Развитие мелкой моторики у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:04, творческая работа

Описание работы

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Содержание работы

1. Введение
2. Рассмотрение развития мелкой моторики в научной литературе различными авторами
3. Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
4. Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов
5. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников
6. Опыт работы. Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании
7. Заключение
8. План работы на последующие 3 года
9. Используемая литература

Файлы: 1 файл

курсоваяgh.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

Ванька-встанька,

Ванька-встанька

спрятать большой палец  в кулак

Просыпайся, улыбайся.

постучать по кулаку пальчиком  ребёнка

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как  тут!

Большой палец выскакивает  из кулака

 

СПИТЕ ПАЛЬЧИКИ МОИ

Этот пальчик хочет  спать,

Этот пальчик лёг  в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Загибаем и  разгибаем пальчики.

 

    * * *

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить  стал.

Этот - резал.

Этот - ел.

Ну, а этот - лишь глядел!

 

    * * *

Ладушки-ладошки

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)

Отдохнем немножко. (руки на колени).

 

    * * *

Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

 

    * * *

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тук-тук тук да тук,

Тук-тук тук да тук . (стучать кулачками друг о друга)

 

   * * *

Этот пальчик самый  толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для  того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый  длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

 

  * * *

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство  ежей,

На втором живет семейство  зайчат,

На третьем - семейство  рыжих бельчат,

На четвертом живет  с птенцами синица,

На пятом сова - очень  умная птица.

Ну, что же, пора нам  обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще  к ним придем.

 

Трёхлетние малыши осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:

 

КАПУСТА

Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)

Это, что ещё за хруст?

Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)

Как же быть без хруста, если я капуста.

Мы капусту рубим  – рубим, (прямые ладони вверх вниз)

Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)

Мы капусту солим  – солим,  (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту жмём –  жмём – жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)

 

СИДИТ БЕЛКА  НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке – косолапому,

Зайчику усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме  потешки, на следующие  строчки -  поочерёдное сгибание пальчиков, начиная  с большого.

 

  СТРОИТЕЛЬ

  Я хочу построить дом,  (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

  Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

  Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

   Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)                                                      

   Чтоб вокруг забор стоял,

   Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем     пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

 

  КОРАБЛИК

По реке плывёт кораблик,            (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние           открыты - показываем "кораблик")

  Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

 

  На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)

 

  У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

 

У них длинные хвосты,       (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

  И страшны им только кошки,

Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

 

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие

И по морю поплыву                                                                                           пальцы)

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.     (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму,          (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут  и там.    (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

 

ПАУЧОК

(Руки скрещены, пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

 

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.        (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг  полил,         (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.           (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,       (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,               ("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все  детки,

Чтобы погулять на ветке.

 

ЛАДОНЬ –  КУЛАК

- Хочешь? Тоже делай  так:

То – ладонь, а то – кулак.

Ладони прижаты  к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно ( правая – ладонь, левая – кулак).

 

БУСИНКИ –  ГОРОШКИ

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

 

Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).

 

КАРАНДАШ

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 

ОРЕХИ

Научился два ореха 

Между пальцами держать.

Это в школе мне  поможет

Буквы ровные писать.

 

ПОМОШНИК

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

 

ДОРОЖКА

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

 

* * *

Вот волшебный самолёт

Отправляется в полёт.

Он планирует над  партой.

Ну а где же наша карта?

Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.

 

* * *

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас  пилот –

Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью  вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с  другой рукой.

 

ОСЛИК

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай  – качай,

Но давай-ка не теряй.

Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его  покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

 

ЧАСЫ

Есть часы теперь у  нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так  да тик.

Дети зажимают карандаш указательным и средним  пальцами правой руки. Начинают его  покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

 

КАЧЕЛИ

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели 

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем  делают левой рукой.

 

 

 

Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников.

 

Современная дидактика  придаёт всё большее значение педагогической диагностике.

Все предлагаемые задания  могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто  не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в  их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.

 

Диагностики для младшего дошкольного возраста

 

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста можно определить с помощью следующих заданий:

 

Диагностика № 1

 

  1. Выполнение по зрительному образцу:
      • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – "O-KEY"
      • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – "зайчик"
      • 2 и 3 пальцы – "коза-дереза"

То же левой рукой.

 

  1. Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
    • с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
    • открыть глаза – повтор движений.

 

  1. Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
    • Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и     наоборот ("зайчик" и "коза").

 

Оценка  результатов.

1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)

Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная.

2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.

Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.

3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует.

Оценка: односторонняя пространственная агнозия.

4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

Оценка: инертность движений (лобные доли).

5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие). Оценка: нарушение кинестетической основы движения.

 

 

Диагностика №2

 

1. Кулак – ребро  – ладонь (сначала правая, потом  левая) 

2. Графические пробы 

– зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу.

– заборчик

– дом – башня (зубчик-заборчик)

3. Реципрокная (координация) 

Предложить ребенку  положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

 

Оценка результатов.

1. Не может плавно  переходить от одного движения  к другому; движения разорваны,  изолированы: 

• нарушение динамической координации двигательного навыка.

2. С трудом переключается  с одного движения на другое:

• инертность движений

3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движения:

• нарушение пространственного  координации двигательного навыка.

4. Не может одновременно  изменять положение обеих рук,  движения каждой руки изолированы: 

• нарушение реципрокной  координации 

5. Отстает одна рука

6. Воспроизводит движения  только правой рукой, игнорируя  левую 

• игнорирование левой  руки (правое полушарие.

 

Диагностики для старшего дошкольного возраста

 

Диагностика № 1

 

Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного  возраста, определяется с помощью следующих игр:

  • бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м.,
  • метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой,
  • удары мяча о пол и ловля его после отскока.

Оценка  результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

 

Диагностика № 2

 

 Уровень развития  мелкой моторики руки можно  определить по характеру выполнения  ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».

 

  • Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.
  • Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.
  • «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Информация о работе Развитие мелкой моторики у дошкольников