Развитие познавательных интересов на уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках.
Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.
Предметом исследования – педагогические условия, направленные на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать уровень развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1.
Теоретический аспект развития познавательного интереса у младших школьников……………………………………………..

6

1.1
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе………………………………….

6

1.2
Механизмы и условия формирования и развития
познавательного интереса у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….


14

1.3
Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста………………………………

20
Вывод по главе 1………………………………………………………………
23
Глава 2.
Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках…..

24

2.1
Организация экспериментального исследования………….
24

2.2
Выявление уровня развития познавательного интереса
у детей младшего школьного возраста на уроках математики……………………………………………………


25

2.3
Рекомендации на развитие познавательного интереса
на уроках математики у учащихся 1 класса ………………..

28
Вывод по главе 2………………………………………………………………
30
Заключение……………………………………………………………………..
32
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Развитие познавательных интересов на уроках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1.

Теоретический аспект развития познавательного интереса у младших школьников……………………………………………..

 

6

 

1.1

Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе………………………………….

 

6

 

1.2

Механизмы и  условия формирования и развития

познавательного интереса у детей младшего школьного  возраста……………………………………………………….

 

 

14

 

1.3

Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста………………………………

 

20

Вывод по главе 1………………………………………………………………

23

Глава 2.

Экспериментальное исследование развития познавательного  интереса у детей младшего школьного  возраста на уроках…..

 

24

 

2.1

Организация экспериментального исследования………….

24

 

2.2

Выявление уровня развития познавательного интереса

у детей младшего школьного возраста на уроках  математики……………………………………………………

 

 

25

 

2.3

Рекомендации  на развитие познавательного интереса

на уроках математики у учащихся 1 класса ………………..

 

28

Вывод по главе 2………………………………………………………………

30

Заключение……………………………………………………………………..

32

Список использованной литературы…………………………………………

34

Приложение……………………………………………………………………

37


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

Познавательные  интересы значительно влияют на интенсивность  личностного развития. Эффективность  данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых  знаний возникают у ребенка в  процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и других.

В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение (А.Г. Ковалев); как эмоционально-познавательное отношение к миру (Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова).

В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка. В работах Ш.А. Амонашвили, В.Б. Бондаревской, Н.Ф. Добрынина, Г.И. Щукиной и дургих подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.

Существующая  система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает  возможности познавательных интересов  в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс и методические средства не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся, как интегральное образование личности.

Цель исследования – выявить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках.

Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов младших школьников.

Предметом исследования – педагогические условия, направленные на развитие познавательных интересов  у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и  проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать  уровень развития познавательных  интересов у детей младшего  школьного возраста на уроках  математики.

3. Разработать  рекомендации для педагогов, направленные  на развитие познавательных интересов  на уроках математики у учащихся 1 класса.

4. Проанализировать  результативность экспериментального  исследования.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:

- своевременно  начать процесс формирования  познавательной активности детей; 

- учебный процесс  строится в форме целостной  творческой познавательной деятельности;

- целенаправленно  осуществлять педагогическую поддержку в развитии данного направления детей младшего школьного возраста;

- формы и  методы формирования познавательной  активности младших школьников  будут отвечать их интересам.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической  литературы по проблеме исследования.

2. Анкетирование.

3. Педагогическое  наблюдение.

4. Методы количественного  и качественного анализа полученных  результатов исследования.

Организация исследования. Исследования проводились на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 21 младший школьник 1 «А» класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Понятие «познавательный  интерес» 

в психолого-педагогической литературе

 

Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а  с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, и предстает как своеобразное проявление биологического и социального, индивидуального и общественного.

Исследования Б.Г. Ананьева [2], Л.Н. Божович [5], Л.А. Венгера [8], Л.С. Выготского [9], А.Г. Запорожца [15] показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

В настоящее время существуют различные подходы к определению  понятия познавательного интереса. Он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин [13]); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн [30]); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер [32]); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова [25]); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев [19]); активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев [26]); избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира (Н.Г. Морозова [25], Г.И. Щукина [35]).

В современных исследованиях  представлены различные аспекты  проблемы формирования познавательного  интереса. Так, в исследованиях Г.И. Щукиной, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.

 В исследованиях А.  Валлона [7] познавательный интерес  рассматривается через призму  эмоционального отношения к предмету  познания. Одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир. Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации. По мнению психологов (Л.И. Божович [4], Л.С. Выготского [9], М.Ю. Кистяковской [18], Р.Я. Лехтван-Абрамовича [23]) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский [9] , А.Н. Леонтьев [22], С.Л. Рубинштейн [30] и др.). Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которым способствует познавательный интерес.

А.Н. Леонтьев отмечал, что  познавательный интерес, активизируя  все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). [22]

По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - важнейшее образование  личности, которое складывается в  процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом  не является имманентно присущим человеку от рождения [35].

Значение познавательного  интереса в жизни конкретных личностей  трудно переоценить. Интерес выступает  как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности  в целом.

Б.П. Есипов утверждал, что познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий  феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как  отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. [27]

Познавательный  интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению  ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность. В частности, Г.И. Щукина [35] определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.

М.А. Данилова, М.Н. Скаткина [12] отмечали, что в единстве объективного и субъективного в  интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес  формируется и развивается в  деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес - это «сплав»  многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Г.И. Щукина утверждала, что познавательный интерес выражен  в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. [36] Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком. В.Б. Бондаревский, утверждал, что любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. [6]

Информация о работе Развитие познавательных интересов на уроках