Развитие мелкой моторики у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:04, творческая работа

Описание работы

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Содержание работы

1. Введение
2. Рассмотрение развития мелкой моторики в научной литературе различными авторами
3. Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
4. Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов
5. Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников
6. Опыт работы. Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании
7. Заключение
8. План работы на последующие 3 года
9. Используемая литература

Файлы: 1 файл

курсоваяgh.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

«Песчаные рисунки». Насыпьте на поднос немного муки – пусть малыш создает шедевры своими ловкими пальчиками. Для этой игры лучше использовать однотонный поднос, а на художника надеть фартук.

«Кондитерский цех». Известно, что лепка очень полезна для развития мелкой моторики. Однако многим детям трудно лепить из пластилина, тут на помощь придет соленое тесто. И в отличие от пластилина у него масса преимуществ. Во-первых, соленое тесто абсолютно безвредно, и кроха может утолить свое любопытство, попробовав его на вкус. Во-вторых, его легко убрать с пола, рабочей поверхности и одежды. В-третьих, тесто более податливо. Кстати, его тоже можно сделать цветным – достаточно только добавить немного пищевого красителя. Приготовить соленое тесто довольно просто: на 2 части муки возьмите 1 часть мелкой соли и немного воды, по консистенции оно должно быть пластичным и однородным. Чтобы тесто не подсохло, накройте его целлофаном. Изделия можно просто высушить и раскрасить, а можно запечь в духовке.

«Угадай-ка». Возьмите несколько знакомых крохе фруктов и овощей и положите в таз. Малышу завяжите глаза и предложите доставать их из таза и угадывать на ощупь. Такая игра прекрасно развивает не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения. В игру можно включить и предметы, например, чайную и столовую ложки, прихватку. Главное, чтобы ребенок мог назвать предмет.

Малышу постарше можно  доверить помогать маме в приготовлении  блюд, например, нарвать на мелкие кусочки  зелень, почистить вареные яйца, положить несколько щепоток соли, вытереть блюдца. Такие действия помогают ребенку научиться манипулировать предметами, тренируют координацию движений.

 

Игры для  развития мелкой моторики  с предметами домашнего обихода.

 

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

 

     Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

 

     Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

 

 

     Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты,  елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем  ельник,

Вас уколет можжевельник".

 

     Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы  бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

 

    Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы,  летают по сотам 

И в каждую входят с  проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам  до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

 

     Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

 

     Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

 

     Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

 

     Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно  попробовать проделать двумя  руками одновременно.

 

     Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

 

     Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с  тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу  тебе: "Кыш!".

 

      Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

 

     Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки  ловко

Я на мамину веревку".

 

     Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

 

     Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха  ребенок держит в одной руке и  вращает их один вокруг другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковые игры используемые мною

на  занятиях по развитию речи

 

Детский сад.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики 
(пальцы рук соединяются в "замок"). 
Мы с тобой подружим маленькие пальчики 
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). 
Раз, два, три, четыре, пять 
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), 
Начинай считать опять. 
Раз, два, три, четыре, пять. 
Мы закончили считать 
(руки вниз, встряхнуть кистями).

 

Овощи.

(перебирание пальцев  )

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

 

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

 

 

Фрукты.

На базар ходили мы

Много груш там и хурмы

Есть лимоны, апельсины

Дыни, сливы, мандарины, но купили мы - арбуз

Это самый вкусный  – груз.

 

Части тела.

Есть на пальцах наших  ногти,

На руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь.

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки  две.

Брови, скулы и виски,

И глаза что так  близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри.

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с  тобой.

 

Одежда.

  1. Буду маме помогать

Буду сам бельё стирать

Мылом мылю я носки

Крепко трутся кулачки

Сполосну бельё я  ловко

И повешу на верёвку.

 

2) Есть в шкафу у  куклы Кати

Кофты, сарафаны, платья.

Есть пальтишко, брюк две пары,

Для прогулок – шаровары,

Много блузок ровно, в  ряд

В Катином шкафу висят.

Эти вещи одевают

И одеждой называют.

 

Насекомые.

Я варенье наварила,

Всех знакомых пригласила.

Первой муха прилетела,

На скамеечку присела,

Появилась у стола

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк,

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза,

А паук на всех смотрел,

Сети плёл и песни  пел.

 

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос — делают большой круг.

Он посуду нам принес.

 

Мебель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать.

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

 

Дикие животные.

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в  лесу.

 

Домашние животные.

Кусается сильно котенок  – глупыш

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с  тобою малыш

А будешь кусаться - скажу  тебе «Кыш!»

 

Моя семья.

1)Этот пальчик — дедушка

этот пальчик — бабушка,

этот пальчик — папочка,

этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья!

 

2)Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестренка,

Он — Антон, она — Аленка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я!

 

3)Знаю я, что у  меня 
Дома дружная семья: 
Это - мама,  
Это - я, 
Это - бабушка моя, 
Это - папа,  
Это - дед. 
И у нас разлада нет.

 

4) В одном лесу дремучем

Жила семья могучая

У Семьи был дом

На крыше дома была труба

Из трубы шёл дым

Плим – плим - плим - плим

 

Транспорт.

1)Автобус, троллейбус, машина, трамвай,

О них ты на улице не забывай

В морях корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят  сюда.

 

  1. Те же рельса поезда

Только скучная езда

Смотрим мы с тобой в окно –

Днем и ночью там  темно,

Ведь над нами острова

Сотни улиц и дома

Но зато в метро  легко

Ехать очень далеко.

 

Цветы.

Вырос высокий цветок на поляне, 
Утром весенним раскрыл лепестки. 
Всем лепесткам красоту и питанье 
Дружно дают под землей корешки.

 

Бытовая техника

Что за шум на кухне  этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем.

Быстро мясо провернем

Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для  крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка  занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи

Тема «Транспорт».

Цель: обр: учить называть, различать и описывать транспорт, знать отличительные особенности, учить использовать в речи слова в ед. и мн. числах, в Родит. падеже мн. Числе, слова антонимы, и предлоги

           кор: развитие всех видов памяти, внимания, мышления, воображения, мелк. моторики.

         восп: воспитание аккуратности, усидчивости, умение начатое дело доводить до конца.

Информация о работе Развитие мелкой моторики у дошкольников