Развитие мелкой моторики у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:04, творческая работа

Описание работы

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Содержание работы

1. Введение
2. Рассмотрение развития мелкой моторики в научной литературе различными авторами
3. Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
4. Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов
5. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников
6. Опыт работы. Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании
7. Заключение
8. План работы на последующие 3 года
9. Используемая литература

Файлы: 1 файл

курсоваяgh.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

Республиканский  учебно-методический центр переподготовки

и повышения  квалификации работников дошкольных учреждений

 

 

 

 

На  тему:

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент 2010 год

 

 

 

 

 

План

 

 

  1. Введение
  2. Рассмотрение развития мелкой моторики в  научной литературе различными авторами
  3. Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
  4. Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов
  5. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников
  6. Опыт работы. Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании
  7. Заключение
  8. План работы на последующие 3 года
  9. Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

     Мелкая  моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

     Учёные  пришли к выводу, что формирование  устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

     Поэтому  с самого раннего возраста  взрослые стараются научить ребенка  выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

     Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

     Обычно  ребёнок, имеющий высокий уровень  развития мелкой моторики, умеет  логически рассуждать, у него  достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда  ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрение  развития мелкой моторики

в  научной  литературе различными авторами

 

Речь относится к  высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и рече-двигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Движения пальцев  рук тесно связанны с речевой  функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.

В процессе развития словесной  речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной  речью. Это связь видна и сейчас.

Все ученые, которые изучали  деятельность детского мозга, психику  детей, отмечают большое стимулирующее  влияние функции руки.

Просветитель 18 века Н. И. Новиков в 1782г утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами»  у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного  развития.

В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Психолог Д. Сели также  придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Н. А. Бернштейн предложил  уровневую теорию организации двигательных функций, в которой отнес речь к высшему уровню организации движений. Согласно его теории, речь является высшим уровнем организации движений, неразрывно взаимосвязана со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций.

В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

В. И. Лубовский указал на теоретическое и практическое значение раскрытия «взаимовлияний двигательного анализатора и  словесной системы».

А. В. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии  речи.

Е. М. Мастюкова считает, что одним из основных принципов  логопедической работы с детьми, страдающими  церебральными параличами, является двигательно-кинестетическая стимуляция. Она обнаружила корреляционную зависимость между динамикой развития речи и моторикой у детей с церебральной патологией на всех этапах возрастного развития.

Исследования, проведенные  М. М. Кольцовой, обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики

Совершенствование движений пальцев рук у людей у людей  происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило  увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В 5 месяцев ребенок  начинает противопоставлять большой  палец другим при схватывании  предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.

На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными.

На 7-м месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.

8-9 месяцев – малыш  берет мелкие предметы двумя  пальцами, показывает пальцем на  привлекающий его предмет. Затем начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего  раннего детства четко выступает  зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций.

Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Еще проведенные электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности организации  игр и упражнений для развития мелкой моторики

 

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.

   Первая группа.  Упражнения для кистей рук

  • Развивают подражательную способность;
  • Учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • Учат переключаться с одного движения на другое.

 

  Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические

  • Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

 Третья группа. Упражнения для пальцев динамические

  • Развивают точную координацию движений;
  • Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • Учат противопоставлять большой палец остальным.

 Все эти упражнения  будут полезны не только детям  с задержкой в развитии речи  или какими-либо её нарушениями,  но и детям, у которых речевое  развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

  • Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  • Игровые задания должны постепенно усложняться.
  • Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
  • Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
  • Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

 

Любые упражнения будут  эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

 

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

 

Традиционные:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
  • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

 

 

 

Нетрадиционные:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
  • Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

 

Содержание  пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов

 

     Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Дети от года до трёх лет хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой, например:

 

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик –  дедушка,

Этот пальчик –  бабушка,

Этот пальчик –  папочка,

Этот пальчик –  мамочка,

Этот пальчик –  я,

Вот и вся моя семья!

Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

 

ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где  ты был?

- С этим братцем  в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни  пел.

На первую строчку  показать большой палец. Затем поочерёдно соединять его  с остальными пальцами одной руки.

 

УЛЕЙ

Вот маленький улей где  пчёлы спрятались,

Никто их не видит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззззз!

Пальцы сжаты  в кулак, затем отгибают по одному. На последнюю строчку руку поднимают  вверх с растопыренными пальцами имитирую полёт пчелок.

 

КУЛАЧОК - ВАНЮША

Информация о работе Развитие мелкой моторики у дошкольников