Развитие психофизических навыков дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс психофизического развития в детей в ДОУ. Задачи:
1. рассмотреть организм ребенка как саморегулируемую и саморазвивающуюся систему; 2. проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности; 3. раскрыть особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ; 4. рассмотреть основные моменты практической деятельности по психофизическому развитию детей в ДОУ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Психофизическое развитие детей в ДОУ……………………………...4
1.1. Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система……………………………………………………………………………..4
1.2. Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности……...7
1.3. Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ……14
Глава 2. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей в ДОУ………………………………………………………………………………18
2.1. Организационно-методическое обеспечение……………………………..18
2.2. Работа с кадрами дошкольного учреждения……………………………...22
2.3. Организация работы по взаимодействию с родителями…………………26
2.4. Медико-педагогический контроль…………………………………………34
2.5. Обследование эмоциональной сферы ребенка……………………………41
2.6. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ………………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...57

Файлы: 1 файл

Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста.docx

— 245.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Психофизическое развитие детей в ДОУ……………………………...4

1.1. Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система……………………………………………………………………………..4

1.2. Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности……...7

1.3. Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ……14

Глава 2. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей в ДОУ………………………………………………………………………………18

2.1. Организационно-методическое обеспечение……………………………..18

2.2. Работа с кадрами дошкольного учреждения……………………………...22

2.3. Организация работы по взаимодействию с родителями…………………26

2.4. Медико-педагогический контроль…………………………………………34

2.5. Обследование эмоциональной сферы ребенка……………………………41

2.6. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ………………...46

Заключение……………………………………………………………………….55

Список использованной литературы…………………………………………...57

 

 

 

Введение

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д. Родители все больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в детском саду детей учили читать и писать.        Стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, с другой, подтолкнули педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Детский сад постепенно приобретает облик мини-школы с ее целями, задачами, формами и методами работы. В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности. Для более успешного решения задач по укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разрабатываются модули психофизического развития и методическое обеспечение к ним.         Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследования ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой, Е.А. Сагайдачной.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания эффективной здоровье сберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.   Объект исследования: процесс психофизического развития детей дошкольного возраста.         Предмет исследования: система работы по психофизическому развитию у детей дошкольного возраста.       Цель исследования: изучить процесс психофизического развития в детей в ДОУ.          Задачи:           1. рассмотреть организм ребенка как саморегулиремую и саморазвивающуюся систему;        2. проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности;           3. раскрыть особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ;            4. рассмотреть основные моменты практической деятельности по психофизическому развитию детей в ДОУ;      Структура работы – введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Психофизическое развитие детей в ДОУ

1.1. Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

Организм ребенка - это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, живой аппарат, обеспечивающий удовлетворение всех родовых и прижизненно возникающих потребностей и психическую деятельность человека. Организм состоит из огромного числа клеток различного строения, в зависимости от того, какие функции выполняют те или иные ткани - мышечные, нервные, костные, различных внутренних органов. Организм человека обладает несколькими основными свойствами. Рассмотрим их.  Раздражимость - способность отдельных клеток, тканей и органов реагировать на действия раздражителей (физических, химических и др.) и при определенных условиях (сила и длительность раздражения, уровень возбудимости живой ткани) изменять уровень физиологической активности. Возбудимость - способность клетки, ткани, целостного органа или всего организма отвечать на действия раздражителя реакцией возбуждения. Внутренним содержанием возбуждения является изменение интенсивности процессов жизнедеятельности в клетках тканей. Для мышечной и железистой тканей возбуждение является лишь начальным этапом сократительной или секреторной активности. Для нервной ткани процесс возбуждения является основной формой проявления жизнедеятельности.     В нервной ткани возбуждению противостоит противоположный Физиологическому содержанию процесс - торможение. Если возбуждение нервной клетки приводит иннервируемую структуру в деятельное состояние, то процесс торможения вызывает прекращение ее деятельности.                    Мера возбудимости определяется минимальной силой раздражителя, которая способна вызвать возбуждение. Эта мера называется порогом раздражения.

Саморазвитие и саморегуляция организма. В организме человека заложена от природы программа, по которой он самостоятельно регулирует свою жизнедеятельность и собственное развитие по мере взросления. Эта программа закладывается в плод уже при зачатии и при благоприятных условиях жизни полностью выполняется - вплоть до смерти, а при неблагоприятных или не очень благоприятных условиях жизни она либо вовсе не выполняется или выполняется с искажениями.   Программа регуляции осуществляется с помощью гомеостатических механизмов, которые обеспечивают гомеостаз - способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма. Границы гомеостаза являются динамическими, и при изменении внешних условий организм не уравновешивается с ними, а активно противодействует их влиянию. Для этого организм, используя свободную энергию, выполняет постоянную работу, направленную на сохранение устойчивой неравновесности, когда под воздействием внешних условий сдвиги в отдельных функционирующих системах выходят за рамки гомеостаза. Например, при выполнении мышечной работы частота пульса может увеличиваться до 200 и более ударов в минуту, на большом морозе температура тела значительно увеличивается, а при жаре усиливается потоотделение.          Программа саморазвития организма и отдельных его органов называется программой созревания человека. Она проявляется в том, что человек от зачатия до смерти проходит через ряд возрастных этапов развития, и каждый его орган также проходит определенный закономерный процесс развития1         Адаптация - приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Она обеспечивается автоматизированными самонастраивающимися и саморегулируемыми системами организма: сердечнососудистой, дыхательной, выделительной и другими.

Адаптация - это, с одной стороны, изменения в деятельности отдельных органов под воздействием факторов внешней среды, а с другой - сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования для поддержания динамического равновесия.     Осуществление деятельности отдельных органов организма производится с помощью рефлекторных реакций. У человека от рождения имеется ряд безусловных рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения и других). Кроме этого, у него имеются пищевые (в грудном возрасте - сосательный), защитные, ориентировочные и некоторые другие безусловные рефлексы.  Безусловный рефлекс - это закономерный ответ организма на вполне определенное раздражение. К концу первого месяца жизни ребенка. У него начинают образовываться условные рефлексы, появляющиеся при сочетании первоначально условного раздражителя (например, звук материнского голоса, вспышки света и т. п.) с раздражителем безусловным. В процессе жизни у человека образуется большое количество различных условных рефлексов. Регуляция и управление процессами жизнедеятельности в организме строятся по принципу соподчинения низших уровней управления высшему. Высший уровень регуляции всей деятельности организма и осуществления психической деятельности обеспечивается центральной нервной системой. Второй уровень регуляции обеспечивается вегетативной нервной системой, которой подконтрольны функции внутренних органов. Третий уровень регуляции осуществляется эндокринной системой, состоящей из эндокринных желез, выделяющих в кровь разные гормоны - химические вещества, активизирующие или тормозящие функционирование различных органов. Наконец, четвертый уровень регуляции - неспецифическая регуляция - осуществляется жидкими средами (кровью, лимфой).          Биологические ритмы - периодические усиления или ослабления процессов жизнедеятельности организма под влиянием экзогенных (внешних) или эндогенных (внутренних) факторов: суточные, околонедельные, околомесячные, сезонные, годичные и многолетние ритмы. Ребенок в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в состав его организма вещества. Значительная их часть «сжигается» (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, обеспечения нормальной деятельности внутренних органов и для выполнения движений, физических затрат. Для поддержания Жизни ребенка необходимо, чтобы все эти затраты организма своевременно возмещались.     Потребность детей в общем количестве пищи зависит главным образом от их возраста и индивидуальных особенностей, а также от энергетических затрат организма.

1.2. Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности

В процессе жизни человек все время развивается, то есть изменяется в количественном и качественном отношении. При этом можно особо говорить о развитии организма человека: физическом, умственном, психическом, личностном; а также о развитии многих других его качеств и особенностей2.  Развитие человека можно рассматривать в трех планах:

1) в типологическом (возрастном), когда абстрагируются от индивидуальных  и личностных особенностей детей  и рассматривают лишь закономерности  возрастного развития ребенка, особенности, присущие каждому из этапов онтогенеза;

2) в индивидуальном плане, когда рассматриваются особенности  развития ребенка. Ведь у каждого  ребенка свой, присущий только  ему, путь развития и особый  темп. Путь развития уникален, но  все же существуют и общие  закономерности, которые необходимо  учитывать, изучая индивидуальные  особенности того или иного  ребенка;

3) наконец, в личностном  плане рассматривается процесс  развития человека как индивидуальности, процесс возникновения и особенности  развития личностных качеств  на разных ступенях и этапах  онтогенеза.

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности определяются конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, оказывающими влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста. К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называется социальной ситуацией развития в данном возрасте3. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Среда с точки зрения развития становится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда он переходит от одного возраста к другому. Ребенок - часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми. Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.         В настоящее время в нашем обществе наметилась тенденция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка.

 

 

 

 

Таблица 1.

Схема периодизации развития ребенка дошкольного возраста

Период

Возраст

Критерии периодизации

   

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Личностное новообразование

Новорожденность

0—1 мес.

Взрослый® Ребенок

Физиологические отправления

Способность активно бодрствовать, перцептивная память

Младенчество

1мес—1год

То же

Эмоциональное общение

То же

Раннее детствj

1—3 года

Взрослый=Ребенок

Предметно-манипулятивная

Потребность в ориентировке, речь, система «Я»

Дошкольное детство

3—7 лет

Ребенок -> Взрослый

Сюжетно-ролевая игра

Внутренняя позиция, соподчинение мотивов 


 

Возрастная периодизация зародилась в античной Греции. В различных отраслях науки о человеке существуют разнообразные, взаимодополняющие друг друга возрастные периодизации. В педиатрии различают два этапа и шесть периодов развития ребенка с момента зачатия до 18 лет, в педагогике принято семь периодов созревания, в психологии выделяют пять периодов развития ребенка4.          В теории физической культуры знания особенностей возрастной периодизации необходимы для правильного построения индивидуальной программы физического развития ребенка. Рассмотрим основные особенности формирования опорно-двигательного аппарата в первые периоды жизни ребенка.        Период грудного возраста (первый год жизни): закладываются все физиологические изгибы позвоночника, укрепляется мышечная система. Физкультура направлена на нормализацию мышечного тонуса, улучшение кровообращения. Основное средство - массаж и пассивные физические упражнения.           Раннее детство (1—3 года): физиологические изгибы позвоночника более выражены, нарастает мышечная масса, особенно крупных мышц (туловища). Появляются первые признаки нарушения осанки.  Первое детство (4—7 лет): физиологические изгибы выражены и продолжают формироваться, укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается объем активных движений. Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10—15 см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту на уровне 5 см еще не удается. Более отчетливо двигательные качества начинают проявляться в 4-летнем возрасте. Именно тогда отмечается наибольший прирост частоты движений, силы отдельных мышц, прыжка в длину. Появляются первые попытки сочетания движений с ходьбой. Бег ребенка еще похож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч и посылать его в цель, но легко прыгать с мячом, несмотря на то, что движения еще не согласованны. Внимание детей неустойчиво, они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений. К 5 годам улучшается координация движений. Дети лучше бросают и ловят мяч, осваивают прыжки, различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр. В возрасте 5—6 лет интенсивно формируется выносливость, что создает условия для увеличения количества повторений, длины проходимой и пробегаемой дистанции, которая составляет 300—500 м. Бег становится легким, ритмичным, исчезают боковые раскачивания. Дети легко прыгают в длину и высоту, становятся особенно подвижными, любят играть. Завершается период яркой отличительной особенностью - первым физиологическим (скелетным) вытяжением, которое характеризуется ускоренным ростом тела в длину. Второе такое вытяжение будет отмечаться только в пубертатном возрасте. С интенсивным ростом скелета связано появление детей с функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы и дискинезии желчевыводящих путей в возрасте 6—7 лет, увеличением количества признаков нарушения осанки и плоскостопия. Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, когда происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе – развитие мотиваиионно-потребностной сферы; с другой стороны, периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе - формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.

Информация о работе Развитие психофизических навыков дошкольников