Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 07:07, реферат
Использование малых форм фольклора помогает воспитателю в обучении детей, и формированию у них математических представлений. Математические сказки способствует формированию подвижности и гибкости психических процессов, развитию внимания, формирует волю детей. Правильно подобранные сказки, решающие разные задачи по формированию математических представлений и учитывающие подготовленность детей, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении дошкольников с разным уровнем возможностей.
Выводы по I главе
В ходе анализа литературы мы выяснили, что многие исследователи в области педагогики показали, каким образом сказка может использоваться на занятии, разработали конспекты занятий с использованием разнообразных сказок, показали большой потенциал использования сказки для математического развития дошкольников.
Поэтому мы можем утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.
Исходя из этого, мы считаем, что сказка должна использоваться на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок. А также сказка и ее элементы должны быть включены в режимные моменты (на прогулке, перед сном, в самостоятельную деятельность детей и т.д). Такое включение сказки в занятия и в не его позволит эффективнее воздействовать на математическое развитие детей и повысит их актуальный уровень развития.
Таким образом, мы рассмотрели, что вопросами формирования математических представлений у детей занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями). Исследователи выделяли методы и приемы обучения математике, разрабатывали программы, в которых включали математическое развитие детей, искали эффективные средства, которые помогут детям лучше усвоить математические понятия и представления. Таким средством современные исследователи (Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я., Михайлова З.А.) выделили сказки, а также разработали специальные математические сказки.
Сказка является
эффективным средством
Глава 2. Экспериментальное изучение возможностей математической сказки в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня
сформированности
Изучив теоретические
вопросы по проблеме формирования математических
представлений посредством
В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет МДОУ «Буратино» - детский сад №17 г. Мыски. Эксперимент состоял из 3 этапов: первого констатирующего, формирующего и второго констатирующего.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
1 этап (сентябрь – октябрь 2012 г.) – теоретико-аналитический.
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2 этап (октябрь 2012 г. – март 2013 г.) – опытно-экспериментальный.
Проведение первого констатирующего эксперимента (март 2013 г.).
Проведение формирующего эксперимента (апрель-май 2013 г.).
3 этап (май 2013 г.) – проведение второго констатирующего эксперимента. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.
Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении возможности формирования математических представлений у старших дошкольников при использовании математической сказки.
Задачи констатирующего эксперимента:
Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими - беседы, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.
Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним, рекомендуется проводить беседы, которые могут касаться любой темы. Воспитатель должен хорошо владеть методикой ее проведения.
Беседа с детьми. Обычно она отличается следующей структурой:
а) введение: привлечение ребенка к сотрудничеству «настройка»;
б) свободные, неуправляемые высказывания ребенка;
в) общие вопросы типа: «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе», «Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились, с кем ты дружишь?» и т.п.
г) подробное исследование;
е) обращаться к ребенку нужно только по имени.
В эксперименте участвовало 20 человек, из которых 10 человек составили экспериментальную группу и 10 человек - контрольную группу (Таблица 1).
Таблица 1 – Экспериментальная и контрольная группы
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Абрамова. А |
Белокопытов Д. |
Белокопытова Т. |
Ващенко Д. |
Бочарникова Э. |
Власенко П. |
Ващекина Э. |
Власов Е. |
Долгова. В. |
Гончаренок А. |
Ивков. С. |
Грызя Т. |
Кононыхин Д. |
Концевой М. |
Малахова. А. |
Копенко И. |
Москалев. А. |
Литвинова Е. |
Павлов. А. |
Локтеонова. К. |
Как известно, математические
представления взаимосвязаны
Таблица 2
Критерии уровней формирования навыков интеллектуально - математического развития у старших дошкольников (по Беспалько В.П.)
Уровни |
Показатели |
Высокий уровень |
Характерно высокий |
Средний уровень |
Средний уровень - дети проявляют эрудицию, познавательный интерес, владеют логическим мышлением, но не совсем точно выражает сои мысли, иногда проявляют инициативу в решении упражнений, занятий. Понимают важность занятий, но не всегда ориентируются. В заданиях. |
Низкий уровень |
Для этого уровня характерно низкое интеллектуальное развитие: низкий уровень педагогических знаний и отсутствие логического мышления, речь не связанная, не умеет выразить то, что хочет. |
Для определения уровня формирования математического и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста к обучению были использованы следующие диагностические методики:
Цель: выявить способность к дифференцированному восприятию.
Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).
Если ребенок может
отыскать все или почти все
квадраты, то это свидетельствует
о наличии у него способности
к дифференцированному
Цель: оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза.
Детям предлагается 5 карточек, на которых изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Мы просили детей определить лишний предмет на карточках, сказать, почему он лишний. После этого предложили каждому ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Критерии оценки: правильно найти все лишние предметы и назвать обобщенным словом - это высокий уровень образно-логического мышления; если из 5 заданий справились с тремя и назвали обобщенным словом - средний уровень; если неправильных ответов более трех, то ребенок не справился с поставленной задачей - низкий уровень.
Цель: оценить познавательный интерес и способность к знанию.
Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5. Крайняя слева картинка – образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую.
Это тренировочная проба, к дальнейшей работе переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание.
Далее показываете ребенку следующие картинки поочередно с первой по десятую.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все десять задач.
Хорошим считается результат, если ребенок справился со всеми задачами за 45 - 60 секунд.
Цель: оценка фонематического слуха.
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками:○○○. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.
Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:
Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них – это хороший результат. Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).
Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову.
Например, слово «волк» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «дом» - из трех. Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рисунок и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.
Результаты выявления уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Имя ребенка |
Дифференцированное восприятие |
Логическое запоминание |
Познавательный интерес |
Развитие речи |
Экспериментальная группа |
||||
Абрамова. А |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Белокопытова Т. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
Бочарникова Э. |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
Ващекина Э. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Долгова. В. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Ивков. С. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Кононыхин Д. |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
Малахова. А. |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
Москалев. А. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Павлов. А. |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
Контрольная группа |
||||
Белокопытов Д. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Ващенко Д. |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
Власенко П. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Власов Е. |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Гончаренок А. |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
Грызя Т. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
Концевой М. |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
Копенко И. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
Литвинова Е. |
средний |
средний |
средний |
низкий |
Локтеонова. К. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
Информация о работе Развитие математических способностей у дошкольников