Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:04, творческая работа
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
1. Введение
2. Рассмотрение развития мелкой моторики в научной литературе различными авторами
3. Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
4. Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов
5. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников
6. Опыт работы. Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании
7. Заключение
8. План работы на последующие 3 года
9. Используемая литература
Ванька-встанька,
Ванька-встанька
спрятать большой палец в кулак
Просыпайся, улыбайся.
постучать по кулаку пальчиком ребёнка
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
Большой палец выскакивает из кулака
СПИТЕ ПАЛЬЧИКИ МОИ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Загибаем и разгибаем пальчики.
* * *
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!
* * *
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко. (руки на колени).
* * *
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)
* * *
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук тук да тук,
Тук-тук тук да тук . (стучать кулачками друг о друга)
* * *
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
* * *
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Трёхлетние малыши осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:
КАПУСТА
Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)
Это, что ещё за хруст?
Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим – рубим, (прямые ладони вверх вниз)
Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)
Мы капусту солим – солим, (поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту жмём – жмём – жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке – косолапому,
Зайчику усатому.
На первые
две строчки – ритмичное
СТРОИТЕЛЬ
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх
и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
КОРАБЛИК
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие
И по морю поплыву
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
ПАУЧОК
(Руки скрещены, пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
ЛАДОНЬ – КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То – ладонь, а то – кулак.
Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно ( правая – ладонь, левая – кулак).
БУСИНКИ – ГОРОШКИ
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).
КАРАНДАШ
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
ОРЕХИ
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
ПОМОШНИК
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
ДОРОЖКА
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
* * *
Вот волшебный самолёт
Отправляется в полёт.
Он планирует над партой.
Ну а где же наша карта?
Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.
* * *
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
ОСЛИК
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
ЧАСЫ
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
КАЧЕЛИ
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников.
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике.
Все предлагаемые задания
могут проводиться
Диагностики для младшего дошкольного возраста
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Диагностика № 1
То же левой рукой.
Оценка результатов.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие). Оценка: нарушение кинестетической основы движения.
Диагностика №2
1. Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая)
2. Графические пробы
– зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу.
– заборчик
– дом – башня (зубчик-заборчик)
3. Реципрокная (координация)
Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
Оценка результатов.
1. Не может плавно
переходить от одного движения
к другому; движения разорваны,
• нарушение динамической
координации двигательного
2. С трудом переключается с одного движения на другое:
• инертность движений
3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движения:
• нарушение пространственного
координации двигательного
4. Не может одновременно
изменять положение обеих рук,
движения каждой руки
• нарушение реципрокной координации
5. Отстает одна рука
6. Воспроизводит движения
только правой рукой,
• игнорирование левой руки (правое полушарие.
Диагностики для старшего дошкольного возраста
Диагностика № 1
Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:
Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.
Диагностика № 2
Уровень развития
мелкой моторики руки можно
определить по характеру