Развитие любознательности ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Детская любознательность – путь к знаниям. Влияние общения на общее психическое развитие ребенка. План-конспект занятия (средняя группа) по теме: В гостях у Почемучки.

Файлы: 1 файл

Детские вопросы.docx

— 99.38 Кб (Скачать файл)

Детская любознательность – путь к знаниям.

 

Детская любознательность, по сути, является основным фактором детского развития. Отсутствие интереса у малыша – причина для беспокойства родителей. При этом главное правильно формировать и координировать данный процесс, чтобы не превратить его во вседозволенность и распущенность.

Любознательность – это активное познание, которое выявляется в исследовании всего нового. Причем начинается данный процесс с момента рождения и продолжает реализовываться всю жизнь. Только так формируется интерес к знаниям, изучениям, да и к самой жизни.

В первые месяцы малыш еще не знаком с новыми предметами. И детская любознательность помогает ему постигать мир. При этом предметы не всегда используются по назначению. Так, погремушки формируют представление о звуках, цветах, но еще не рассматриваются как игрушки. В ход может идти мамина помада, ложки, расческа, фонарик, различные предметы обихода. И чем эти вещи ярче и непривычнее, тем привлекательнее они для малыша.

На этом этапе не стоит формировать умения малыша пользоваться выбранными предметами. Стоит лишь показывать, как бы вы применили их на практике. Со временем эти знания появятся на подсознательном уровне.

Ближе к году ребенок начинает усваивать информацию. Тут уже можно не только показать, но и объяснить. При этом не стоит навязывать обязательное повторение действий. Малыш должен сам проявить желание и инициативу.

К трем годам любознательность начинает набирать обороты – ребенок становится «почемучкой». Научитесь терпеливо объяснять, демонстрируйте, как функционирует тот или иной заинтересовавший его предмет. При этом научитесь грамотно уходить от ответов.

В этом возрасте малыш может спрашивать бесконечно, дайте ему понять, что некоторые вопросы он должен научиться решать самостоятельно. При этом всегда аргументируйте свой отказ. Если вопрос просто оставить без ответа, то, скорее всего, ребенок сформирует свое представление, либо будет у всех выспрашивать об интересующем слове или действии. Не акцентируйте его внимание таким способом. Лучше скажите, что расскажете ему завтра. В ряде случаев ребенок просто забудет, о чем спрашивал.

К пяти годам ребенок осваивает социальные роли. Любопытство вызывает поведение, а также новые предметы, которые есть у друзей или знакомых. Часто малыш хочет иметь многие из них, чтобы походить на своих приятелей. Не стремитесь удовлетворить все желания, однако и не ограничивайте ребенка полностью. Например, если у друга по детскому саду есть домашний планетарий, это не означает, что вы тут же купите такой же. Но если малыш действительно заинтересовался астрономией, почему бы не подумать о развитии именно этих знаний?

Для того, чтобы распознать истинный интерес и простое любопытство, следует понаблюдать за ребенком. Приучите его также выделять основные свои желания. Предлагайте альтернативу. Если малыша устраивает покупка другой игрушки, то, наверняка, просьба была простым подражанием.

Умейте понимать своего малыша. И тогда его любопытство станет вашей возможностью привить ему новые знания.

 

 

 Понятие «любознательности» и «интереса» и их взаимосвязь. 
     Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности. 
 
     Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности, выражают отношение к окружающей жизни. 
 
     Познавательное отношение не является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания, в процессе усвоения детьми общественного опыта, обобщенного в системе знаний, умений, навыков. Процесс воспитания любознательности и познавательных интересов сочетает целенаправленное обучение и учение, руководство воспитателя и самостоятельность ребенка. На формирование познавательных интересов большое влияние оказывают жизнь в коллективе, усвоение опыта друг друга, накопление личного опыта. 
 
     Понятия «любознательность» и «познавательный интерес» имеет общую основу – познавательное отношение к окружающему. Различие их выражается в объеме и глубине этого отношения, в степени активности и самостоятельности детей. 
 
     Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. 
 
     Познавательный интерес направлен чаще всего на определенную сторону жизни, на то или иное явление, предмет. Познавательный интерес включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием. 
 
     К.Д.Ушинский интерес к учению называл «интересом, полным мысли». Тем, что вызывает интерес, ребенок занимается с увлечением, с особым подъемом, переживая чувства удовлетворения, радости. Интерес повышает работоспособность ребенка, делает увлекательным самое трудное и даже скучное занятие. 
 
     Познавательный интерес – союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей. На его основе возникает и развивается творческая инициатива, поиск самостоятельного решения той или иной умственной задачи, применения известного или нового способа действия. Познавательный интерес, отражающий активное отношение к окружающему, противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний или выполнению работы без напряжения мысли, без поиска, без радости успеха. 
 
     Познавательный интерес по мере его развития становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливого ума. 
 
     Характерными чертами познавательных интересов являются: многогранность, глубина, устойчивость, динамичность, действенность. 
 
     Многогранность – это активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям. Многосторонние интересы характеризуются значительным объемом знаний, способностью к разносторонней умственной деятельности. 
 
     Глубина характеризуется интересом не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений. 
 
     Устойчивость выражается в постоянстве интересов, в том, что ребенок проявляет интерес к тому или иному явлению длительное время, руководствуясь сознательным выбором. По стойкости интересов можно судить об уровне умственной зрелости. 
 
     Динамичность заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности. 
 
     Действенность выражается в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения цели. 
 
     Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые, динамичные и действенные интересы, воспитатель формирует личность ребенка в целом, обогащает его ум. 
 
     Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес – любовь к знаниям. 
 
     Интересы и любознательность проявляются в познавательной потребности человека. Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка. Отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживается наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждает интерес, питает чувства ребенка, а необходимых знаний для их выражения ещё нет.  
 
     Познавательные интересы проявляются и в разнообразных видах продуктивной деятельности, когда дети воспроизводят то или иное явление, изготавливают предметы и т.д. Но само по себе познавательное отношение не преобразуется в более или менее стойкий познавательный интерес. Формирование познавательных интересов как условие воспитания пытливости ума осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

 

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский* считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

 

Влияние общения на общее психическое развитие ребенка

Некоторые результаты наших исследований влияния общения на развитие ребенка представлены в различных сборниках научных трудов (Общение и его влияние., 1974; Исследование по проблемам., 1980). Коротко резюмируя описанные в них факты, можно сделать следующие выводы.

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований говорить о том, что с возрастом ребенка роль общения усиливается или уменьшается. Правильнее сказать, что его значение становится все сложнее и глубже, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности.

Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей.

Так, в своей работе Лисина М. И. Развитие общения мы сопоставляли особенности любознательности у младенцев, с которыми были организованы специальные сеансы общения, и у их ровесников контрольной группы (К–группы), не получавших такой «добавки». Наши занятия длились по 7–8 мин. в день и состояли в том, что экспериментатор ласкал ребенка, поглаживал и тормошил, улыбаясь и приговаривая нежные слова, примерно так, как это делает со своим малышом очень любящая мать в минуты особой нежности. Мы отметили, что внимание взрослого и его обращения к ребенку вызывали у детей бурную радость: дети смеялись, тянули ко взрослому ручки, в восторге вскрикивали или певуче гулили, их глаза сияли и лучились. Они демонстрировали все восхищение, на которое способен ребенок 2–4 мес. (а таков был возраст наших маленьких испытуемых). После 2–3 занятий дети уже с нетерпением ждали экспериментатора; завидев его издали, оживлялись и призывно вокализировали. Тщательная проверка показала, что в экспериментальной (Э) группе дети не только интенсивно общались со взрослым – у них вскоре обнаружилось быстрое развитие внимания и интереса ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребенка уже не было. Статистически надежные различия касались следующих особенностей поведения детей:

1) в Э–группе дети дольше занимались игрушками;

2) они совершали при этом больше разнообразных действий;

3) дети чаще радовались впечатлениям от игрушек и испытывали более глубокое удовольствие от них и от своих действий с ними;

4) они исследовали игрушки полнее, чем их товарищи из К–группы, и использовали при этом более разнообразные средства: рассматривали предметы, ощупывали их, обследовали губами, слушали, какой они издают звук, и т. д.;

5) у них было больше сложных и меньше примитивных действий.

Если вспомнить, что на занятиях мы не трогали с детьми игрушки, становится ясно, что именно общение взрослого оказалось той силой, которая продвинула детей, позволив им значительно обогнать своих ровесников.

Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Так, широко известно, что в детских учреждениях закрытого типа у маленьких детей очень отстает развитие речи (Г. М. Лямина, 1960; М. И. Попова, 1968). В. В. Ветрова (1973) попыталась облегчить формирование у детей пассивной и активной речи. Систематическое прослушивание магнитофонной записи речи детьми ускорило их вербальное развитие, но только при соблюдении двух условий: если у ребенка была создана потребность в понимании речи взрослых и если, слушая магнитофон, он одновременно видел взрослого, который вместе с ним воспринимал звуки разговора. Другими словами, обогащение опыта детей прослушиванием речи помогает детям преодолеть неблагоприятное влияние обстоятельств жизни и ликвидирует их отставание только в том случае, если занятия включены в живое общение ребенка с окружающими людьми.

Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

Так, Т. М. Сорокина (1978) сумела преодолеть у детей раннего возраста конфликтное состояние, выражающееся в постоянной робости, смущении и беспокойстве малышей в присутствии новых взрослых. Видя интерес этих детей к людям, она предположила, что в семье у них не были воспитаны средства для адекватного контакта с ними. На занятиях дети 2–го года жизни с ее помощью овладели способами «делового» общения с посторонними людьми, и их конфликт был разрешен. Одновременно они стали активнее, смелее также и в своих отношениях с товарищами, успешнее овладевали навыками практического использования предметов, у них сформировалось более точное представление о себе и своих возможностях.

Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:

1) в самой области общения (Х. Т. Бедельбаева, 1978б; Е. О. Смирнова, 1980);

2) в области любознательности детей (Д. Б. Годовикова, 1976; Сарториус Т. Д. // Проблемы общей…, 1979);

3) в сфере их эмоциональных переживаний (С. Ю. Мещерякова // Общение и его влияние., 1974);

4) при формировании любви ко взрослому (С. В. Корницкая, 1973) и дружеских привязанностей к ровесникам (Р. А. Смирнова, 1981);

5) в сфере овладения речью (М. Г. Елагина, 1977а, б; А. Г. Рузская // Общение и его влияние., 1974);

6) в сфере личности и самосознания детей (Н. Н. Авдеева, М. И. Лисина; И. Т. Димитров; А. И. Силвестру // Исследования по проблемам…, 1980).

Мы не станем останавливаться здесь подробнее на этих работах, потому что в последующих главах о них еще будет идти речь. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод,  что влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Сказанное дает нам право утверждать, что общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.

 

Детские вопросы

 

 Ну как же так! Ведь не так уж и давно мы сидели за школьной партой, пытаясь постичь азы биологии, физики, астрономии… А потом пять лет института - вопросы, ответы, библиотеки и лекции. Диплом специалиста, означающий, по сути, полное и бесповоротное взросление. Возможность наконец-то делать то, что хочется, и забыть про то, что не нравится.

 Нет - наукам точным, да - литературе. Или, соответственно, химии и истории. Или… Но буквально спустя несколько  лет, когда все остатки общих  знаний благополучно выветрились  из головы и всплывают лишь  в момент просмотра игр типа "Как стать миллионером", ваше  собственное сопливое чадо, картавит, пристально глядя в глаза: "Мама, а почему самолеты летают и  не падают?" А, правда, почему???

 Про самолеты, кстати, есть чудный  анекдот, не утративший своей  актуальности. Маленький мальчик  спрашивает у папы, уткнувшегося  в газету: "Папа, а почему самолеты  летают?" "Да кто их знает", - отвечает отец. "Пап, а почему  на небе звезды горят?" - "Да  кто их знает!" - "Пап, а ты  зачем на работу ходишь?" - "На  работу? Да я и сам не знаю. Что ты такой любопытный? Впрочем, спрашивай, сынок, спрашивай, кто тебя  еще жизни-то научит…" Посмеялись? А теперь - за учебник физики. Будете  потом успокаивать себя в полете.

 Правда, теперь вам долго  не удастся расслабиться. Ибо  ваше дитя - будьте уверены - приготовило  такой список вопросов, что для  полных и всеобъемлющих ответов  на них не хватит и десятка  оконченных университетов.

 Вслед за самолетами придется  объяснять, почему плавают корабли  и ездят машины, для чего у  троллейбуса "рога" и как в  провода попадает ток (а откуда, он собственно, берется? он живет  в розетке? а когда выключают  свет, он умирает?). А почему кошка  мяукает, а собака лает? А ночью  солнце спит? А почему вчера  на улице мы видели темнокожего  человека - где он так загорел? А когда ты мне покажешь, где  зимуют раки? Это очень далеко? Как до Луны пешком? Сколько  дней идти?

Информация о работе Развитие любознательности ребёнка