Развитие познавательных интересов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить условия познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. изучение литературы по теме исследования;
2. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
3. разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Файлы: 1 файл

курсовая работа с нета.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

Использование адекватных возможностям детей статических  упражнений на фоне развития общей  выносливости может служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных дефектов осанки при условии правильного рационального  дыхания во время выполнения упражнений (нельзя задерживать дыхание). Без  соблюдения этого правила воздействие  статических и силовых нагрузок на организм детей может привести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной системы. Применение такого методического приема как произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции.

Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применение обосновано тем, что как показано в исследованиях  М.М. Кольцовой формирование речевых  областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук а точнее от пальцев.

Народные  подвижные игры созданные на основе художественного поэтического текста (фольклора).

По мнению М.П. Асташиной в играх дети легко улавливают музыкальность напевность и ритмичность родной речи познают меткость и лаконичность родного слова; считалки зачины потешки придают народным играм своеобразный колорит.

Произнесение  речитативов во время выполнения несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности.

Использование в процессе сюжетных занятий загадок  и песен соответствующего содержания.

По мнению М.П. Асташиной в загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которые можно отобразить в движении.

Использование словесных методов.

Созданию  предварительных представлений  об изучаемом движении служит название упражнения, которое должно быть образным. Образы, соответствующие характеру  разучиваемого движения помогают создать  правильное зрительное представление  о нем а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества.

По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие образные указания помогающие детям быстрее осваивать движения. Например при выполнении упражнения "Чайки летят" дается указание "руки - как крылья".

При разучивании  упражнений можно также использовать объяснения которые должны быть точными понятными краткими эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники на который необходимо обратить внимание. Например при разучивании упражнения "Лодочка" дается следующее указание: "Пятки вместе если вы их разъедините то в лодочке образуется течь и она утонет".

Некоторые авторы рекомендуют время от времени  предварять показ словесным описанием  движений с целью активизации  умственной деятельности детей.

Применение  заданий в которых необходимо сочетать различные виды деятельности (например, детям предлагалось выполнить дома или в группе рисунки тематически связанные с сюжетом занятия прочитать рассказы сказки соответствующего содержания и выполнить те или иные упражнения комплекса).

Использование элементов психофизического тренинга (например в сюжетных занятиях "Морское царство "применяются упражнения и этюды психогимнастики разработанные М.И. Чистяковой и основанные на обучении элементам техники выразительных движений использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств формировании навыков в саморасслаблении).

Применение  музыкального сопровождения с целью  развития у детей чувства ритма  и музыкального слуха, а также  творческих способностей.

Дополнение  занятий по физической культуре тематическими  познавательными играми-занятиями.

Предварительные исследования позволили установить что применение в процессе физического воспитания вышеперечисленных средств методов и методических приемов, направленных на активизацию познавательной и речевой деятельности не снижает тренирующего эффекта занятий и способствует повышению уровня физической подготовленности детей.

Разработанная методика проведения занятий по физическо-игровой  культуре предполагающая использование  специальных средств методов  и организационно-методических приемов  способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физическо-игрового воспитания и формированию устойчивого познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

познавательный развитие дошкольный возраст

Нами были изучены особенности  формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст  – сензитивный период для развития познавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно  сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений нам свои исследования, и это его свойство, проявившись  довольно рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая  помогает, ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется  оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений  об окружающем мире. С ростом и развитием  ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

В заключении проведенного исследования возможно сделать ряд выводов.

В процессе игр-занятий при использовании  заданий на развитие воображения  и заданий с использованием физическо-игровых  моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов  необходимо помогать их развитию. Этому  в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания  и упражнения интересны детям  и вызывают у них положительные  эмоции; их можно многократно варьировать  изменять модифицировать при изучении разных тем. Однако необходимо заметить что фантазия, как и любая другая форма психического отражения должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему  познанию окружающего мира самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

В области  развития познавательного интереса и мышления основным как уже отмечалось в дошкольном возрасте является овладение  познавательными играми-занятиями - они могут проводиться как комплексные которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал что если школьник обучается по программе предложенной ему взрослыми то дошкольник принимает эту программу в той мере в какой она становится его собственной.

Игра  возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка  в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с  помощью сообщения детям новой  информации специально созданных условий (игрушек игровых пространств  где ребенок может играть игровой  техники и т.д.) которые передаются из поколения в поколение превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром усваивают моральные нормы способы практической и умственной деятельности выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений складывающейся системы ценностей.

Игровая деятельность как доказано А.В. Запорожцем В.В. Давыдовым Н.Е. Михайленко не изобретается ребенком и задается ему взрослым который учит малыша играть знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку предметы-заместители другие средства воплощения - образа выполнять условные действия строить сюжет подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности М., 2006, с. 73.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 с.213-227.
  4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005.с. 300.
  5. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007, с.137-139.
  6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа – 2004 № 2 с.11-14.
  7. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.2005
  8. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
  9. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.
  10. Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.с. 187.
  11. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии – 2009 № 1 с.50-52.
  12. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.
  13. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006.с. 190.
  14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 2000. с. 89.
  15. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3–8.
  16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 2001, с. 24.
  17. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.
  18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003. С. 303–323.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.
  20. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2000.с. 197.
  21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003.с. 86.
  22. Маркова А.К., Матист Г.А., Орлов Л.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.
  23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с. 218.
  24. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004.
  25. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004.
  26. Сели Д.Очерки по психологии детства М., 2009.
  27. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.
  28. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.
  29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1 - Примерное перспективное планирование по использованию наглядных моделей и схем при ознакомлении детей с объектам явлениями органического и неорганического мира и составление описательных рассказов об объектах ближайшего окружения

 

Месяц

0-0 неделя

0-0 неделя

Сентябрь 

Дидактические игры и упражнения на закрепление признаков: «Логическая цепочка» «Исправь ошибку» «Вершки - корешки» «Чудесный мешочек» «Если знаешь - продолжаешь ...» «Разложи правильно»; придумывание вместе с детьми символов которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы (по ходу изучения нового материала в течение года придумываются символы обозначающие признаки объектов и явлений по изучаемой теме). 

Октябрь

Составление рассказов об овощах фруктах  используя схемы. 

Составление рассказов об одежде посуде используя схемы.

Ноябрь 

Шифровка диких животных I II III VI варианты используя символику. 

Декабрь

Шифровка домашних животных I II III VI варианты используя символику. 

Январь

Составление описательных рассказов  о посуде одежде используя схемы. 

Составление описательных рассказов  об овощах фруктах используя схемы. 

Февраль

Шифровка домашних животных I II III VI варианты используя символику. 

Игра «Рассели жителей» (закрепление  признаков времён года). 

Март

Составление загадок об овощах используя  таблички-опоры .

Составление загадок о фруктах  используя таблички-опоры . 

Апрель

Составление загадок о явлениях неорганического мира используя таблички-опоры. 

Составление загадок о диких животных используя таблички-опоры. 

Май

Составление загадок о домашних животных используя таблички-опоры. 

Игра «Рассели жителей» «Прочитай  шифровку». 

Информация о работе Развитие познавательных интересов у дошкольников