Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-теоретическим путем доказать роль ручного труда в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически изучить проблему развития мелкой моторики руки в дошкольном возрасте.
2. Изучить роль ручного труда в развитии мелкой моторики дошкольников.

Файлы: 1 файл

курсовик ММР.docx

— 83.32 Кб (Скачать файл)

 

Введение

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) установили 10 образовательных областей, среди них значительное место уделено образовательной области «Труд», которая незаслуженно была забыта в 90-е гг. прошлого столетия. В соответствии с ФГТ ручной труд отнесен к образовательной области «Художественное творчество». Посредством ручного труда решаются отдельные задачи образовательной области «Труд» в частности:

    • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
    • развитие трудовой деятельности;
    • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Ручной труд является обязательным как считают ученые Кольцова М.М, Пинский Б.И, Антакова-Фомина Л.В компонентом в развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию. Формирование у детей дошкольного возраста жизненно необходимых навыков и умений способствует развитию их потенциальных возможностей, индивидуальных творческих способностей. Труд как естественное наполнение жизни является необходимым условием существования человеческого общества. Он – основной источник духовного и материального богатства людей, главный критерий социального престижа человека, один из основных блоков в фундаменте всестороннего развития и воспитания личности [1]

Именно поэтому проблема трудового  обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в педагогике и психологии. Большинство педагогов так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей.

Многие авторы в своих исследованиях  раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Сухомлинский  в книге о воспитании писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка"[10].

На занятиях по ручному труду  дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами  и инструментами. Изготовление поделок  требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

В то же время развивается воля ребенка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Сухомлинский В.А. писал: «Истоки  способностей и дарования детей  – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В последние годы в дошкольной педагогике и практике все больше уделяется внимания развитию мелкой моторики руки детей поэтому обозначенная нами  тема: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики» является особо актуальной.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-теоретическим путем доказать  роль ручного труда в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Теоретически изучить проблему  развития мелкой моторики руки  в дошкольном возрасте.

2. Изучить роль ручного труда  в развитии мелкой моторики  дошкольников.

3. Рассмотреть виды ручного труда  дошкольников.

4. Экспериментально доказать эффективность использования ручного труда в развитии мелкой моторики дошкольника.

Объект исследования – процесс развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – ручной труд как средство развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при организации занятий по ручному труду у дошкольников быстрее развиваться мелкая моторика рук.

Методы исследования: теоретический  анализ, синтез, сравнение, обобщение, анкетирование, наблюдение, беседа, эксперимент.

 

Глава 1.​ Теория и практика развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

1.1.​ Понятие о развитии мелкой моторики детей

Развитие мелкой моторики у детей  крайне важно для развития ребёнка  в целом. Прежде всего рассмотрим сам термин «мелкая моторика».

Мелкая моторика-совокупность скоординированных  действий нервной, мышечной и костной  систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких  и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика начинает развиваться  уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать  предметы сначала всей ладонью, а  затем и двумя пальчиками –  формируется пинцетный захват. Затем  ребёнок учится правильно держать  в руках ложку, а потом и  карандаш. Мелкая моторика тесно связана  со зрением, памятью, восприятием, вниманием  ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.

Даже почерк каждого человека имеет  свои особенности, связанные именно развитием мелкой моторики рук!

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой  центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой  центр также активизируется! Поэтому  развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие  во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Несколько десятилетий назад  не было обуви и одежды на липучках. Были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким  образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают  достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные  движения пальцами, у него резко  усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов  мозга, то есть речевые области формируются  под влиянием импульсов, поступающих  от пальцев[ 3].

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка  выполнять точные движения руками и  пальцами (брать в руки большие  и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать  и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и  гайки, завязывать и развязывать  и т.д.

Это важно при своевременном  речевом развитии, и - особенно - в  тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что  мысль, и глаз ребёнка двигаются  с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности  головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий  уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у  него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики, как считают ученые и  практики, нужно с самого раннего  возраста. Уже грудному младенцу можно  массировать пальчики (пальчиковая  гимнастика), воздействуя тем самым  на активные точки, связанные с корой  головного мозга. В раннем и младшем  дошкольном возрасте нужно выполнять  простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о  развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в среднем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный  эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять  упражнения, сопровождая их короткими  стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и  усилится контроль над выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как  он учится запоминать определённые положения  рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение  и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками»  целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение  навыком письма.

 

1.2. Методы и приемы развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста

Современные психологи и физиологи  констатируют, что у  большинства современных детей отмечается общее моторное отставание  [1] Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. В настоящее время любой домашний труд автоматизирован, что соответственно отдаляет ребенка от многих ручных операций. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в  норме как считают исследователи - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, а в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство  родителей узнают только перед школой. Как справедливо указывают наши ученые это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький  ребенок хочет двигаться, для  него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут  детские движения, тем глубже и  осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» Светлова,И  «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук».Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями концентрировать внимание на одном виде деятельности

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Очень важное правило: все упражнения нужно выполнять  в "обе стороны", т. е. по очереди  обеими руками.(9.)

Обозначим приемы развития мелкой моторики:

- Переливание воды из стакана  в стакан, из заварного чайника  в чашку.

- Воду из одной емкости в  другую можно переносить при  помощи одноразового шприца или  губки.

- Пересыпать крупу из одной  емкости в другую.

- Рамки с застежками: с бантами,  шнурками, пряжками, пуговицами, молнией,  булавками, крючками, кнопками, "липучками"  и др.

- Чистка зеркал, металла, обуви.

- Уход за живыми растениями  в помещении и на улице (посадка,  рыхление и полив).

- Подметание пола.

- Стирка белья.

- Разделение сыпучих веществ.

- Складывание салфеток по размеченным  линиям.

- Используя безопасную овощечистку,  можно научить ребенка чистить  овощи и фрукты.

Информация о работе Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста