Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:52, курсовая работа
Цель: исследование проблемы межнациональной толерантности у младших школьников.
Объект: процесс воспитания толерантности младших школьников.
Предмет: воспитание межнациональной толерантности у школьников
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....…...3
1. Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли……………………………………………………………..……..……….....5
2. Сущность понятия « толерантность» и «культура межнационального общения»…………………………………………………………………...…..….13
3. Структура понятия толерантности………………………………….…….....18
4. Предпосылки воспитания толерантности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….……..….22
5. Критерии, показатели и уровни развития толерантности……………....….25
6. Методы воспитания толерантности………………………………………...29
7. Исследование на выявление уровня развития толерантности и межнациональной толерантности у младших школьников ……………...……33
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………..36
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...………..…38
10. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...……………40
На развитие коммуникативных процессов, а следовательно и на формирование толерантности, влияет также самооценка общающихся, которая является своего рода регулятором поведения. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.
Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. От нее зависит степень критичности человека, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на процесс общения с другими, эффективность деятельности и процесс дальнейшего развития. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, выбором степени трудности целей.
Таким образом, с психологической
точки зрения толерантность
4. Предпосылки воспитания толерантности в младшем школьном возрасте
Толерантность воспитывают уже с дошкольного возраста. Однако у дошкольников чаще всего можно встретить временное, эпизодическое проявления терпимости, избирательное проявления толерантности к избранным, чаще близким, людям, а к остальным – в зависимости от собственного настроения, желания или по просьбе авторитетного взрослого.
Дети младшего школьного возраста осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения зависит в большинстве своём конкретно-ситуационный характер. У младших школьников начинает формироваться отношения к себе как субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификация с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей.
К концу дошкольного возраста дети обращают внимание на особенности другого человека, его характерные черты, действия. Ребенок овладевает собственными переживаниями, привносит в них интеллектуальные моменты.
Особенность ребенка заключается в остроте переживания за позитивный результат, стремлении немедленно удовлетворить свои желания. Чем беднее социально – гуманный опыт детей, тем сильнее они переживают различия во взглядах и установках, тем сложнее найти компромисс в ситуации.
Ученые, исследовавшие эту проблему, подчеркивают, что шести – семилетние дети знают моральные требования важности проявления терпимости и сочувствия к поведению своих товарищей, но не всегда им следуют. Это положение подтверждает значимость использования различных видов деятельности для знакомства детей со способами позитивного восприятия взглядов и поведения, противоположных своим собственным установкам, осознания необходимости регуляции своего поведения согласно правилам толерантности.
Воспитание толерантности взаимоотношений относится к области формирования социальных коммуникаций. Показателями степени социализации для младшего школьника являются: способность приминать на себя ответственность и контролировать свои поступки; приобретение навыка умения действовать в соответствии с наличной ситуацией; следование правилам, принятым в группе; способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события; способность понимать других людей на основе овладения информацией.
Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется благоприятным по многим характеристикам. Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает возможности для дальнейшего развития его личности.
За период начальной школы ребенок приобретает новые ценностные ориентиры: от безусловного непререкаемого авторитета учителя переходит к осознанию важности оценки себя и своих поступков товарищами.
В этот период у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг другу, взаимная оценка. Это потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Расширяя опыт общения со сверстниками, ребенок учится лучше понимать других людей, познает их достоинства и недостатки, совершенствует умение сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Трудовая и игровая деятельности, присутствующие в жизни младшего школьника, также имеют значения в формировании толерантных взаимоотношениях. Игра, перестав у младшего школьника быть ведущей деятельностью, тем не менее, не исчезает, а сохраняет многие свои позиции, продолжает быть важной и в воспитательном, и в образовательном отношении. В любом возрасте игра для ребенка – способ принять участие во взрослой жизни.
Особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами. Они требуют от участников организации, внимания и проявления воли. Поскольку в таких играх всегда несколько участников, которые должны действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия. Обучение правильным взаимоотношениями становятся эффективнее, если в игре принимает участие взрослый. Игра становится еще более важной, еще более серьезной и привлекательной. В игре правила одинаковы для всех, взрослый выступает в разных позициях с ребенком, признает, поддерживает и поощряет его самостоятельность.[20. ст11
Как известно, психологическим новообразованиями младшего школьного возраста является развитие произвольности и самоконтроля. В начальной школе у детей совершенствуется умение контролировать свои непосредственные эмоциональные реакции, предварительно обдумывать свои поступки, что, несомненно, создает условия для развития толерантности как качества личности и как характеристики поведения.
Важнейшей внутренней предпосылкой воспитания терпимости школьном возрасте становится развитие рефлексии как способности обращать сознание на себя, на свой внутренний мир и взаимоотношение с другими людьми. Начальная школа – важный, самоценный этап самопознания, когда к десяти годам ребенок уже способен направлять внимание на себя, анализировать мотивы и результаты своих поступков. При этом сведения о себе ребенок получает не только и не столько от самонаблюдения, но и от внешних источников – объективных результатов своих действий, отношения других людей и т.д.
Еще одной важной предпосылкой успешного формирования толерантных взаимоотношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Было установлено, что уровень самооценки является показателем, выражающим умением взаимодействовать с другими людьми, т.е. учитывать позицию другого, давать адекватную оценку самому себе.
Для глубокого осознания феномена толерантности рассмотрим критерии и показатели, в соответствии с которыми можно определить уровень развития данного качества.
В качестве критериев можно выделить эмпатию, коммуникативную толерантность, принятие себя, принятие других.
Показатели эмпатии:
- эмоциональная отзывчивость, чувствительность, внимание к другим людям;
- стремление понять другого человека;
- умение проникновения, вчувствование
в переживания другого
- способность сопереживания.
Показатели коммуникативной толерантности:
- уравновешенность и хорошая
совместимость с другими
- понимание и принятие
различия интересов, потребностей
и ценностей других людей, принятие
достоинств разнообразие
- умение конструктивного
разрешения внутренних и
- способность брать на
себя ответственность за
- активность во взаимодействии.
Показатели принятия себя:
- осознание своих достоинств и недостатков;
- адекватная самооценка;
- уверенность в себе, самоуважение;
- умение отстаивать свою тоску зрения, не игнорируя мнение окружающих;
- сохранение и развитие культурной самобытности.
Показатели принятия других:
- умение радоваться успехам других, адекватное реагирование на их неудачи;
- стремление к сотрудничеству, равноправию во взаимодействию;
- позитивная лексика в
наиболее уязвимых сферах
- доброжелательность и
терпимое отношение к
Степанов П.Ф., опираясь на противоположность понятия « толерантность» - интолерантность, условно выделяет четыре уровня сформированности данных качеств у школьников: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолеранстности. [20.ст10]
Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человеческого характеризовать культурные отличия как отклонения от некоторой нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик, или разделяет иные ценности. Это проявляется ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «отчисть» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть нате или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказывания. Данный уровень характеризуется очень низким уровнем эмпатии, отсутствием коммуникативной толерантности, неумением слушать партнера по общению, нетерпимость по отношению к различиям интересов, ценностей и потребностей других людей. Для данного уровня характерен не только негативизм в принятии других людей, но также и неудовлетворение своей личностью.
Невысокий уровень интолерантности характеризуются тем, что человек на словах признаёт права других людей на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное непринятие отдельных социокультурных групп. Такое расхождение между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственными представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что…»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки « недостойных уважения», «опасных». Такого рада интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, часто эти проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают. Для данного уровня свойственны низкий уровень эмпатии, низкая степень развития коммуникативной толерантности, предрассудки и предубеждения в принятии других, а также неполноценность в восприятии себя.
Информация о работе Развитие идеи толерантности в истории образования и педагогической мысли