Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-теоретическим путем доказать роль ручного труда в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретически изучить проблему развития мелкой моторики руки в дошкольном возрасте.
2. Изучить роль ручного труда в развитии мелкой моторики дошкольников.

Файлы: 1 файл

курсовик ММР.docx

— 83.32 Кб (Скачать файл)

После формирующего этапа мы обратились к контрольному этапу. Его цель: сравнить результаты, полученные на констатирующем этапе с конечным.

В конце учебного года  была проверена группы №10, № 3 так как у детей в начале года  наблюдался  низкий уровень развития мелкой моторики.         

Таблица 3

Диагностическое исследование по методике «Солнышко» групп№10

Имена детей

группы №10

Скорость

выполнения работы

Целенаправленное направление руки

Координация движения руки

Аделя Ф.

15 мин

+

+

Азамат А

20 мин

+


-

Алеша Б.

20мин

+

+

Артур Я.

20 мин

+

-

Асхадия

20 мин 

-

+

Глеб Б.

20 мин

+

-

Жанна Т.

15 мин

+

+

Настя М.

15 мин

+

+

Семен Н.

15мин

+

+

Ульяна Г.

20 мин

+

+


Высокий уровень: самостоятельно справились с заданием  6 детей, что составляет 60%.

Средний уровень: дети справились с  воспитателем 4 детей, что составляет 40%.

Низкий уровень – 0%

Таблица 4

 Диагностическое исследование по методике «Солнышко» группы №3

 

Имена детей группы №3

Скорость

выполнения работы

Целенаправленное направление руки

Координация движения руки

1

Айсель Х.

15 мин

+

-

2

Арина Х.

20 мин

+

+

3

Данил Ж

20 мин

+

-

4

Даша Л.

20 мин

+

+

5

Даша Ляпшина

15 мин

+

+

6

Ильнар  С

20 мин

-

+

7

Матвей С

20 мин

-

+

8

Миляуша З

20 мин

+

-

9

Полина  П

20 мин

+

-

1

Сергей Ш

15 мин

+

+


Как мы видим, у детей  уровень  развития мелкой моторики поднялся не значительно.

Высокий уровень: самостоятельно справились с заданием  3 детей, что составляет 30%.

Средний уровень: дети справились с  воспитателем 4 детей, что составляет 70%.

Низкий уровень –0 %

Рисунок 3.Итоговая диагностика на контрольном этапе.

Результат проделанной работы в  экспериментальной группе нас очень порадовали, таких результатов мы добились решая следующие задачи: проводить работу по совершенствованию мелкой  моторики, выделив в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми.

Организовали предметно-развивающую  среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.

Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии мелкой моторики.

С целью системного подхода к  развитию мелкой моторики мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:

  • игры с пальчиками;
  • массаж пальцев и кистей рук;
  • игры с разными материалами: тестом, песком, глиной, крупой, бумагой;
  • с  природным материалом, пластилином, красками.

 

 

 

 

                             

Заключение

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что  мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто  в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика рук взаимодействует  с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие мелкой моторики  играет не маловажную роль  в жизни детей, в дошкольном возрасте основной вид деятельности игра и через игру можно постичь очень многое, например: используя наши занятия по ручному труду.  Благодаря использованию различных техник мы привили детям интерес к ручному труду. Как мы видим, польза от занятий есть, уровень экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы.

Для развития моторики важно, чтобы  ребенок систематически занимался  разнообразными видами ручной деятельности. Это лепка, рисование, выкладывание узоров из мозаики ,конструирование из мелких деталей.

Надеемся продолжить работу в этом направлении для улучшения результатов  по работе над мелкой моторикой.

В целом проблема повышения эффективности  комплексной педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации  движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности. Замечательный  педагог В.А. Сухомлинский [22] писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

 

Библиография

  1. Антакова-Фомина,Л.В Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук .-М 1974. -180с.
  2. Анучина Н. Таланты детей - на кончиках их пальцев// Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 45-49.
  3. Афонькин С.Ю., Рудина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. Спб.: Кристалл, 1997.-168с.
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М, 2000.- 156с.
  5. Бернштейн И.А Биомеханика и физиология движений. –М, 1997-251с.
  6. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- М.: Просвещение, 1992.-235с.
  7. Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка – М. Просвещение, 1988.- 240с.
  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, «Академия развития», 1988. -185 с.
  9. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить.- М; «Просвещение», 1984. -189с.
  10. Гусакова М. От скуки на все руки// Дошкольное воспитание № 8,1990, стр. 89-92.
  11. Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.-210с.
  12. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// дошкольное воспитание № 11, 2006, стр. 14-16.
  13. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно//Дошкольное воспитание№11,2006
  14. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., Просвещение, 1960, с 43.
  15. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет.сада/Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.-М.:Просвещение,1989.- 207с.
  16. Козмина А.В Ручной труд.- М, 2000.-185с.
  17. Кольцова М.М Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.-М.,1983 -193с.
  18. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.-М., Педагогика 1983, с 130
  19. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. - М., 1993.-192с.
  20. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 73—99.
  21. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений      рук. Спб.: Кристалл, 2002.-166с.
  22. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М: Политическая литература, 1982 - с.270
  23. ТкаченкоТ.А. Развиваем мелкую моторику. –М., «Просвещение», 2007. -165с.
  24. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 15—16.
  25. Черныш И.В. Забавные поделки из бумаги к праздникам.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 202с.
  26. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики// Дошкольное воспитание № 5, 2000. стр. 61.

 

 

 


Информация о работе Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста