Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать теоретическое обоснование средствам развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития конструктивного
мышления дошкольников в процессе обучения
математике
1.1. Особенности математического развития дошкольников
1.2. Характеристика конструктивного мышления
1.3. Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
2.1. Описание методики и результатов диагностики конструктивного мышления дошкольников
2.2. Педагогический проект по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РБ

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра технологий дошкольного и начального образования

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Курсовая работа

 

 

 

 

Исполнитель:

Пеньковская Татьяна Николаевна

студентка ОЗО 332 гр.

 

Научный руководитель:

доцент кафедры ТДиНО,

кандидат педагогических наук

Аракелова Т.Л.

 

 

 

 

                                           

                                                     МИНСК 2013

 

 

Оглавление

Введение

3

Глава 1.

Теоретические основы развития конструктивного

мышления дошкольников в процессе обучения

математике

7

1.1.

 Особенности математического развития дошкольников

7

1.2.

Характеристика конструктивного мышления

12

1.3.

Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

17

Глава 2.

Проектирование деятельности педагога по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

 

 

27

2.1.

Описание методики и результатов диагностики конструктивного мышления дошкольников

27

2.2.

Педагогический проект по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

32

Заключение

39

Литература

40

Приложение

 

 

Введение

Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов, а устный счет сейчас предлагается детям уже в детском саду.

Математическая подготовка предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, а умение конструктивно мыслить – актуальным и современным, потому что на сегодняшний день остаётся одной из основ математического развития дошкольников.

Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности. «Конечным продуктом» такой деятельности является конструкция.

Проблема развития конструктивного мышления нашла отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.А. Люблинской, Ж. Пиаже и др. Эти ученые отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.

Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек и т.д., что само собой направляет на исследование.

Конструктивная деятельность является эффективным средством создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.

Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его математического развития. Тесная связь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления.

Однако вопрос развития конструктивного мышления мало изучен, хотя современная практика воспитания детей в детском саду пытается найти средства и способы развития данного вида мышления у дошкольников в процессе обучения математике.

Из вышеизложенного можно выделить противоречие: с одной стороны, в процессе обучения математике возможно развитие конструктивного мышления дошкольников, но, с другой стороны, недостаточное методическое обеспечение не позволяет сделать этот процесс эффективным и результативным.

Проблема исследования связана с поиском средств развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.

Это определило выбор темы нашей работы: «Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике».

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель исследования: дать теоретическое обоснование средствам развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.

Объект исследования: развитие конструктивного мышления дошкольников.

Предмет исследования: средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.

Гипотеза исследования: развитие конструктивного мышления, возможно, будет осуществляться эффективнее, если в процессе обучения дошкольников математике:

  1. Дидактические игры с геометрическим материалом.

Геометрический материал стимулирует процесс развития мышления и воображения, необходимые для решения любых познавательных задач. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.

  1. Развивающие упражнения, развивающие пространственные представления и зачатки геометрического мышления детей, формирующие умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывающие такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.
  2. Моделирование вещественное и графическое, пространственное и количественное, символическое замещение, позволяющее формировать приёмы умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и т.д.).

Идеи не вижу!

Никак не получается дифференцировать дидактические игры, упражнения и моделирование, поскольку моделирующая деятельность лежит в основе и дидактических игр, и упражнений! Тем более игры, предложенные вами в проекте, включают не только геометрический материал.

Сделайте:

1. использовать дидактические игры, позволяющие реализовать конструктивную деятельность (конструирование из конструкторов, из природных материалов …… что-то еще из вашей таблицы?)

2. предлагать специальные конструктивные задания, включающие моделирование с геометрическим материалом, позволяющим выявить и проследить соотношения и зависимости между элементами модели

3. работа с моделями геометрических фигур выполняется поэтапно, сначала на вещественном уровне (собственно конструирование), затем на графическом уровне («конструктивное рисование»).

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

  1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития конструктивного мышления у дошкольников.
  2. Охарактеризовать средства развития конструктивного мышления у дошкольников в процессе обучения математике.
  3. Провести диагностику уровня развития конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать план занятий по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе обучения математике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике; анализ проведённой работы и результатов исследования;

- эмпирические: диагностическое обследование.

 База исследования: МДОУ  № 29 д/с «Теремок» г. Реж Свердловской области.

 Практическая значимость: разработанный нами проект может быть использован педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по развитию конструктивного мышления в процессе обучения математике.

 

Глава 1. Теоретические основы развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

 

    1. Особенности математического развития дошкольников

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка.

В.В. Абашина считает, что математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий [1, с.15].

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [21, с. 7].

Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие ребёнка дошкольного возраста будет эффективным в том случае, когда оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления (гибкости, системности, критичности, логичности, вариативности, рациональности и др.), что приводит к стимуляции и упрочению способностей к продуктивному оперированию математическим содержанием.

Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу, основным способом обучения ребёнка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации.

Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, предоставляющий каждому ребёнку индивидуальную траекторию движения в рамках изучения математического содержания, осуществим на математических занятиях посредством системы конструктивных заданий на математическом материале, выполняемых ребёнком самостоятельно, и при этом приводящих ребёнка к осознанию различных свойств и закономерностей математического характера.

Основной целью математического образования дошкольников является формирование элементарных математических представлений, подготовка к школе [5, c.12], стимуляция и развитие математического стиля мышления (соответствующих возрасту компонентов и качеств этого стиля мышления). В дошкольном возрасте сензитивным компонентом математического мышления является конструктивное мышление. Данной цели придерживались А.М.Леушина, М.И.Метлина.

Содержание математического развития отражено в программе обучения детей математике. Его можно разделить на три направления: представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия.

Анализ различных программ по математике в ДОУ показывает, что основным в их содержании являются представления и понятия: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета и геометрические фигуры, пространственные представления (направление, расстояние, взаимное расположение предметов), временные представления (единицы измерения времени, некоторые его особенности).

Информация о работе Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике