Развитие познавательных интересов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить условия познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. изучение литературы по теме исследования;
2. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
3. разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Файлы: 1 файл

курсовая работа с нета.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

В исследованиях Н.Н. Поддъяковой обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания (8, с.225).

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный  рост и неопределенных неясных знаний. Однако отмети: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается  не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать  в ребенке познавательные потребности  и интересы.

Положительное отношение создается  двумя путями.

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается  формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания  смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается  при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью  будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для  интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных  объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес  возникает лишь в ходе правильно  организованной деятельности.

I. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для  воспитания интереса: организация жизни  и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности  в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной  направленности.

II. Создание положительного отношения  к предмету и к деятельности  и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

III. Организация систематической  поисковой деятельности, в недрах  которой формируется подлинный  интерес, характеризуемый появление  познавательного отношения и  внутренней мотивации, связанных  с выполнением данной деятельности.

IV. Построение деятельности с  таким расчетом, чтобы в процессе  работы возникали все новые  вопросы и ставились все новые  задачи, которые становились бы  неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают  особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.

Систематическая активная самостоятельная  «поисковая» деятельность и сопутствующее  ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий  динамический стереотип познавательного  интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в  процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что  для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и  общественных мотивов, внеположных  по отношению к деятельности, возникают  мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать  ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе  окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка  имеют неограниченную тенденцию  развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с  основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением –  важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Методы диагностики  познавательного развития дошкольников

 

Цель диагностики – проверить  сформированность познавательного развития дошкольников.

Методика изучения и формирования познавательных интересов - вопрос в  равной степени актуальный как для  исследования проблемы, так и для  практики обучения и воспитания. К  методам исследования познавательных интересов школьников необходимо подходить, на наш взгляд, прежде всего с  позиции общей проблемы воспитания и развития, в центре которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.

Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны  личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную  основу развития познавательных интересов.

Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое  овладение знаниями в различных  предметных областях, приобретение и  совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых  обществом в мотивы деятельности самого ребенка.

В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов

Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей  зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных  условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.

Педагогическое влияние процессов  воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка  в значительной мере обусловлено  активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни  и деятельности стимулы, позволяющие  приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит  обогащение личности. Это и создает  возможность ее обратного влияния  на среду, на изменение окружающей действительности.

Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях  был направлен на выявление и  создание условий, ситуаций и системы  специальных воздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также  на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс  деятельности, в которой формируется  интерес, так и её результат.

Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях.

Современные исследования педагогов  и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей  дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального  развития детей в целом зависит  не только от того, как организован  процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции  самого ребенка, его активности.

Совершенно очевидно, что результат  познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически  правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с  целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время  влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как  средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного  обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное  приобретение ребенком определенных знаний.

Известно, что знания, получаемые таким  путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно  отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом.

Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при  этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с  радостью познает и исследует  то, что для него представляет интерес, т.е. отношение к информации, которую  ребенок получает – первично, а  сама информация – вторична. Учитывая вышесказанное, а также, используя  психолого-педагогические подходы  к проблеме оптимизации познавательной активности дошкольников, можно определить, что такое познавательная активность дошкольников и в чем она проявляется.

По нашему мнению, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать  от взрослого и самостоятельно ставить  познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы  ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация, как  один из приемов активизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается  как единство интеллектуальной и  мотивационной сферы. Потребность, которая не только переживается, но и осознается как недостаток в  чем-то объективном, представляет подлинный  мотив целенаправленных действий. В  воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.

Мы пришли к выводу, что эффективным  средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного  интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному  материалу, учитывая психологическую  закономерность: ребенок не хочет  проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно  проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.

Информация о работе Развитие познавательных интересов у дошкольников