Вникните в мотив вопроса, постарайтесь
понять, что побудило ребенка задать его.
Часто вопрос по форме познавательный,
но он служит для ребенка поводом вызвать
взрослого на общение, привлечь к своему
эмоциональному состоянию.
На познавательный вопрос надо
отвечать так, чтобы не погасить искорку
детской любознательности, а, напротив,
разжечь из нее незатухающее пламя. А что
гасит детскую любознательность? Длинные
исчерпывающие ответы взрослых, которые
не дают простора для собственных размышлений,
фантазий, сомнений. Итак, следующее требование
- краткость и определенность ответа. Следует
учитывать уровень умственного развития
ребенка, обращаться к его жизненному
опыту.
Не бойтесь, если после вашего
ответа не все будет понятно ребенку до
конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался,
но новые знания, которые вы ему сообщили,
влекут за собой и новые вопросы.
Почаще задавайте ребенку встречные
вопросы типа: «А ты как думаешь? », предлагайте
подумать вместе, вовлекайте его в беседу,
в ходе которой совместными усилиями ищите
ответ.
Не подавляйте ребенка «грузом»
своих знаний, не торопитесь с ответом.
Помните, что вы должны дать дошкольнику
представление о том, что в мире много
источников знаний, которыми ему предстоит
овладеть. Предложите вместе поискать
ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками,
научно-популярной литературой, которой
в последние годы выходит очень много,
в том числе и для детей. Отправляйте малыша
за ответом к тому взрослому, который может
быть компетентен в данном вопросе. Используйте
личный опыт других воспитанников группы
для обмена мнениями, для коллективного
поиска ответа.
Если вопрос ребенка связан
с недостатком знаний, создайте условия,
чтобы пробел был ликвидирован. Для этого
можно организовать наблюдения или почитать
ребенку подходящую книгу.
К сожалению, это требование
часто не соблюдается, когда взрослые
отвечают на такие сложные для детей вопросы,
которые касаются происхождения людей,
исторического прошлого. Взрослые не всегда
знают об особенностях формирования временных
и пространственных представлений у дошкольников.
В частности, дети не в состоянии понять
временную протяженность многих событий,
в которых спрашивают. Учитывая это, достаточно
ограничиться в ответе сообщением отдельных
фактов об историческом событии, которое
заинтересовало ребенка, не решаясь при
этом дать их хронологическую последовательность.
Помните, что в дошкольные годы
опасно превратить ребенка во всезнайку,
которому кажется, что он обо всем слышал,
все усвоил, а на деле просто много запомнил,
но не понял. В результате у него снижаются
острота и новизна восприятия знаний в
последующие годы.
Как отвечать на детские
вопросы
Дети, часто задавая взрослым
вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут
на них готовых ответов. Как же правильно
отвечать на детские вопросы? Давайте
разберемся вместе. Прежде всего, важно
помнить, что познавательное развитие
ребенка будет не тогда, когда вы сразу
же попытаетесь дать «вразумительный»
ответ, а если подумаете, осмыслите вопрос
и решите, как и когда ответить. Например,
ребенок задал вопрос, поставивший Вас
в тупик — ни в коем случае не «придумывайте»
ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно
верит и может попасть в неловкую ситуацию.
Представьте: ваш сын или дочь рассказывают
друзьям то, что он(а) теперь знает, а это
оказывается неправдой.
Кроме того, не всегда надо давать
детям ответы на их вопросы в виде готовой
информации. Лучше показать, как и где
можно найти ответы на интересующий вопрос.
Не спешите отвечать ребенку
на заданный вопрос, даже если вы знаете
ответ на него. Спросите у него, что он
сам думает об этом. После ответа ребенка
выскажите свое предположение по данному
вопросу.
Ваши предположения могли совпасть.
Но ведь это не значит, что вы нашли ответ
на вопрос. Следовательно, стоит узнать
еще у кого-нибудь: родственников, друзей
и т. д. Чтобы не запутаться, можно сфотографировать
или нарисовать портрет отвечающего и
записать его ответ.
Ответов много, но нужен один!
Предложите Вашему ребенку сделать выбор.
Обязательно зафиксируйте, чей ответ выбран.
Кажется, что цель достигнута — ребенок получил ответ на
вопрос. Но ответ необходимо проверить.
Не спешите показать ребенку,
где можно найти правильный ответ. Спросите
для начала его об этом. Если Вы видите,
что Ваш вопрос вызывает затруднение,
расскажите, при помощи чего можно узнать
правильный ли ответ выбрал ребенок: энциклопедии,
интернет, и т. д. Огромная просьба: не останавливайтесь
только на Интернете. Если мы хотим, чтобы
наши дети росли образованными, думающими,
познавательно активными, стоит адресовать
их к книгам.
В какой книге и как искать информацию — надо показывать и рассказывать.
Как правило, дети еще не умеют читать,
а если умеют, мелкий шрифт в содержании
познавательных книг прочитать сложно,
поэтому необходима помощь взрослых.
Итак, Вы вместе нашли ответ
на вопрос. Сравните его с тем ответом,
который был выбран. Если ответы оказались
одинаковыми, помогите сделать пометку
об этом. Если нет, запишите правильный
ответ, проговорите его еще раз.
Спросите у ребенка, где и с
кем он может поделиться полученной информацией,
Предложите оформить все этапы Вашей совместной
деятельности в альбом — это будет настоящий проект.
Если ребенок ходит в детский
сад, принесите ваш проект в группу. Пусть
малыш поделится с друзьями и взрослыми
новой информацией — это будет его первая презентация.
Рассказывая вам о такой интересной
форме совместной деятельности с ребенком,
как создание совместных детско-родительских
проектов, мы заранее подготавливаем вас
к тому, что ребенок пойдет в школу. И очень
важно, чтобы его и ваша адаптация к школе
прошла наиболее безболезненно. Вы спросите:
причем тут проекты? Отвечаем:
Выполняя домашние задания,
ваши дети смогут ориентироваться в потоке
информации, поиске ответов не только
на поставленные учителем вопросы, но
и на свои собственные. К вам будут обращаться
в тех случаях, когда самим справится сложно.
Страх перед выходом к доске
будет минимальным. Назовем этот страх
волнением. Ведь освоив навыки презентации
своих проектов, выйти к доске и рассказать
выученный урок перед одноклассниками
не составит труда.
Ваш ребенок обязательно найдет
себе друзей, поскольку он знает много
интересного и готов этим поделиться,
не стесняется задавать вопросы о том,
что его заинтересовало.
Помните, ответы на детские
вопросы очень важны для ребенка и сильно
влияют на его развитие и знания, старайтесь
не давать готовую информацию, а подсказывать,
где можно найти ответы и ищите их вместе!
РОДИТЕЛЯМ
Помните замечательное стихотворение
Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил
вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".
Любознательность у детей -
это норма, даже один из признаков одаренности,
поэтому очень хорошо, когда ребенок задает
вопросы, и тревожно, когда не задает. В
этом случае надо серьезно разобраться
в причинах.
На все вопросы детей надо отвечать
по научному точно и доступно, как бы вы
заняты ни были. Более того, нужно похвалить
за хороший вопрос, за желание узнать.
Но еще лучше, если вы будете, с пониманием
относясь к незнанию ребенка, побуждать
его самостоятельно находить ответы на
вопросы в словарях, справочниках, книгах.
В доме, в классе, в группе должно
быть много справочной литературы по всем
видам знаний: "Жизнь животных" Альфреда
Брема, "Жизнь насекомых" Жана Фабра,
"Детская энциклопедия", книги рекордов
и чудес "Диво" Валентины Пономаревой,
"Почемучка" Александра Дитриха,
книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина,
Криса Бонингтона орфографический словарь,
"Толковый словарь русского языка"
Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический
словарь под редакцией Прохорова и др.
Каждый вопрос ребенка - это
прекрасная возможность научить его самому
находить ответ, пользоваться словарями
и книгами, помочь ему полюбить сам процесс
самостоятельного приобретения знаний
и проведения маленьких исследовательских
работ.
Если терпеливо не отвечать
на все вопросы детей, может случиться
ситуация подобная той, которую описал
В. Вересаев в "Рассказах о детях".
Мальчик Игорь изводил всех вопросом "Почему?".
Знакомый профессор психологии (!) посоветовал
родителям: "Когда вам надоест, отвечайте
ему "Потому что перпендикуляр", -
увидите, скоро он отвыкнет".
Родители так и сделали. Через
короткое время наступила непредвиденная
реакция. Игорь на все затруднительные
для себя вопросы стал отвечать: "Потому
что перпендикуляр".
- Ты почему не одел калоши?
- Потому что перпендикуляр.
- Почему грубишь?
- Потому что перпендикуляр.
Так закладываются "перпендикулярные"
отношения, может быть, на всю жизнь.
Отметим еще одну проблему наших
детей. В школе им отвечают на вопросы,
которых они не задавали. И дети перестают
задавать вопросы. Они знают, что им будут
что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно
или непонятно, зачем им это надо знать?
Идеально, когда ребенок сам задает вопросы,
сам хочет что-то знать.
Приведем притчу об умении задавать
вопросы:
Говорят, монахи одного монастыря послали
в свою епархию прошение с вопросом:
- Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение
с иначе сформулированным вопросом:
- Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: "Могут".
Как научить детей задавать
вопросы?
Чтобы дети не боялись задавать
вопросы, надо убедить их в том, что не
знать что-то не позорно: позорно не узнать,
если можно узнать. Надо убедить детей,
что задавать вопросы - это полезно: больше
узнаешь по ответам.
Не задать вопрос, когда не понял, это не
позор, а трусость. Надо поощрять детей,
задающих вопросы: "Молодец, ты задал
хороший вопрос, значит, ты следишь за
ходом мысли, думаешь". Можно ставить
оценки не только за хорошие ответы, но
и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает,
тот ничему не научится. Хочешь быть умным
- научись задавать вопросы.
Нельзя смеяться над
ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети
имеют право на ошибку.
Посмотрит живой
Любознательный глаз
На то, что другие
Видали не раз,
Посмотрит – и тотчас
Примчатся бегом
Сто тысяч вопросов
И сядут кругом.
Повсюду загадки:
Зачем? что? и как?
И всюду в конце –
Вопросительный знак.
Вопросы, вопросы…
А где взять ответ?
Но лучшего знака,
По-моему, нет!
Помните, что
ребёнок задаёт вопрос не всякому взрослому,
а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые
по-разному относятся к его вопросам. Чаще
он обращается к тому, кто внимательно
выслушав его, отвечает серьёзно и интересно.
Отсюда важнейшее требование к ответам
на детские вопросы – уважительное, бережное
отношение к ним.
Вникните
в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребёнка
задавать его. Часто вопрос по форме познавательный,
но он служит для ребёнка поводом вызвать
взрослого на общение, привлечь к своему
эмоциональному состоянию.
На познавательный вопрос
надо отвечать так, чтобы не
погасить искорку детской любознательности,
а напротив, разжечь из неё
незатухающее пламя. А что гасит
любознательность? Длинные исчерпывающие
ответы взрослых, которые не дают
простора для собственных размышлений,
фантазий, сомнений. И так, следующее
требование - краткость и определённость
ответа. Следует учитывать уровень
умственного развития ребёнка, обращаться
к его жизненному опыту.
Не бойтесь,
если после вашего ответа не
всё будет понятно ребёнку
до конца. Что-то он уяснил, в чём-то разобрался,
но новые знания, которые вы ему сообщили
влекут за собой и новые вопросы. Как считает
Н.Н. Поддьяков, именно не совсем отчётливые
знания оказывают существенное влияние
на умственное развитие, порождая у ребёнка
гипотезы, сомнения, стимулируя его подсознательную
активность.
Почаще
задавайте ребёнку встречные
вопросы типа: «А как ты думаешь?», предлагайте
подумать вместе, вовлекайте его в беседу,
в ходе которой совместными усилиями ищите
ответ.
Не подавляйте
ребёнка «грузом» своих знаний,
не торопитесь с ответом. Помните,
что вы должны дать дошкольнику представление
о том, что в мире много источников знаний,
которыми ему предстоит овладеть. Предложите
вместе поискать ответы в книге, пользуясь
для этого справочниками, научно-популярной
литературой, которой в последние годы
выходит очень много, в том числе и для
детей. Отправляйте малыша к тому взрослому,
который может быть компетентен в данном
вопросе. Используйте личный опыт других
воспитанников группы для обмена мнениями,
для коллективного поиска ответа.