Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 00:41, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-теоретическим путем доказать роль ручного труда в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически изучить проблему развития мелкой моторики руки в дошкольном возрасте.
2. Изучить роль ручного труда в развитии мелкой моторики дошкольников.
Введение
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) установили 10 образовательных областей, среди них значительное место уделено образовательной области «Труд», которая незаслуженно была забыта в 90-е гг. прошлого столетия. В соответствии с ФГТ ручной труд отнесен к образовательной области «Художественное творчество». Посредством ручного труда решаются отдельные задачи образовательной области «Труд» в частности:
Ручной труд является обязательным как считают ученые Кольцова М.М, Пинский Б.И, Антакова-Фомина Л.В компонентом в развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию. Формирование у детей дошкольного возраста жизненно необходимых навыков и умений способствует развитию их потенциальных возможностей, индивидуальных творческих способностей. Труд как естественное наполнение жизни является необходимым условием существования человеческого общества. Он – основной источник духовного и материального богатства людей, главный критерий социального престижа человека, один из основных блоков в фундаменте всестороннего развития и воспитания личности [1]
Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в педагогике и психологии. Большинство педагогов так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей.
Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Сухомлинский в книге о воспитании писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка"[10].
На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.
В то же время развивается воля ребенка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Сухомлинский В.А. писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В последние годы в дошкольной педагогике и практике все больше уделяется внимания развитию мелкой моторики руки детей поэтому обозначенная нами тема: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики» является особо актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-теоретическим путем доказать роль ручного труда в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически изучить проблему развития мелкой моторики руки в дошкольном возрасте.
2. Изучить роль ручного труда в развитии мелкой моторики дошкольников.
3. Рассмотреть виды ручного
4. Экспериментально доказать эффективность использования ручного труда в развитии мелкой моторики дошкольника.
Объект исследования – процесс развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – ручной труд как средство развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при организации занятий по ручному труду у дошкольников быстрее развиваться мелкая моторика рук.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение, анкетирование, наблюдение, беседа, эксперимент.
Глава 1. Теория и практика развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
1.1. Понятие о развитии мелкой моторики детей
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Прежде всего рассмотрим сам термин «мелкая моторика».
Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно развитием мелкой моторики рук!
Учёные доказали тесную связь развития
мелкой моторики с развитием речи
у ребёнка. Оказывается, речевой
центр головного мозга
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Несколько десятилетий назад не было обуви и одежды на липучках. Были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Учёные пришли к выводу, что формирование
устной речи ребёнка начинается тогда,
когда движения пальцев рук достигают
достаточной точности. В электрофизиологических
исследованиях было обнаружено, что,
когда ребёнок производит ритмичные
движения пальцами, у него резко
усиливается согласованная
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
Это важно при своевременном
речевом развитии, и - особенно - в
тех случаях, когда это развитие
нарушено. Кроме того, доказано, что
мысль, и глаз ребёнка двигаются
с той же скоростью, что и рука.
Значит, систематические упражнения
по тренировке движений пальцев являются
мощным средством повышения
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики, как считают ученые и практики, нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в среднем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений
кисти рук и пальцы приобретут
силу, хорошую подвижность и
1.2. Методы и приемы развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста
Современные психологи и физиологи констатируют, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание [1] Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. В настоящее время любой домашний труд автоматизирован, что соответственно отдаляет ребенка от многих ручных операций. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме как считают исследователи - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, а в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Как справедливо указывают наши ученые это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» Светлова,И «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук».Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями концентрировать внимание на одном виде деятельности
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками.(9.)
Обозначим приемы развития мелкой моторики:
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- Воду из одной емкости в
другую можно переносить при
помощи одноразового шприца
- Пересыпать крупу из одной емкости в другую.
- Рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, "липучками" и др.
- Чистка зеркал, металла, обуви.
- Уход за живыми растениями
в помещении и на улице (
- Подметание пола.
- Стирка белья.
- Разделение сыпучих веществ.
- Складывание салфеток по
- Используя безопасную
Информация о работе Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста