Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:14, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках.
Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.
Предметом исследования – педагогические условия, направленные на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать уровень развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1.
Теоретический аспект развития познавательного интереса у младших школьников……………………………………………..
6
1.1
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе………………………………….
6
1.2
Механизмы и условия формирования и развития
познавательного интереса у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….
14
1.3
Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста………………………………
20
Вывод по главе 1………………………………………………………………
23
Глава 2.
Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках…..
24
2.1
Организация экспериментального исследования………….
24
2.2
Выявление уровня развития познавательного интереса
у детей младшего школьного возраста на уроках математики……………………………………………………
25
2.3
Рекомендации на развитие познавательного интереса
на уроках математики у учащихся 1 класса ………………..
28
Вывод по главе 2………………………………………………………………
30
Заключение……………………………………………………………………..
32
Список использованной литературы…………………………………
Тема: Развитие познавательных интересов на уроках
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | ||
Глава 1. |
Теоретический
аспект развития познавательного интереса
у младших школьников………………………… |
6 | |
1.1 |
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе…………………………………. |
6 | |
1.2 |
Механизмы и условия формирования и развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста………………………………………………………. |
14 | |
1.3 |
Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста……………………………… |
20 | |
Вывод по главе 1……………………………………………………………… |
23 | ||
Глава 2. |
Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках….. |
24 | |
2.1 |
Организация экспериментального исследования…………. |
24 | |
2.2 |
Выявление уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики…………………………………………………… |
25 | |
2.3 |
Рекомендации на развитие познавательного интереса на уроках математики у учащихся 1 класса ……………….. |
28 | |
Вывод по главе 2……………………………………………………………… |
30 | ||
Заключение…………………………………………………… |
32 | ||
Список использованной литературы………………………………………… |
34 | ||
Приложение…………………………………………………… |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и других.
В психолого-педагогических
исследованиях познавательные интересы
рассматривались с разных позиций:
как избирательная направленнос
В педагогической
теории и практике познавательные интересы
рассматриваются как
Существующая
система организации учебно-
Цель исследования – выявить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках.
Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.
Предметом исследования – педагогические условия, направленные на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и
проанализировать психолого-
2. Исследовать
уровень развития
3. Разработать
рекомендации для педагогов,
4. Проанализировать
результативность
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
- своевременно
начать процесс формирования
познавательной активности
- учебный процесс
строится в форме целостной
творческой познавательной
- целенаправленно осуществлять педагогическую поддержку в развитии данного направления детей младшего школьного возраста;
- формы и
методы формирования
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Методы количественного
и качественного анализа
Организация исследования. Исследования проводились на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 21 младший школьник 1 «А» класса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «познавательный интерес»
в психолого-педагогической литературе
Анализ состояния проблемы
исследования в современной педагогической
теории и практике свидетельствует,
что в настоящее время
Исследования Б.Г. Ананьева [2], Л.Н. Божович [5], Л.А. Венгера [8], Л.С. Выготского [9], А.Г. Запорожца [15] показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.
В настоящее время существуют
различные подходы к
В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.
В исследованиях А.
Валлона [7] познавательный интерес
рассматривается через призму
эмоционального отношения к
А.Н. Леонтьев отмечал, что познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). [22]
По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [35].
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Б.П. Есипов утверждал, что познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. [27]
Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность. В частности, Г.И. Щукина [35] определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.
М.А. Данилова, М.Н. Скаткина [12] отмечали, что в единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Г.И. Щукина утверждала, что познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. [36] Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком. В.Б. Бондаревский, утверждал, что любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. [6]
Информация о работе Развитие познавательных интересов на уроках