Развитие познавательных интересов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить условия познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. изучение литературы по теме исследования;
2. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
3. разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Файлы: 1 файл

курсовая работа с нета.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2 - Перспективное планирование с  использованием наглядных моделей  и схем и упражнений на развитие воображения при ознакомлении с  художественной литературой

Месяцы

I половина дня

II половина дня

Сентябрь

Игра «На что похоже» (кружки разных цветов). Подбор признаков к предмету подбор предметов к признаку.

Сказки «Репка» «Теремок» - сериаци-онный ряд.

Октябрь

Игра «На что похоже» (фигуры разной формы). Подбор признаков к предмету подбор предметов к признаку. 

Сказка «Лиса заяц петух» - сериационный ряд. Та же сказка - двигательное моделирование.

Ноябрь

Игра «Цепочка слов» игра «На что  похоже» (фигуры разной формы и кружки разных цветов). 

Сказка «Три медведя» Л.Н. Толстого - двигательное моделирование (по эпизодам). 

Декабрь

Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку овалу и др. всё что захочется но чтобы получилась какая-нибудь картинка). 

Упражнение «Расскажи сказку» (ребёнку  называется определённый эпизод и предлагается его продолжить). 

Январь

Игра «Говори наоборот» - выделение противоположностей.

Игра «Поможем художнику» - совместное дорисовывание деталей и придумывание историй: кто это и что с ним однажды случилось.

Февраль

Игра «Хорошо - плохо» «Кто без кого не может быть?» - понимание противоположностей.

Игра «Поможем художнику». Рисование  домика - придумывание историй: кто в этом домике живёт и что с ними однажды случилось. 

Март

Игра «Делаем зарядку» выполнение упражнений используя схематическое изображение человека. Игра «Кто кем будет» развитие диалектического мышления. 

Игра «Поможем художнику» (темы рисунков: «Мальчик и машина» «Девочка и цветок» «Котёнок и мышонок» и др.) 

Апрель

Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку овалу и др. всё что захочется но чтобы получилась какая-нибудь картинка). 

Упражнение на сочинение сказки по представлению (даются два три кружка разных цветов).

Май

Игра «Цепочка слов»

Придумывание концовки сказки «А что  было потом?». 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Игры на развитие воображения

 

Игра «Укрась слово»

Эта игра хорошо развивает образное мышление воображение ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное  и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда которая набрала больше прилагательных.

 

НАПРИМЕР:

 

существительное

прилагательные

платье

красивое нарядное лёгкое тёплое узорчатое  праздничное и т.д.

солнце

яркое блестящее лучистое тёплое доброе горячее ослепительное и т.д.


 

Игра «Выведение следствий»

Эта игра используется как в развитии воображения так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список  примерных вопросов:

  • «Что произойдёт если дождь будет лить не переставая?»
  • «Что произойдёт если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
  • «Что произойдёт если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
  • «Что произойдёт если у тебя вырастут крылья?»
  • «Что произойдёт если солнце не зайдёт за горизонт?»
  • «Что произойдёт если оживут все сказочные герои?»
  • «Что произойдёт если смогут читать мысли друг друга?»
  • Игра «Рисунок в несколько рук».

Это групповая  игра тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента продолжает рисунок используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное поскольку ни одна из форм не завершена но все плавно перетекают друг в друга. Но как правило конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба возникающая при попытке завладеть чужими формами навязать свои а также неожиданности и открытия нового содержания и образа возникающее на каждом этапе работы.

Игра «Волшебники»

Используется  для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две  совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры превратив одну в «доброго» а  другую в «злого» волшебника. Для  девочек можно заменить «волшебников»  на «волшебниц».

Теперь  вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого»  волшебников а также придумать что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Если  в игре участвовала группа детей  целесообразно сделать выставку рисунков и оценить чей волшебник лучше.

Эмоции  имеют очень яркую форму выражения  через мимику и пантомимику. Когда  у ребёнка работает воображение то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

 

Игра «Танец»

Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует  «что хочет». Ребёнок должен выразить, а танце какой-либо образ. Лучше если образ он придумает сам при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы  для подсказки: станцуй «бабочку»  «зайчика» «кошку» «лошадку»  «утюг» «конфету» «молоток» и  так далее.

Когда ребёнок  справился с первой частью задания  можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем  для танца выступают чувства.

Темы  для второй части задания: станцуй  «радость» «страх» «горе» «веселье»  «удивление» «каприз» «счастье»  «жалость».

Необходимо  следить, чтобы дети именно танцевали в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную вальсовую плясовую джазовую. Важно чтобы это не были песни со смысловым понятным для детей текстом.

Игра «Цепочка слов»

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое) вызывает цепную реакцию распространяя волны вглубь и вширь извлекая при этом образы ассоциации воспоминания представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов каждое слово - вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой. Значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) - холодная снежная (что ещё бывает холодным?) - мороженное лёд снег ветер (какой ветер?) - сильный северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово названное детьми выставляется вагончик.

 

 


Информация о работе Развитие познавательных интересов у дошкольников