Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные учебные пособия из разных учебно-методических комплектов, следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.
Введение
Исторический аспект
Психологический аспект
Педагогический аспект
Методический аспект
Технология
-методы
- формы
- средства
Опыт
-метод
-учитель
Анализ программы материалов
нахождение в слове орфограмм;
написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
обоснование орфограмм;
нахождение и исправление орфографических ошибок.
Как формируются навыки? Как организовать быстрое, безошибочное и прочное овладение учащимися навыками? Умения и навыки формируются на основе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их применения в изменяющихся ситуациях.
Что же следует понимать под термином "упражнение"? В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. В этом определении подчёркивается целенаправленность упражнений, которые осуществляются на основе понимания и тщательно продуманного педагогического руководства. Стихийное, неуправляемое повторение действий может не привести к их усовершенствованию или, приведёт к механической тренировке в применении действий в стандартных условиях.
Ступени формирования орфографического навыка
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу.
Вторая ступень - поиск
способа решения
Третья ступень - составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам.
Четвертая ступень - выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану - поэтапно.
Пятая ступень - повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму - в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным "свертыванием" алгоритма.
Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Каждый учитель современной
школы знает, что нередко приходится
много раз повторять с
Иванова В. Ф говорила, что в условиях обучения русскому языку воспитать внимание, - значит, развить умение видеть различные формы слова, развивать "орфографическую зоркость". Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения правописанию). Слушая речь, слышать слово целиком и отдельные его звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не воспитал внимания ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет "глух" к слову, к его правописанию [24; 123]. В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание. А что необходимо знать нам о памяти, чтобы помочь детям усвоить грамотное письмо? Прежде всего, то, что память бывает разной. "О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной", - писал Батюшков. Значит, есть "память сердца" эмоциональная память и "память рассудка" - логическая, смысловая память. Кроме того, есть память на запахи и на вкусовые ощущения, память зрительная, звуковая и двигательная.
Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, то есть при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.
Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.
Речедвигательная память (кинестетическая) опирается на по слоговое орфографическое проговаривание слов, в результате, которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
По мнению Жедека П.С. моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником, методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова [10; 143].
Жуйкова С.Ф. говорил, что К.Д. Ушинский предупредил учителей, что из учения не следует делать только игру или забаву, что это серьёзный труд, требующий напряжения сил. Если учитель не научит учащихся тщательно исправлять ошибки, указывая при этом на их характер, то ошибки не исчезнут в письменных работах. Итак, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение - всё это имеет большое значение в формировании орфографических навыков у младших школьников [14, 345].
Существуют различные подходы к решению орфографические
проблем в школе. Два пути овладения навыками
правописания описаны в методической
литературе. Еще в прошлом столетии начались
горячие споры между сторонниками грамматического
и антиграмматического направления в
методике обучения правописанию. Длительный
период споров завершился только в советское
время безоговорочным признанием положения,
согласно которому наилучшие условия
для формирования орфографического навыка
создаются, если вначале он складывается
как действие полностью осознанное. Особая
заслуга в обосновании этого положения
принадлежит психологам Л.И. Божович, Д.Н.
Богоявленскому, С.Ф. Жуйкову, а также известным
ученым-методистам А.М. Пешковскому, А.Н.
Гвоздеву, Н.С. Рождественскому. Под сознательным
письмом понимается письмо на основе орфографических
правил, в которых обобщены фонетические,
лексические и другие особенности слова.
Было доказано, что успешность обучения
правописанию зависит от того, насколько
современно, глубоко и правильно осознает
учащийся особенности слова как языковой
структуры.
Д.Н. Богоявленский писал о том, что содержание
знаний, необходимых для правильного выбора
написания, зависит от характера данного
написания. “Характер формирования орфографического
навыка зависит прежде всего от особенностей
самой системы русского правописания”
[5,71]. Существуют различные группы написаний,
требующие и различных путей усвоения.
Для одних из них важно осознание фонетических
особенностей слова, для других необходимо
знание грамматических, лексических и
прочих языковых знаний, а формой, в которой
эти задания зафиксированы, является орфографическое
правило. Трактовка орфографического
правила как фонетических или грамматических
обобщений сыграла решающую роль в преодолении
механических, антиграмматических взглядов,
отрывавших письмо от языка.
Однако психологи и методисты заметили,
что письмо на основе правил, избавляя
пишущего от необходимости запомнить
написание каждого отдельного слова, в
то же время не обеспечивает понимания
орфографической системы в целом, не раскрывает
взаимосвязи между правилами, не создает
предпосылок для самоконтроля в стандартных
орфографических ситуациях. Для преодоления
этих недостатков необходимо опереться
в обучении на обобщение более высокого
уровня, чем на те, которые содержатся
в конкретных правилах правописания. Высший
уровень обобщения в орфографии - понятие
о ведущем принципе правописания. Непониманием
основной закономерности письма, его ведущего
принципа объясняют лингвисты тот факт,
что “школьников заставляют учить огромное
количество орфографических правил, не
давая им путеводной нити, с помощью которой
они смогли бы ориентироваться в этом
лабиринте правил. Такой путеводной нитью
является знание основного принципа нашей
орфографии” [6,251].Еще в 1960 г. вышла книга
Н.С. Рождественского “Свойства русского
правописания как основа методики его
преподавания”, в которой автор доказывал
необходимость “установить связь между
отдельными написаниями, дав такие общие
нормы, под которые отдельные правила
подходили бы как части к целому” [7,198].
Под свойствами нашего правописания Н.С.
Рождественский имел в виду его принципы.
Существуют следующие принципы правописания:
морфологический, фонематический, традиционный,
дифференцирующий, фонетический. “Морфологический
принцип основан на одинаковом написании
(независимо от их произношения) морфем
значащих частей слова” 8,[34].Единообразное
написание значимых частей слова определяется
его фонетическим составом: буквами обозначаются
в слове фонемы, а не их звуковые варианты.
Фонема же вбирает в себя все фонетически
обусловленные чередования звуков в составе
той или иной морфемы. Каждая фонема в
составе слова обозначается одной и той
же буквой независимо от позиции, в которой
она находится. Написание корня “вод”
- сохраняется, например, единым во всех
словах с этим корнем: вод-а, вод-ный, вод-янка,
вод-о-воз. В то же время произношение этого
корня в разных словах является различным:
[вад] а, [вод] ный, [вад] янка, [въд] овоз.Таким
же образом соблюдается единство написания
одной и той же приставки (за немногими
исключениями), одного и того же суффикса,
одной и той же флексии. Приставка “под-”
пишется во всех случаях одинаково: под-данство,
под-властный, под-осиновик, хотя произносится
по-разному: [подданство. [под]властный,[пъд]осиновик.
Постоянная, систематическая работа учащихся
по проверке орфограмм на основе морфологического
принципа способствует усвоению состава
слова, словообразования (практически,
до или без теории), обогащению словаря
- ведь необходимо все время подбирать
родственные, проверочные слова. При данном
принципе главным оказывается установление
факта совпадения/несовпадения буквенного
и звукового состава слова. А для этого
есть только один путь: сравнение уже известного
написания с его звучанием, то есть путь
от буквы к звуку. Но если ответ задачи
(как пишется слово) известен до ее решения,
у ученика не возникает объективной потребности
в обращении к правилам правописания,
ему остается только “подгонять” решение
задачи под ее ответ, что и делают некоторые
учащиеся: называют в качестве проверочного
любое слово, лишь бы в нем была уже известная
им буква. В этом случае орфограммы в местах
совпадения звучания и написания большинство
пишущих вообще исключаются из числа букв
которые нужно проверять. Между тем орфограммы
(и ошибки !) возможны как в случаях совпадения
звучания и написания (посадил - “посодил”),
так и в местах их расхождения (мостовая
- “маставая”).
Кроме этого, если анализ ведется в направлении
от буквы к звуку, фонетический разбор
утрачивает связь с обучением правописанию,
несмотря на настойчивые рекомендации
методистов опираться в обучении орфографии
на фонетику.
Психологические исследования показали,
что наиболее благополучные условия для
построения учебных программ складываются
при такой организации обучения, когда
уже на начальном этапе в учебном материале
выделяются фундаментальные понятия,
вокруг которых концентрируется весь
теоретический материал и которые лежат
в основе формирования практических навыков.
Применительно к орфографии это возможно
при фонематической трактовке ведущей
закономерности русского правописания.
Развитие лингвистики,
в частности появление высшего
раздела фонетики - фонологии, связано
с новым этапом в теории правописания
- фонематическим. Фонематический принцип
гласит: “Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во все ее видоизменениях,
как бы они ни звучала в том или ином фонематическом
положении. В результате получается, что
каждая морфема, коль скоро она содержит
одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково”
[9,163]. Фонема - единица функциональная.
Звуки, представляющие одну и ту же фонему,
акустически могут быть разными. И наоборот,
один и тот же звук может быть реализацией
(“представителем”) разных фонем.
Так, например, звуки [о/а/ъ] в корне слов
“вода”, “водянка”, “водяной” - позиционные
“представители” фонемы <о>, а звуки
[а/а/ъ] в корне слов “глаз”, “глазок”,
“глазомер” “представляют” фонему <а>,
так как фонема называется и обозначается
буквой по своему основному звучанию,
т.е. по сильной позиции (в нашем примере
- по звуку под ударением).
Из фонематического принципа вытекают
три обобщенных правила, на которых базируется
русская орфография. Первое правило - безударные
гласные обозначаются той же буквой, что
и под ударением в той же части слова: “тропинка”
- потому что “трупы”; в “корзинк(е)”
- потому что в “рукй”. Второе правило
– “сомнительные” согласные обозначаются
теми же буквами, что и перед гласными
(сенсорными и в): “глаз” - потому что “глаЗа”,
“колоски” - потому что “колоСок”. Третье
правило - мягкость согласного перед мягким
согласным обозначается в том случае,
если она сохраняется и перед твердым
согласным или на конце слова: “бантик”
- потому что “баНт”; “встанька - потому
что “встаНЬ”.
Все три правила по сути своей идентичны:
“они учат проверять вариант фонемы ее
основной реализацией, той, которая дана
в сильной позиции” [10,203].
Слуховая память заключается
в запоминании на слух фонем в морфемах.
Осуществляется их запоминание в процессе
письма, то есть при передаче фонем с помощью
букв. На уроках для этого используются
различные виды диктантов.
Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.
Речедвигательная память (кинестетическая) опирается на по слоговое орфографическое проговаривание слов, в результате, которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
По мнению Жедека П.С. моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником, методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова [10; 143].
Обнаружение орфограмм облегчают их опознавательные признаки:
1. Первый опознавательный
признак - несовпадение звука
и буквы, произношения и
2. Второй опознавательный
- это звуки и сочетания звуков,
которые дают наибольшее
опасность ошибки. К ним мы относим такие " опасные" места, как о\а, и\е, б\п, г\к, в\ф, д\т, з\с, ж\ш, а также сочетания жи, ши, чу, шу, ча, ща, здн\зн, стн\сн, нч, нщ и другие. Постепенно у детей вырабатываются автоматизированные реакции на эти звуки, сочетания, и это становится основой орфографической зоркости,
3. Третьим опознавательным признаком является позиция слитно\раздельно, предлог\приставка, окончания слов (падежные, личные и прочие), шипящие в абсолютном конце слов, стыки морфем, особенно приставки и корня. Объектом внимания становятся морфемы - приставки, корни, окончания, интерфиксы (соединительные гласные в сложных словах), постфикс - ся (-сь) у глаголов. Эти признаки носят общий характер, но существуют и частные признаки, обслуживающие определенное правило, определенный тип орфограммы.
Система работы по формированию орфографической зоркости
Умение ставить орфографические задачи, как и другие орфографические умения, может формироваться стихийно и целенаправленно.
Выделяют два пути решения данной проблемы:
1. Орфографическая зоркость
развивается на интуитивной
2. Умение обнаружить орфограмму развивается на теоретической основе в результате целенаправленных упражнений, выполняя которые учащиеся обращают внимание на фонетические условия (позицию).
Программа начальной школы предлагает второй путь решения данной проблемы, то есть систему работы по формированию данного умения.
1 класс. Период обучения
грамоте очень ответственный
этап для формирования
В соответствии с программой пропедевтическая работа по орфографии начинается с подготовительного этапа. На данном этапе идет развитие фонематического слуха как основы для развития орфографической зоркости, так как только при достаточном развитии умения слышать звучащее слово возможно оперирование признаками орфограмм.
На основном этапе (буквенном) обучения грамоте важно создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать несоответствие между звучащим и написанным словом. Наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, а сколько, наоборот - от звука к букве. По мнению Жедека П.С. эффективность возрастет, если учащиеся получат представление о сильной и слабой позиции звука, так как позиция звука определяет характер его отношения с буквой: однозначный - для сильных позиций и неоднозначный - для слабых. В сильной позиции звук совпадает с буквой. Например, пло (д) ы, в (о) л, в (а) л и т.п. В слабой позиции возможно несовпадение с буквой. Например, пло (т), но плот и плод. Когда учащиеся убеждаются, что в некоторых местах слов возможны не все, а только определенные звуки (например, без ударения не бывает звуков (о) и (э), на конце слов не произносятся парные звонкие согласные звуки), они практически наблюдают различие между сильной и слабой позициями. Например, наблюдая над произношением слов оса, осы, учащиеся устанавливают, что в слове оса безударный гласный звук (а), а в слове осы ударный гласный звук (о), но оба звука обозначены буквой о. Учитель обобщает - безударный гласный звук может не совпадать с буквой. Для формирования полноценных орфографических обобщений необходимо наблюдать в обратном направлении. Сделать это можно на паре слов носи и насос. После наблюдения над произношением этих слов делается вывод о том, что совпадает произношение первого слога (на) си, (на) сое. После прочтения этих слов устанавливается расхождение в обозначении гласных звуков буквами: в слове носи - буквой о, а в слове насос - буквой а. Далее устанавливается причина расхождения - в слове носи звук (а) безударный (слабая позиция), а в слове насос ударный (сильная позиция). То есть, звук (а) может быть обозначен, в зависимости от позиции, буквой а или буквой о. Эти наблюдения становятся основанием считать букву любого безударного гласного звука в слове "опасным местом". Аналогичные наблюдения ведутся и над обозначением парных согласных звуков [12; 143].