Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель: определить условия познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. изучение литературы по теме исследования;
2. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
3. разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2 - Перспективное планирование с использованием наглядных моделей и схем и упражнений на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой
Месяцы |
I половина дня |
II половина дня | |
Сентябрь |
Игра «На что похоже» (кружки разных цветов). Подбор признаков к предмету подбор предметов к признаку. |
Сказки «Репка» «Теремок» - сериаци-онный ряд. | |
Октябрь |
Игра «На что похоже» (фигуры разной формы). Подбор признаков к предмету подбор предметов к признаку. |
Сказка «Лиса заяц петух» - сериационный ряд. Та же сказка - двигательное моделирование. | |
Ноябрь |
Игра «Цепочка слов» игра «На что похоже» (фигуры разной формы и кружки разных цветов). |
Сказка «Три медведя» Л.Н. Толстого - двигательное моделирование (по эпизодам). | |
Декабрь |
Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку овалу и др. всё что захочется но чтобы получилась какая-нибудь картинка). |
Упражнение «Расскажи сказку» (ребёнку называется определённый эпизод и предлагается его продолжить). | |
Январь |
Игра «Говори наоборот» - выделение противоположностей. |
Игра «Поможем художнику» - совместное дорисовывание деталей и придумывание историй: кто это и что с ним однажды случилось. | |
Февраль |
Игра «Хорошо - плохо» «Кто без кого не может быть?» - понимание противоположностей. |
Игра «Поможем художнику». Рисование домика - придумывание историй: кто в этом домике живёт и что с ними однажды случилось. | |
Март |
Игра «Делаем зарядку» выполнение упражнений используя схематическое изображение человека. Игра «Кто кем будет» развитие диалектического мышления. |
Игра «Поможем художнику» (темы рисунков: «Мальчик и машина» «Девочка и цветок» «Котёнок и мышонок» и др.) | |
Апрель |
Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку овалу и др. всё что захочется но чтобы получилась какая-нибудь картинка). |
Упражнение на сочинение сказки по представлению (даются два три кружка разных цветов). | |
Май |
Игра «Цепочка слов» |
Придумывание концовки сказки «А что было потом?». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры на развитие воображения
Игра «Укрась слово»
Эта игра
хорошо развивает образное мышление
воображение ассоциативный
НАПРИМЕР: |
|
существительное |
прилагательные |
платье |
красивое нарядное лёгкое тёплое узорчатое праздничное и т.д. |
солнце |
яркое блестящее лучистое тёплое доброе горячее ослепительное и т.д. |
Игра «Выведение следствий»
Эта игра используется как в развитии воображения так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
Это групповая игра тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента продолжает рисунок используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное поскольку ни одна из форм не завершена но все плавно перетекают друг в друга. Но как правило конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба возникающая при попытке завладеть чужими формами навязать свои а также неожиданности и открытия нового содержания и образа возникающее на каждом этапе работы.
Игра «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры превратив одну в «доброго» а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников а также придумать что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Если в игре участвовала группа детей целесообразно сделать выставку рисунков и оценить чей волшебник лучше.
Эмоции
имеют очень яркую форму
Игра «Танец»
Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует «что хочет». Ребёнок должен выразить, а танце какой-либо образ. Лучше если образ он придумает сам при затруднении можно помочь ему подсказкой.
Темы для подсказки: станцуй «бабочку» «зайчика» «кошку» «лошадку» «утюг» «конфету» «молоток» и так далее.
Когда ребёнок справился с первой частью задания можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.
Темы для второй части задания: станцуй «радость» «страх» «горе» «веселье» «удивление» «каприз» «счастье» «жалость».
Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную вальсовую плясовую джазовую. Важно чтобы это не были песни со смысловым понятным для детей текстом.
Игра «Цепочка слов»
Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое) вызывает цепную реакцию распространяя волны вглубь и вширь извлекая при этом образы ассоциации воспоминания представления и мечты.
Детям предлагается составить длинный поезд из слов каждое слово - вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой. Значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например: Зима (какая?) - холодная снежная (что ещё бывает холодным?) - мороженное лёд снег ветер (какой ветер?) - сильный северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово названное детьми выставляется вагончик.
Информация о работе Развитие познавательных интересов у дошкольников