ……………...……33
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………..36
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...………..…38
10. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...……………40

Файлы: 1 файл

Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте.docx

— 72.66 Кб (Скачать файл)

Невысокий уровень толерантности определяется признанием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным  группам, но при этом склонностью человека разделять  некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многое, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты, беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения. Таким образом, данный уровень характеризуется способностью к эмпатии, но в недостаточной степени, невысокой коммуникативной толерантностью. Полноценному принятию себя и других мешают предубеждения и предрассудки.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание других культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе. Данный уровень характеризуется высоким уровнем эмпатии, высокой коммуникативной толерантностью, принятием других  и позитивным принятием себя.

 

 

6. Методы воспитания толерантности

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая и оценивая предложенную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции.[10. ст.32]

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»

 

         Методы воздействия  на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

 

         В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности.

 

         В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

 

         Методы воздействия  на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Эти методы сокращённо называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.[18. ст25]

 

         В экзистенциальной сфере (она характеризуется умением человека управлять своими отношениями) требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

 

         Реализация каждого  метода воспитания толерантности  предполагает использование совокупности  приёмов, т.е. педагогически оформленных  действий.

 

Исследование на выявление уровня развития толерантности и межнациональной толерантности у младших школьников

Данное исследование проводилось на базе МОУ Михайловской СОШ Благовещенского района. В исследовании приняли учащиеся 3 класса, всего 15 человек, из 10  девочек и 5 мальчиков.

Для решения эмпирических задач исследования, был составлен диагностический комплекс методик: методика «Кинотеатр», тренинг «Толерантная личность», опрос.

Методика « Кинотеарт» использовалась для выявления отношения учащихся к непосредственной пространственной близости людей других национальностей. Обследуемым предлагалась таблица, в которой были написаны люди разных национальностей, и детям надо было поставить крестик или галочку рядом с тем с кем они хотели бы сидеть рядом, и после объяснить, почему они выбрали именно это место.

Обработка результатов проводилась следующим образом: ответы были достаточно разнообразными. В ходе данной методики удалось определить, что 9 из 15 детей выбрали сеть рядом с человеком другой национальности, 5 детей выбрали сеть рядом с человеком своей национальности и 1 ребенок сел один.

Тренинг «Толерантная личность»  проводилась с целью ознакомить учащихся с основными чертами толерантного человека.  Дети получили бланки опросника в виде таблицы, в первом столбике перечислены черты личности толерантного человека. Детям надо было в колонке, «А» отметить черты толерантного человека.

В ходе данного анкетирования удалось выявить, что дети считают чертами толерантного человека это: терпение, доверие, умение не осуждать других, расположенность к другим, умение владеть собой.

Далее мы провели опрос целью которого выявить степень сформированности толерантности у младших школьников. В ходе контрольного опроса учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Что такое «Я» и  как ты это понимаешь?

2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие  «Я и другие»?

3. Ты живешь вместе  с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает  слово «семья»?

4. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий  человек?

5. В твоем классе ученики  разных национальностей, как ты  к ним относишься, помогаешь им?

6. К вам в класс пришел  новый ученик, он чернокожий, подашь  ли ты ему руку?

Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:

- полный ответ на вопросы 1, 3, 4, 5, 6 – высокий уровень;

- достаточно полный ответ  на вопросы 1, 3,  4, 5, 6 – средний  уровень;

- неполный ответ на  вопросы 1, 3, 4, 5, 6, – низкий уровень;

Процентное соотношение данных опроса следующее:

3 класс

100% - количество учащихся, принявших участие в опросе;

37% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;

50% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;

12% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;

1% - количество учащихся, относящихся к группе риска

Таким образом, можно сделать вывод, что дети по-разному относят к людям другой национальности, проявляют к ним разные эмоции, но большинство детей относят к ним хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка.

Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.

Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению..

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

 

 

Список литературы

1. Вебер, А.Б. Толерантность в глобальном измерении // Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика» 9 апреля 2002 г./ А.Б. Вебер -М.: 2002.

2. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России./ К.Н. Вентцель - М.: 1974.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология./ Л.С. Выготский - М.: 1991.

4. Галкин, А.А. Публичная сфера и культура толерантности./ А.А.Галкин - М.: 2002.

5. Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма // Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека. Экономический и Социальный Совет ООН. 7 февраля 2002. С. 20-21.

6. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка./ В. Даль - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.

Информация о работе Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли