Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:22, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование средствам развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития конструктивного
мышления дошкольников в процессе обучения
математике
1.1. Особенности математического развития дошкольников
1.2. Характеристика конструктивного мышления
1.3. Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
2.1. Описание методики и результатов диагностики конструктивного мышления дошкольников
2.2. Педагогический проект по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
Заключение
Литература
Министерство образования и науки РБ
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра технологий дошкольного и начального образования
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Курсовая работа
Исполнитель:
Пеньковская Татьяна Николаевна
студентка ОЗО 332 гр.
Научный руководитель:
доцент кафедры ТДиНО,
кандидат педагогических наук
Аракелова Т.Л.
Оглавление
Введение |
3 | |
Глава 1. |
Теоретические основы развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике |
7 |
1.1. |
Особенности математического развития дошкольников |
7 |
1.2. |
Характеристика конструктивного мышления |
12 |
1.3. |
Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике |
17 |
Глава 2. |
Проектирование деятельности педагога по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике |
27 |
2.1. |
Описание методики и результатов диагностики конструктивного мышления дошкольников |
27 |
2.2. |
Педагогический проект по развитию конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике |
32 |
Заключение |
39 | |
Литература |
40 | |
Приложение |
Введение
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов, а устный счет сейчас предлагается детям уже в детском саду.
Математическая подготовка предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, а умение конструктивно мыслить – актуальным и современным, потому что на сегодняшний день остаётся одной из основ математического развития дошкольников.
Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности. «Конечным продуктом» такой деятельности является конструкция.
Проблема развития конструктивного мышления нашла отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.А. Люблинской, Ж. Пиаже и др. Эти ученые отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.
Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек и т.д., что само собой направляет на исследование.
Конструктивная деятельность является эффективным средством создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.
Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его математического развития. Тесная связь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления.
Однако вопрос развития конструктивного мышления мало изучен, хотя современная практика воспитания детей в детском саду пытается найти средства и способы развития данного вида мышления у дошкольников в процессе обучения математике.
Из вышеизложенного можно выделить противоречие: с одной стороны, в процессе обучения математике возможно развитие конструктивного мышления дошкольников, но, с другой стороны, недостаточное методическое обеспечение не позволяет сделать этот процесс эффективным и результативным.
Проблема исследования связана с поиском средств развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.
Это определило выбор темы нашей работы: «Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике».
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель исследования: дать теоретическое обоснование средствам развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.
Объект исследования: развитие конструктивного мышления дошкольников.
Предмет исследования: средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: развитие конструктивного мышления, возможно, будет осуществляться эффективнее, если в процессе обучения дошкольников математике:
Геометрический материал стимулирует процесс развития мышления и воображения, необходимые для решения любых познавательных задач. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.
Идеи не вижу!
Никак не получается дифференцировать дидактические игры, упражнения и моделирование, поскольку моделирующая деятельность лежит в основе и дидактических игр, и упражнений! Тем более игры, предложенные вами в проекте, включают не только геометрический материал.
Сделайте:
1. использовать дидактические игры, позволяющие реализовать конструктивную деятельность (конструирование из конструкторов, из природных материалов …… что-то еще из вашей таблицы?)
2. предлагать специальные конструктивные задания, включающие моделирование с геометрическим материалом, позволяющим выявить и проследить соотношения и зависимости между элементами модели
3. работа с моделями геометрических фигур выполняется поэтапно, сначала на вещественном уровне (собственно конструирование), затем на графическом уровне («конструктивное рисование»).
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике; анализ проведённой работы и результатов исследования;
- эмпирические: диагностическое обследование.
База исследования: МДОУ № 29 д/с «Теремок» г. Реж Свердловской области.
Практическая значимость: разработанный нами проект может быть использован педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по развитию конструктивного мышления в процессе обучения математике.
Глава 1. Теоретические основы развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка.
В.В. Абашина считает, что математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий [1, с.15].
Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [21, с. 7].
Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математическое развитие ребёнка дошкольного возраста будет эффективным в том случае, когда оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления (гибкости, системности, критичности, логичности, вариативности, рациональности и др.), что приводит к стимуляции и упрочению способностей к продуктивному оперированию математическим содержанием.
Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу, основным способом обучения ребёнка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации.
Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, предоставляющий каждому ребёнку индивидуальную траекторию движения в рамках изучения математического содержания, осуществим на математических занятиях посредством системы конструктивных заданий на математическом материале, выполняемых ребёнком самостоятельно, и при этом приводящих ребёнка к осознанию различных свойств и закономерностей математического характера.
Основной целью математического образования дошкольников является формирование элементарных математических представлений, подготовка к школе [5, c.12], стимуляция и развитие математического стиля мышления (соответствующих возрасту компонентов и качеств этого стиля мышления). В дошкольном возрасте сензитивным компонентом математического мышления является конструктивное мышление. Данной цели придерживались А.М.Леушина, М.И.Метлина.
Содержание математического развития отражено в программе обучения детей математике. Его можно разделить на три направления: представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия.
Анализ различных программ по математике в ДОУ показывает, что основным в их содержании являются представления и понятия: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета и геометрические фигуры, пространственные представления (направление, расстояние, взаимное расположение предметов), временные представления (единицы измерения времени, некоторые его особенности).
Информация о работе Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике