Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать теоретическое обоснование средствам развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития конструктивного
мышления дошкольников в процессе обучения
математике
1.1. Особенности математического развития дошкольников
1.2. Характеристика конструктивного мышления
1.3. Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
2.1. Описание методики и результатов диагностики конструктивного мышления дошкольников
2.2. Педагогический проект по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

 конструктивного  мышления дошкольников 

в процессе обучения математике

 

2.1. Описание методики  и результатов диагностики 

конструктивного мышления дошкольников

 

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно ее ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей и конструктивно-технического мышления [23, с.123].

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29» г. Режа с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 15 человек.

Изучение конструктивного мышления дошкольников осуществлялось с помощью следующих методик: «Изучение восприятия величины деталей в процессе конструирования», «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании».

 

  1. Методика «Изучение восприятия величины деталей в процессе конструирования» [23, c.124]

Подготовка исследования. Подобрать 4 бруска одинакового цвета; 3 бруска отличаются длиной грани на 1 см, 4-й брусок равен любому из них; 2 одинаковых кубика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей, правильно и неправильно определивших величину бруска. Сопоставляют данные первой и второй серий эксперимента и представляют в таблице (приложение 1 таблица1).

Таблица 1

Результаты диагностики восприятия величины

Серия 1

Правильность выполнения задания

Верно

Неверно

  1. Арикаева Алиса
  2. Балакина Катя
  3. Голендухин Егор
  4. Дорохина Настя
  5. Долгушева Поля
  6. Зыкова Настя
  7. Калугин Коля
  8. Котов Ваня
  9. Менькин Егор
  10. Редькина Даша
  11. Старцев Кирил
  12. Широкова Снежана
  13. Шишкин Саша
  14. Шершов Саша
  15. Якимов Ваня

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 


 

Таблица 2

Результаты диагностики восприятия величины

Серия 2

Правильность выполнения задания

Верно

Неверно

  1. Арикаева Алиса
  2. Балакина Катя
  3. Голендухин Егор
  4. Дорохина Настя
  5. Долгушева Поля
  6. Зыкова Настя
  7. Калугин Коля
  8. Котов Ваня
  9. Менькин Егор
  10. Редькина Даша
  11. Старцев Кирил
  12. Широкова Снежана
  13. Шишкин Саша
  14. Шершов Саша
  15. Якимов Ваня

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В первой серии справились с заданием 87 % детей, во второй серии -100% детей. Причиной неверного выполнения задания стала невнимательность детей и недостаточное развитие конструктивного мышления. После успешного выполнения второй серии дети почувствовали уверенность.

 

2. Методика «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании» [23, с.126]

Подготовка исследования. Подобрать 18 брусков из строительного материала (они понадобятся для оснований 2 одинаковых домиков). Заранее построить в виде буквы Г домик-образец (одна часть длинная и узкая, в конце ее вход, другая пристройка шире, короче и без входа). К домику сделать цельную крышу, укрепить маленький флажок. Когда домик покрывается крышей, то флажок располагается точно над входом (приложение 1(рис.1)).

 Подготовить фигурки: зайчик, уточка, мишка и слон.

Проведение исследования. Ребенку показывают домик-образец. Перед дверью ставят фигурку зайца, которая указывает направление постройки дома. Фигурки остальных зверей — возле других сторон. Внимание ребенка обращают на то, как крыша покрывает домик: длинная часть ее приходится точно на длинную часть домика, а короткая и широкая — на короткую и широкую его часть. Вначале ребенок строит домик точно так же, как и на образце. Затем ему говорят: «Теперь ты построй домик так, чтобы дверь его была обращена к медведю» (потом к слону, к утке). Чтобы облегчить постройку по образцу, экспериментатор снимает крышу с домика, и ребенок может видеть, как расположены отдельные его детали. Если ребенок построит домик неправильно, то он не сможет накрыть его крышей. Крыша здесь является контрольной меркой.

Обработка данных. Подсчитывают число правильных решений и ошибок в пространственном расположении частей домика относительно друг друга, правильных решений и ошибок при расположении объекта в различных пространственных положениях.

Таблица 3

Результаты диагностики умений представлять пространственные положения объектов при конструировании

Ф.И. ребёнка

Правильность выполнения задания

По образцу

К медведю

К слону

К утке

  1. Арикаева Алиса
  2. Балакина Катя
  3. Голендухин Егор
  4. Дорохина Настя
  5. Долгушева Поля
  6. Зыкова Настя
  7. Калугин Коля
  8. Котов Ваня
  9. Менькин Егор
  10. Редькина Даша
  11. Старцев Кирил
  12. Широкова Снежана
  13. Шишкин Саша
  14. Шершов Саша
  15. Якимов Ваня

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+


 

При выполнении задания по образцу 87% детей справились с заданием. При выполнении задания на расположение объекта в различных пространственных положениях в среднем 75% справились с заданием.

В процессе выполнения заданий дети затруднялись в правильности выполнения, чувствовали себя неуверенно, ждали помощи взрослого. Мы считаем, что это связано с недостаточным умением удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, умением контролировать ход выполнения работы, сопоставлять полученный результат с образцом. Занятия с использованием конструктивных заданий надо систематизировать.

 Отсюда следует, что у детей недостаточно сформировано умение представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту (домику), а также умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

Распределение детей по уровням развития конструктивного мышления

Таким образом, результаты диагностик показали необходимость систематической работы с дошкольниками по развитию конструктивного мышления. Мы предполагаем, что при организации систематической работы с использованием конструктивных заданий будет наблюдаться повышение уровня развития конструктивного мышления дошкольников.

 

2.2. Педагогический  проект по развитию конструктивного 

мышления дошкольников в процессе обучения математике

 

Оптимальным направлением математического развития дошкольников является акцентуализация развития конструктивного мышления ребенка, а оптимальным средством организационно-методического характера является система логико-конструктивных заданий на математическом содержании. В соответствии с этим разработана методическая система математического развития дошкольников. Суть методики состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логико-конструктивные структуры в процессе знакомства с математическим содержанием. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т. е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на математическое развитие дошкольника.

Игры-занятия включают познавательные задачи, проблемные ситуации, игровые упражнения, развивающие у детей умение воспринимать, запоминать, получать результат; развивать конструктивное мышление.

Руководствуясь комплексной программой «Детство», мы составили план занятий с использованием дидактических игр, развивающих упражнений, моделирования на развитие конструктивного мышления у детей дошкольного возраста.

Основанием для подбора дидактических средств послужило выделение А.В.Белошистой этапов конструктивной деятельности. Как отмечает А.В.Белошистая, наиболее удобным математическим содержанием для реализации конструктивного мышления является материал геометрического характера.

Практика показала, что имеющиеся в программе «Детство» задания нужно систематизировать, дополнять и совершенствовать. Правильная, чёткая организация занятий вызывает у детей интерес к работе, и их радуют достигнутые результаты.

Цель программы: развивать конструктивное мышление дошкольников в процессе обучения математике, используя дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.

 

Таблица 3

Планирование занятий по математике на год

Младший дошкольный возраст

 

Сроки

Цель

Дидактические игры, развивающие упражнения

Сентябрь

Составление простых узоров путём комбинирования цвета и формы

Игра «Сложи узор» (см. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества, или Развивающие игры»с.44)

Октябрь

Группировка предметов по цвету, различение их по размеру: длиннее, короче; широкий, узкий. Развитие конструктивных способностей. Установление соответствия между размерами при сооружении постройки

Игра «Кто быстрее»

Игра «Гаражи» (палочки Кюизенера)

Октябрь

Развитие воображения, конструктивного мышления, умения составлять узор, определять длину ленточек на основе их сопоставления

Игра «Скатай ленту»

Игра «Сложи узор» (см. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества, или Развивающие игры»с.44)

Ноябрь

Развитие умения анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Развивать комбинаторные способности, конструктивное мышление.

Игровое упражнение «Составь фигуру»(см. приложение 3 упражнение 1)

Игра «Собери бусы»(блоки Дьенеша)

Ноябрь

Развитие умения анализировать, сравнивать; устанавливать соответствие между множествами; различать геометрические фигуры; развивать конструктивное мышление

Игра «Составь узор» (блоки Дьенеша)

Декабрь

Освоение умения классифицировать предметы по цвету, фигуры по форме; умения составлять из частей целое. Развивать память, воображение, логико-конструктивное мышление

Игра «Что изменилось?»

Игра «Собери картинку» (Чудо-крестик)

Декабрь

Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветными моделями. Развивать умение составлять целое из частей. Развивать конструктивное мышление.

Игровое упражнение «Когда это бывает?»

Игра «Найди Вини-Пуха»

Игра «Составь квадрат» (Чудо-соты)

Февраль

Освоение умений группировать геометрические фигуры, включая треугольник, по форме. Развивать воображение, память, конструктивное мышление.

Игра «Проведи дорожки» (палочки Кюизенера)

Игра «Чем это может быть?»

Игра «Составь квадрат» (Чудо-соты)

Игра «Разложи правильно»

Февраль

Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Развивать воображение, память, логико-конструктивное мышление

Игра «Конструктор»

Игра «Уголки» (З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»)

Март

Освоение умений выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину; находить предметы с заданными свойствами. Развивать конструктивное мышление.

Игра «Геометрическое лото»

Игра «Счётные палочки, или Составь из палочек» (З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»)

Март

Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, находить предметы с заданными свойствами и группировать их по двум признакам; конструктивное мышление

Игра «Найди столько же»

Игра «Кто быстрее соберёт бусы?» (блоки Дьенеша)

Игра «Волшебные дорожки» (палочки Кюизенера)

Апрель

Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма; размер и форма). Развитие умения находить на ощупь и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть её. Развивать комбинаторные способности.

Игра «Собери цепочку» (блоки Дьенеша)

Игра «Подумай и закрась»

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Геометрическая мозаика»

Информация о работе Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике