Развитие математических способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 07:07, реферат

Описание работы

Использование малых форм фольклора помогает воспитателю в обучении детей, и формированию у них математических представлений. Математические сказки способствует формированию подвижности и гибкости психических процессов, развитию внимания, формирует волю детей. Правильно подобранные сказки, решающие разные задачи по формированию математических представлений и учитывающие подготовленность детей, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении дошкольников с разным уровнем возможностей.

Файлы: 1 файл

оригинал.docx

— 121.48 Кб (Скачать файл)

Выводы по I главе

В ходе анализа литературы мы выяснили, что многие исследователи в области педагогики показали, каким образом сказка может использоваться на занятии, разработали конспекты занятий с использованием разнообразных сказок, показали большой потенциал использования сказки для математического развития дошкольников.

Поэтому мы можем утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.

Исходя из этого, мы считаем, что сказка должна использоваться на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом  сказок. А также сказка и ее элементы должны быть включены в режимные моменты (на прогулке, перед сном, в самостоятельную  деятельность детей и т.д). Такое включение сказки в занятия и в не его позволит эффективнее воздействовать на математическое развитие детей и повысит их актуальный уровень развития.

Таким образом, мы рассмотрели, что вопросами формирования математических представлений у  детей занимались многие педагоги (начиная  с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями). Исследователи выделяли методы и приемы обучения математике, разрабатывали программы, в которых  включали математическое развитие детей, искали эффективные средства, которые  помогут детям лучше усвоить  математические понятия и представления. Таким средством современные  исследователи (Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я., Михайлова З.А.) выделили сказки, а также разработали специальные математические сказки.

Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей  старшего дошкольного возраста, т.к. дети дошкольного возраста очень  любят сказки, они им понятны и  знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и  в детском саду стараются подражать  им. В сказочных сюжетах зашифрованы  ситуации и проблем, которые очень  переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение возможностей математической сказки в процессе формирования представлений  детей старшего дошкольного возраста

2.1. Выявление уровня  сформированности математических  представлений детей старшего  дошкольного возраста (первый констатирующий  эксперимент)

 

Изучив теоретические  вопросы по проблеме формирования математических представлений посредством сказки у старших дошкольников, мы приступили к экспериментальной работе.

В эксперименте принимали  участие 20 детей в возрасте 5-6 лет  МДОУ «Буратино»  - детский сад  №17 г. Мыски. Эксперимент состоял  из 3 этапов: первого констатирующего, формирующего и второго констатирующего.

Исследование выполнялось  в несколько этапов:

1 этап (сентябрь – октябрь  2012 г.) – теоретико-аналитический.

Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

2 этап (октябрь 2012 г. –  март 2013 г.) – опытно-экспериментальный.

Проведение первого констатирующего эксперимента (март 2013 г.).

Проведение формирующего эксперимента (апрель-май 2013 г.).

3 этап (май 2013 г.) – проведение  второго констатирующего эксперимента. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении возможности формирования математических представлений у старших дошкольников при использовании математической сказки.

Задачи констатирующего эксперимента:

    • Определить экспериментальную методику обучения с помощью математической сказки, которая бы отвечала особенностям старших дошкольников в системе формирования математических представлений;
    • Выявить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий.

 

 

Методические приемы для  проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности  краткими - беседы, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Перед началом диагностического обследования ребенка с целью  установления первоначального контакта с ним, рекомендуется проводить  беседы, которые могут касаться любой  темы. Воспитатель должен хорошо владеть  методикой ее проведения.

Беседа с детьми. Обычно она отличается следующей структурой:

а) введение: привлечение  ребенка к сотрудничеству «настройка»;

б) свободные, неуправляемые  высказывания ребенка;

в) общие вопросы типа: «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе», «Меня бы интересовало, раз  мы уже немного познакомились, с  кем ты дружишь?» и т.п.

г) подробное исследование;

е) обращаться к ребенку  нужно только по имени.

В эксперименте участвовало 20 человек, из которых 10 человек составили экспериментальную группу и 10 человек - контрольную группу (Таблица 1).

Таблица 1 – Экспериментальная  и контрольная группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абрамова. А

Белокопытов Д.

Белокопытова Т.

Ващенко Д.

Бочарникова Э.

Власенко П.

Ващекина Э.

Власов Е.

Долгова. В.

Гончаренок А.

Ивков. С.

Грызя Т.

Кононыхин Д.

Концевой М.

Малахова. А.

Копенко И.

Москалев. А.

Литвинова Е.

Павлов. А.

Локтеонова. К.


Как известно, математические представления взаимосвязаны напрямую с уровнем интеллектуального  развития ребёнка, поэтому, нам представляется возможным, сначала определить критерии уровней формирования навыков интеллектуально - математического развития у старших  дошкольников (таблица 2.).

Таблица 2

Критерии уровней формирования навыков интеллектуально - математического  развития у старших дошкольников (по Беспалько В.П.)

Уровни

Показатели

Высокий уровень

Характерно высокий интеллектуальный уровень: познавательная активность, инициативность, творчество, умение анализировать и  делать выводы. Ярко выражено речь ребенка. Имеет познавательный интерес к  окружающему миру. Осознают и соотносят  свои возможности и навыки с требованиями воспитателя. Развито логическое мышление.

Средний уровень

Средний уровень - дети проявляют  эрудицию, познавательный интерес, владеют  логическим мышлением, но не совсем точно  выражает сои мысли, иногда проявляют  инициативу в решении упражнений, занятий. Понимают важность занятий, но не всегда ориентируются. В заданиях.

Низкий уровень

Для этого уровня характерно низкое интеллектуальное развитие: низкий уровень педагогических знаний и  отсутствие логического мышления, речь не связанная, не умеет выразить то, что хочет.


Для определения уровня формирования математического и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста к обучению были использованы следующие диагностические методики:

    • Тест для изучения дифференцированного восприятия «Найди квадрат». (К.Л. Печора, 1978)

Цель: выявить способность к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок  с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного  отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов  четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все  стороны и углы равны).

Если ребенок может  отыскать все или почти все  квадраты, то это свидетельствует  о наличии у него способности  к дифференцированному восприятию.

    • Логическое запоминание Тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972)

Цель: оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза.

Детям предлагается 5 карточек, на которых изображены различные  предметы: по 4 на каждой карточке. Мы просили  детей определить лишний предмет  на карточках, сказать, почему он лишний. После этого предложили каждому  ребенку подумать и сказать, как  можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Критерии оценки: правильно найти все лишние предметы и назвать обобщенным словом - это высокий уровень образно-логического мышления; если из 5 заданий справились с тремя и назвали обобщенным словом - средний уровень; если неправильных ответов более трех, то ребенок не справился с поставленной задачей - низкий уровень.

    • Познавательный интерес: Тест: «Узнай фигуру». (Р.С. Немов, 2001)

Цель: оценить познавательный интерес и способность к знанию.

Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5. Крайняя слева  картинка – образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую.

Это тренировочная проба, к дальнейшей работе переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок  понял задание.

Далее показываете ребенку  следующие картинки поочередно с  первой по десятую.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит  все десять задач.

Хорошим считается результат, если ребенок справился со всеми  задачами за 45 - 60 секунд.

    • Развитие речи: Тест: «Пиши кружочками» и «Чтение схем – слов» (Г.Г. Григорьева, 1995)

Цель: оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а  кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово «суп»  надо изобразить тремя кружочками:○○○. Проверьте, правильно ли ребенок  понял задание. После этого можно  приступать к исследованию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков  на листе бумаги.

Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них  – это хороший результат. Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается  в том, чтобы определить, какие  кружочки подходят к каждому слову.

Например, слово «волк» соответствует  схеме из четырех кружочков, а  слово «дом» - из трех. Убедившись в  том, что ребенок понял задание, показываете ему рисунок и  просите соединить линией картинку с изображением каждого животного  с теми кружочками, которые к ней  подходят.

Результаты выявления  уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста представлены в Таблице 3.

Таблица 3 - Уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Имя

ребенка

Дифференцированное восприятие

Логическое запоминание

Познавательный интерес

Развитие речи

Экспериментальная группа

       

Абрамова. А

средний

низкий

средний

средний

Белокопытова Т.

низкий

средний

средний

средний

Бочарникова Э.

средний

средний

низкий

низкий

Ващекина Э.

средний

низкий

средний

средний

Долгова. В.

низкий

средний

низкий

низкий

Ивков. С.

средний

низкий

средний

средний

Кононыхин Д.

низкий

низкий

низкий

средний

Малахова. А.

средний

низкий

средний

низкий

Москалев. А.

низкий

низкий

средний

низкий

Павлов. А.

низкий

средний

низкий

средний

Контрольная группа

       

Белокопытов Д.

средний

средний

средний

средний

Ващенко Д.

низкий

средний

средний

низкий

Власенко П.

низкий

средний

низкий

низкий

Власов Е.

низкий

низкий

средний

средний

Гончаренок А.

низкий

низкий

низкий

средний

Грызя Т.

средний

низкий

средний

средний

Концевой М.

низкий

средний

средний

низкий

Копенко И.

средний

низкий

низкий

низкий

Литвинова Е.

средний

средний

средний

низкий

Локтеонова. К.

низкий

средний

средний

средний

Информация о работе Развитие математических способностей у дошкольников