Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:38, курсовая работа
Описание работы
Детская любознательность – путь к знаниям. Влияние общения на общее психическое развитие ребенка. План-конспект занятия (средняя группа) по теме: В гостях у Почемучки.
Если
вопрос ребёнка связан с недостатком
знаний, создайте условия, чтобы
пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения
или почитать.
Помните , что
в дошкольные годы опасно превратить ребёнка
во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал,
всё усвоил, а на самом деле просто много
запомнил, но не понял. В результате у него
снижаются острота и новизна восприятия
знаний в последующие годы.
.Ребенок и «детское общество».
Особенности общения дошкольников со
сверстниками.
Важную роль в развитии личности ребенка
- дошкольника играет влияние, оказываемое
на него общением со сверстниками. Симпатия
к другим детям, возникающая в раннем детстве,
переходит у дошкольника в потребность
общения со сверстниками. Потребность
в общении развивается на основе совместной
деятельности детей в играх, при выполнении
трудовых поручений и т.д.
В условиях общественного дошкольного
воспитания, когда ребенок постоянно находится
с другими детьми, вступает с ними в разнообразные
контакты, складывается детское общество,
где ребенок приобретает первые навыки
поведения в коллективе, установления
взаимоотношений с окружающими, которые
являются не наставниками, а равными ему
участниками совместной жизни и деятельности.
Влияние группы сверстников на развитие
личности ребенка заключается, прежде
всего в том, что именно в условиях общения
со сверстниками ребенок постоянно сталкивается
с необходимостью применять на практике
усваиваемые нормы поведения по отношению
к другим людям, приспосабливать эти норы
и правила к разнообразным конкретным
ситуациям. В совместной деятельности
детей непрерывно возникают ситуации,
требующие согласования действий, проявления
доброжелательного отношения к сверстникам,
умения отказаться от личных желаний ради
достижения общей цели.
Общение и совместная деятельность обеспечивают
упражнение детей в правильных поступках,
которое совершенно необходимо для того,
чтобы ребенок не только знал нормы поведения,
но и практически ими руководствовался.
Другим путем влияния детского общества
на развитие личности детей, усвоение
ими норм поведения служит складывающееся
в группе общественное мнение.
Роль взрослого в
развитии личности дошкольника.
Развитие личности дошкольника включает
две стороны. Одна из них состоит в том,
что ребенок постепенно начинает понимать
окружающий мир и осознает свое место
в нем, что порождает новые типы мотивов
поведения, под влиянием которых ребенок
совершает те или иные поступки. Другая
сторона – это развитие чувств и воли.
Они обеспечивают действенность этих
мотивов, устойчивость поведения.
Основной путь влияния взрослых на развитие
личности детей – организация усвоения
ими моральных норм, регулирующих поведение
людей в обществе. Эти нормы усваиваются
ребенком под влиянием образцов и правил
поведения. Образцами поведения для детей
служат прежде всего сами взрослые – их
поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное
воздействие оказывает на ребенка поведение
непосредственно его окружающих близких
людей. Он склонен им подражать, перенимать
их манеры, заимствовать у них оценку людей,
событий, вещей. В качестве образца для
ребенка выступает поведение тех людей,
которые вызывают любовь, уважение и одобрение
окружающих.
Взрослые обучают ребенка правилам поведения.
Предъявляя детям требования и оценивая
их поступки, взрослые добиваются, таким
образом от детей выполнения правил поведения.
Постепенно и сами дети начинают оценивать
свои поступки исходя из представлений
о том, какого поведения ждут от него окружающие.
После возникновения эмоционального
отношения к самому себе как «хорошему»
и первичной идентификации со своим полом
у ребенка возникает новое социально необходимое
образование – стремление соответствовать
требованиям взрослых, стремление быть
признанным.
Позитивной стороной стремления быть
признанным является нравственное чувство,
или совесть. Большое значение
в усвоении образцов и правил поведения
имеет развитие у детей – дошкольников
чувства гордости и чувства стыда, которое
заставляет ребенка сообразовывать свои
поступки с оценками и ожиданиями взрослых.
П О Ч Е М
У Ч К И
1. Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка
Всем вопросы задает:
«Почему на небе солнце?
Почему вокруг трава?
Почему дельфин не
тонет?
И зачем быку рога?»
2. Почемучкам, почемучкам
Интересно все узнать,
Почемучка, почемучка
Это каждый из ребят:
«Почему в пустыне
жарко?
А на севере-мороз?
Почему у кошки лапы?
И зачем мартышке хвост?
3. Почемучкам, почемучкам
Нелегко на свете жить.
Почемучкам, почемучкам
Надо все успеть спросить:
«Почему шумят деревья?
Почему журчит вода?
Почему девчонки плачут?
А мальчишки никогда?
Почемучный возраст
Возраст у меня не простой,
Возраст у меня не скучный,
Возраст у меня озорной,
Возраст у меня почемучный.
Возраст у меня озорной,
Возраст у меня почемучный.
Почему корова мычит,
му-у-у,
Почему ракета летает,
Почему петух не рычит,
Почему зимой снег
не тает?
Почему петух не рычит,
Почему зимой снег
не тает?
Вот они какие сложные-простые
Почемучки детские
мои.
Обожаю взрослым задавать
вопросы,
А ответ, попробуй-ка,
найди.
Почему фонтан у китов,
Почему от страха трясутся,
Почему у радуги семь
цветов,
Почему мальчишки дерутся?
Почему у радуги семь
цветов,
Почему мальчишки дерутся?
Почему в иголочках ежи,
Почему крапива так жжется,
Почему прививки, вообще, нужны,
Почему не плавится солнце?
Почему прививки, вообще, нужны,
Почему не плавится солнце?
Вот они какие сложные-простые
Почемучки детские мои.
Обожаю взрослым задавать вопросы,
А ответ, попробуй-ка, найди.
Почему в пустыне жара,
Почему так холодно в тундре,
Почему солдаты кричат "Ура!"
И кричат матросы "Полундра!"?
Почему солдаты кричат "Ура!"
И кричат матросы "Полундра!"?
Возраст у меня не простой,
Возраст у меня не скучный,
Просто возраст детский такой,
Под названием почемучный.
Просто возраст детский такой,
Под названием почемучный.
Вот они какие сложные-простые
Почемучки детские мои.
Обожаю взрослым задавать вопросы,
А ответ, попробуй-ка, найди.
Вот они какие сложные-простые
Почемучки детские мои.
Обожаю взрослым задавать вопросы,
А ответ, попробуй-ка, найди!
А ответ, попробуй-ка, найди!
А ответ, попробуй-ка, найди!
А ответ, попробуй-ка, найди!!!
(Д.Воскресенский)
План-конспект занятия
(средняя группа) по теме:
В гостях у Почемучки
Программное содержание:
Учить детей последовательно мыть посуду, опираясь на фотографии трудового процесса.
Продолжать учить детей добиваться качественных результатов.
Воспитывать желание и умение
трудиться. Формирование старательности,
доброжелательности, добросовестности,
привычки, доводить начатое дело до конца.
Словарная работа: внутри, снаружи.
Предварительная работа: чтение
пословиц и поговорок о труде. Оборудование:
1 .Столы, покрытые клеёнкой.
2.Фартуки (взрослый и детские)
по количеству детей.
3.8 фотографий, на которых
изображены основные трудовые
действия процесса.
Кувшин с соком.
5.Чашки, губки, 2 больших таза
для полоскания, 8 маленьких тазиков,
8 мыльниц с мылом, 8 салфеток для
рук, ковш, 2 ведра воды, поднос, щётка
для чистки одежды.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Появляется Почемучка
с соком в руках.
Почемучка: Здравствуйте, ребята.
Вот зашел к вам в гости и хочу угостить
соком. Вот как раз у вас тут и чашки стоят.
Сейчас всем налью!
Дети: Нельзя наливать.
Почемучка: Почему нельзя наливать?
Дети: Чашки грязные.
Почемучка: У вас есть другие
чашки?
Дети: Нет
Почемучка: А что же делать,
если нет других чашек? Вымыть? А я не умею
мыть чашки...
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте
покажем Почемучке сначала на фотографиях,
как надо мыть посуду. Разложим
их по порядку и расскажем:, что за чем
следует делать.
Воспитатель достаёт набор
из 5 фотографий, на которых изображены
основные трудовые действия процесса
мытья посуды; девочка наливает воду, намыливает
губку, трёт чашку губкой, споласкивает,
ставит чашку на поднос. Под руководством
взрослого дети рассматривают фотографии,
называют трудовые действия, которые на
них изображены.
Воспитатель: Посмотрите внимательно,
какую фотографию надо расположить первой.
Вспомните, что нужно сначала сделать,
если задумали вымыть посуду.
Дети выстраивают все фотографии
в ряд.
Почемучка: Ой, все это надо
сделать?! Я так не смогу. Покажите мне,
пожалуйста, как все это надо сделать.
Воспитатель: Хорошо, я буду
показывать, а дети помогать мне. Как я
должна подготовиться к работе?
Дети: Засучить рукава, надеть
передник.
Почемучка: А это ещё зачем?
Вы об этом ничего не говорили!
Дети отвечают ему. Затем дети
помогают взрослому отобрать нужное оборудование.
Если дети отбирают все правильно, Почемучка
предлагает взять щётку для чистки одежды.
Дети объясняют Почемучке его ошибку.
Воспитатель: Все приготовлено к работе.
Что теперь нужно сделать?
Дети: Налить воду.
Воспитатель наливает воду,
обращая внимание на её количество.
Воспитатель: Вода налита, что
делать дальше?
Дети: Намочить и намылить губку.
Воспитатель: А теперь?
Дети: Тереть чашку губкой.
Воспитатель выполняет действия,
фиксируя внимание детей на том, что мыть
надо внутри и снаружи.
Почемучка: Спасибо, вымыли
чашку, буду в неё наливать.
Воспитатель: Дети, можно ли
наливать сок?
Дети: Нет, чашка мыльная, её
нужно сполоснуть в чистой воде.
Воспитатель споласкивает чашку
и предлагает детям проверить, не осталось
ли мыла.
Воспитатель: Это мы сделали,
это сделали, это сделали (показывая на
фотографии). Что делать дальше?
Дети: Поставить чашку на поднос.
Воспитатель: Кто хочет это
сделать?
Дети: Пусть это сделает Почемучка.
Почемучка ставит чашку на поднос,
но не переворачивает донышком вверх.
Дети исправляют его ошибку, что так вода
стечет, и чашка быстрее высохнет - приятно
будет из этой чашки пить.
Почемучка: Понятно, но у меня
так много грязных чашек, мне одному все
не вымыть. Что же мне делать?
Воспитатель предлагает помочь
Почемучке вымыть посуду и подготовиться
к работе: надеть фартуки и отобрать необходимое
оборудование. Определяет готовность
к осуществлению трудового процесса, в
ходе работы контролирует последовательность,
даёт советы и указания, учит детей добиваться
качественных результатов труда. По завершению
работы предлагает поставить вымытые
чашки на поднос, убрать за собой рабочее
место.
Почемучка благодарит детей
и угощает их соком.
Развитие любознательности
ребёнка
Наверное,
не открою секрет, если скажу, что любознательность
(детская, взрослая – любая) – это настоящий
двигатель и личностного роста, и научно-технического
прогресса. Месячному малышу интересно
наблюдать за разноцветными погремушками;
полугодовалому карапузу очень нужно
потянуться (доползти) до заинтересовавшей
его вещи; двух- и трёхгодичному непоседе
крайне необходимо всё ломать, чтобы увидеть
внутреннее устройство. И всем этим руководит
именно детская любознательность, мотивирующая
всё потрогать, попробовать на вкус, распотрошить
– исследовать. И это как раз нормальное
поведение ребёнка, ведь отсутствие интереса
к окружающему миру – очень тревожный
симптом, на который родители должны обратить
особое внимание. Ведь «Искусство
быть Мамой и Папой» —
это не столько воспитание, сколько наблюдение
и мягкое корректирование поведения и
характера малыша. А намного проще это
осуществить, если «подпитывать» детскую
любознательность, проявлять внимание
ко всему, что интересно крохе, разговаривать
с ним и… всегда отвечать на детские вопросы:
«Почему?»…
Возраст
«почемучек» начинается внезапно…
Приблизительный
возраст «почемучек» — от 3 до 5 лет. Именно
в этом возврате дети буквально
изводят вопросами родителей, бабушек,
дедушек, братьев и сестёр, воспитателей
и просто знакомых. Причем, детки интересуются
практически всем, некоторыми вопросами
ставя взрослых в тупик. Ведь детская любознательность
совсем не знает границ. А родители не
всегда адекватно реагируют на проявления
детского интереса к жизни, ругая за сломанную
игрушку, за излишнюю болтливость и «прилипчивость».
А ведь можно одной неосторожной фразой
(не говоря уж о череде скандалов и угроз)
пресечь «на корню» исследовательскую
деятельность малыша, сетуя в последствие
на пассивность ребёнка, на его нежелание
интересоваться новым, на безразличие
к окружающему миру. Поэтому, чтобы не
доводить до таких проблем, необходимо
быть готовым (и морально, и физически)
к очередному родительскому испытанию
— возрастом «почемучек».
Итак,
если еще вчера мирно копошащийся с машинками
и солдатиками сынуля атаковал вас детскими
вопросами: «Почему? Зачем и как?», буквально
«выедая мозг» своей детской любознательностью,
значит, — ура! пришло время стремительного
развития умственной деятельности ребёнка.
Но, а для того, чтобы детские вопросы (и
ответы, так как малыш зачатую не только
спрашивает, но и сам замечательно и довольно
логично рассуждает) не доводили родителей
до истерического состояние, необходимо
«спокойствие и еще раз спокойствие».
Список литературы:
Учебное пособие для
студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол.
педагогика и психология». Изд-во «Просвещение»,
М., 2001 г.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика
/ С.А. Козлова, Т.А Куликова - М., 2000. – 416
с.
Семинарские, практические
и лабораторные занятия по дошкольной
педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.].
- М.,2000.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов.
– М., 2000. – 519 с.
Дошкольная педагогика.
Конспекты занятий. Автор-составитель
Титов В.А. М., 2002.
"...Смирнова Е. О.
Детская психология: учеб. для студ. высш.
пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности
«Дошкольная педагогика и психология»
/ Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
Для вывода.
Дети очень любопытны от природы,
их постоянные вопросы “почему? зачем?
и как?”, приводят иногда в замешательство
родителей с большим опытом, что уж говорить
о родителях, имеющих первого ребенка.
Как же отвечать на простые вопросы своих
деток, чтобы и не врать ему, когда не знаешь
точного ответа, не отмахнуться и при этом
стимулировать любознательность и интерес
своего ребенка? Нельзя никогда игнорировать
любой вопрос ребенка, если по – вашему,
кажется, что вопрос глупый или сформулирован
бессвязно. Взрослым все кажется очевидным
и простым, а ребенок только начинает познавать
окружающий мир, и многие понятия и вещи
кажутся ему непонятными и странными,
а родители для него - это самый авторитетный
источник. Если вопрос ребенка поставил
вас в тупик, никогда не придумывайте
ответ. Ведь он доверяет и верит вам, тем
более он может поделиться с друзьями,
а если они знают правильный ответ, они
просто высмеют его, что заставит ребенка
сомневаться в ваших словах. Если не знаете,
что сказать, лучше рассказать и показать,
где можно найти информацию на заданный
вопрос. Не торопитесь отвечать ребенку
на вопрос, поинтересуйтесь, что он сам
думает об этом, его мнение. После его слов,
выскажите свое предположение по интересующему
вопросу. Например, если ваши мнения совпадают,
можно поинтересоваться у родственников
или знакомых, посмотреть в интернете.
У кенгуру есть сумка на брюхе, и это
очень удобно, таким образом можно переносить
родителям и своих малышей. Многие взрослые
провоцируют ребенка, отвечая вопросом
на вопрос, таким образом, разжигают любопытство,
и ребенок может немного зациклиться на
этом вопросе, в результате чего появятся
новые. Взрослый тем самым выигрывает
время, чтобы самому найти правильный
ответ, тем более, если он точно этого не
знает. Иногда взрослые отвечают по-научному,
длинными сложными предложениями, которые
непонятны для восприятия ребенка, и он
просто ничего не поймет, и через время
опять спросит об этом. Сказочные шутливые
ответы подойдут больше для самых маленьких
детей, со старшими детьми такие шуточки
не пройдут. Интересные ответы с несколькими
вариациями, покажут ребенку, что бывают
разные точки зрения на одну ситуацию.
Этим самым вы расширите кругозор ребенка,
что в дальнейшем приведет его к размышлениям
и самостоятельным выводам. Можно ответить
лаконичным простым языком по существу
вопроса, кратко и понятно. В этой ситуации
можно ребенку проявить свою фантазию,
которая его заинтригует и подстегнет
в дальнейшем к новым изысканиям и интересным
вопросам