Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:04, творческая работа
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
1. Введение
2. Рассмотрение развития мелкой моторики в научной литературе различными авторами
3. Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
4. Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов
5. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников
6. Опыт работы. Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании
7. Заключение
8. План работы на последующие 3 года
9. Используемая литература
Республиканский учебно-методический центр переподготовки
и повышения квалификации работников дошкольных учреждений
На тему:
Ташкент 2010 год
План
Введение
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому
с самого раннего возраста
взрослые стараются научить
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно
ребёнок, имеющий высокий
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Рассмотрение развития мелкой моторики
в научной литературе различными авторами
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и рече-двигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».
Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.
В процессе развития словесной
речи, она долгое время оставалась
тесно связанной с
Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Просветитель 18 века Н. И. Новиков в 1782г утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.
В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.
Психолог Д. Сели также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
Н. А. Бернштейн предложил уровневую теорию организации двигательных функций, в которой отнес речь к высшему уровню организации движений. Согласно его теории, речь является высшим уровнем организации движений, неразрывно взаимосвязана со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций.
В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
В. И. Лубовский указал на теоретическое и практическое значение раскрытия «взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы».
А. В. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи.
Е. М. Мастюкова считает, что одним из основных принципов логопедической работы с детьми, страдающими церебральными параличами, является двигательно-кинестетическая стимуляция. Она обнаружила корреляционную зависимость между динамикой развития речи и моторикой у детей с церебральной патологией на всех этапах возрастного развития.
Исследования, проведенные М. М. Кольцовой, обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики
Совершенствование движений пальцев рук у людей у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.
На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными.
На 7-м месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.
8-9 месяцев – малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Затем начинается произнесение первых слов.
На протяжении всего
раннего детства четко
Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Еще проведенные электрофизиологиче
Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.
Первая группа. Упражнения для кистей рук
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические
Все эти упражнения
будут полезны не только детям
с задержкой в развитии речи
или какими-либо её
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
Нетрадиционные:
Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов
Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дети от года до трёх лет хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой, например:
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большой палец. Затем поочерёдно соединять его с остальными пальцами одной руки.
УЛЕЙ
Вот маленький улей где пчёлы спрятались,
Никто их не видит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззззз!
Пальцы сжаты в кулак, затем отгибают по одному. На последнюю строчку руку поднимают вверх с растопыренными пальцами имитирую полёт пчелок.
КУЛАЧОК - ВАНЮША