Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов. Чтобы более подробно рассмотреть все нюансы данного вопроса, мы ставим перед собой ряд задач:

1. Рассмотреть определение понятий: «координация движений», «координированность», «координационные способности».

2. Проанализировать методику развития координационных способностей.

3. Определить значение координационных способностей в процессе подготовки волейболистов.

4. Вынести заключение по поводу выдвинутой нами гипотезы.

Содержание работы

Введение

1. Общее представление о координационных способностях

1.1 Определение понятий о координационных способностях

1.2 Критерии оценки и характеристика содержания координационных способностей

2. Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов

2.1 Физические качества волейболистов

2.2 Методика развития координационных способностей

2.3 Развитие координационных способностей волейболистов

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Л.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака:

 

·  правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой  цели (делает то, что нужно);

 

·  быстроту результата;

 

·  рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно);

 

·  двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.

 

Эти критерии имеют качественные и  количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся  адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. В практике, наряду с данными показателями, учитывают и другие. Во многих случаях данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при их определении, кроме единичных, широко используются и комплексные критерии, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам.

 

В числе таких комплексных критериев  выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в которых имеется  требование к координационным способностям человека. Например, координационные способности измеряются по результату челночного бега 3 по 10 или 3 по 15 м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям скорости перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки.

 

Однако следует иметь в виду, что многие из перечисленных критериев  оценки координационных способностей, согласно современным научным данным, имеют сложное строение и специфические разновидности. В частности, имея в виду точность движений, необходимо сразу оговориться, о какой точности идет речь, поскольку точность может носить как процессуальный, так и финальный характер. В том случае, когда точность носит финальный характер, она тождественна меткости. Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки, отмеривания, дифференцирования и воспроизведения различных параметров движений (временных, пространственных, пространственно-временных, силовых), точностью реакции на движущийся объект, целевую точность (или меткость). Установлено, что между некоторыми показателями точности нет соответствия. Можно хорошо дифференцировать амплитуду движений, но относительно плохо воспроизводить, т.е. повторять заданный параметр.

 

Это касается и других признаков  координационных способностей. Так, быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном  отношении действий, быстроты перестройки этих действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях.

 

Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимумом лишних, ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии. Она зависит не только от эффективности техники движений, но и от уровня физической подготовленности занимающихся. Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижения.

 

Стабильность - это такая малая  вариативность основных биомеханических  характеристик движений и результата, показанного в каком-либо упражнении. Она характеризуется малым диапазоном (разбросом, дисперсией) отклонений регистрируемых показателей. Чем меньше разброс, т.е. различие в показанных результатах, тем выше стабильность.

 

Говоря о стабильности, имеют  в виду, прежде всего, степень попадания  результата или каких-либо характеристик в область значений с заданным расстоянием между ее границами. Чем уже эта область, т.е. чем ближе друг к другу ее верхняя и нижняя границы и чем больше процент попаданий рассматриваемого показателя в эту область, тем выше его стабильность

 

Чрезмерные  отклонения в характеристиках системы  движении вызывают деавтоматизацию  двигательного навыка, снижение эффективности  управления движениями. У новичков в процессе овладения техникой двигательных действий сначала разброс разных характеристик велик - движения неточны. По мере овладения техникой движения становятся точнее, разброс уменьшается. Однако по мере роста мастерства диапазон отклонений вновь расширяется, но в допустимых пределах.

 

Совершенная координация обеспечивает высокий  уровень достижений и их стабильность. Следует обратить внимание на то, что повышение стабильности результата не всегда может привести к повышению его уровня. Например, выполнение гимнастом упражнений на кольцах, оцененное в диапазоне 7,0-7,2 балла, свидетельствует о большей стабильности результата, чем при оценке в диапазоне 8,5-9,0 балла. Если гимнаст получает, скажем, на кольцах от 8,0 до 8,5 балла, а раньше получал от 7,8 до 8,0 балла, то стабильность результатов стала ниже, хотя сам результат повысился.

 

Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только стабильностью, но и надежностью исполнения упражнения. Эти показатели, несмотря на то, что  определенным образом связаны между  собой, характеризуют разные свойства системы движений. Надежность очень сложный, еще недостаточно изученный показатель дееспособности человека. Сложность этой проблемы состоит в том, что невероятно сложен механизм управления движениями человеческого тела.

 

Согласно мнению Б.Н. Коренберга, надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время. Критерием надежности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня. Иными словами, попадание в область значений, ограниченную только одной - нижней границей. Если упражнение выполняется ниже заданного уровня, вследствие чего снижается качество его исполнения, то это отражает низкий уровень двигательной надежности человека. И, напротив, когда в каждом случае упражнение выполняется на требуемом уровне установленного качественного уровня достижений (точности, быстроты, экономичности движений) или выше его, то надежность его исполнения и стабильность будут достаточно высокими. Например, если гимнаст на соревнованиях в состоянии получить в отдельных упражнениях оценку 9,5 балла и это в полной мере соответствует текущему уровню его подготовленности и мастерства, то диапазон результатов 9,5-9,7 балла отражает высокую надежность, а диапазоны ниже 7,5-8,0 балла - среднюю или низкую. В первом случае стабильность и надежность совпадают, во втором - нет.

 

Так же как и при измерении  других физических способностей, здесь  следует различать два вида показателей:

 

·  Абсолютные - без учета уровня развития силовых, скоростных, скоростно-силовых  способностей индивида.

 

·  Относительные (парциальные) - с  учетом развития этих способностей, когда  их влияние каким-либо образом исключается.

 

Например, время челночного бега 3 по 10 м - это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10 м и бега на 30 м - относительный. Поэтому специалисты физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели координационных способностей у обучающихся или тренирующихся. Это поможет им определить явные и скрытые координационные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные способности и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебно-воспитательного процесса.

 

К числу основных координационных  способностей относятся:

 

·  способность к дифференцированию  различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

 

·  способность к ориентированию в пространстве;

 

·  способность к равновесию;

 

·  способность к перестраиванию движений;

 

·  способность к соединению (комбинированию) движений;

 

·  способность приспосабливаться  к изменяющейся ситуации и к необычной  постановке задачи;

 

·  способность к выполнению заданий в заданном ритме;

 

·  способность к управлению временем двигательных реакций;

 

·  способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

 

·  способность к рациональному  расслаблению мышц.[2]

 

В реальной деятельности все указанные  способности проявляются не в  чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других – вспомогательную (см. приложение 1).

 

Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.

 

Следует иметь в виду, что способность  к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:

 

·  Функциональным состоянием сенсорных  систем (анализаторов).

 

·  Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).

 

·  Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

 

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.[13]

 

В разные возрастные периоды наблюдается  неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.

 

 

2. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

 

 

 

2.1 Физические качества волейболистов

 

Современный волейбол характеризуется  высокой двигательной активностью  волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических  приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в числе которых и координационные способности.

 

В волейболе физические качества условно  делятся на общие и специальные. Общие физические качества - сила, быстрота, выносливость, координационные способности, гибкость - в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.

 

Общая сила - способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Проявление мышечной силы зависит:

 

·  от концентрированности нервных  процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата;

 

·  от физиологического поперечника  мышц;

 

·  от биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах, и степени их утомления;

 

·  от биомеханических характеристик  движения (длина рычагов плеч, включение  в работу наиболее крупных мышц и  пр.).

 

Величины проявления силы могут  возрастать либо за счет большой массы при небольших ускорениях (собственно силовые способности, например, жим или приседания со штангой около предельного веса), либо за счет увеличения скорости при постоянных массах (скоростно-силовые движения).

 

Для волейбола наиболее значимы  скоростно-силовые способности. Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы - возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.

 

«Взрывная» сила - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мышц кистей; подачи - силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара - комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий (метания, ударные движения, прыжки, броски и др.).

 

Прыгучесть - способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и  вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения.

 

Общая быстрота - способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота обусловливается подвижностью нервных процессов (возбуждение - торможение), биохимическими процессами в работающих мышцах (скорость расщепления и восстановления энергии), степенью владения техническими приемами, силовой подготовленностью, подвижностью в суставах и эластичностью сухожилий и мышц.

 

Для развития «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный  метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных игр, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера.

Информация о работе Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов