Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:28, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования: изучить процесс психофизического развития в детей в ДОУ. Задачи: 1. рассмотреть организм ребенка как саморегулируемую и саморазвивающуюся систему; 2. проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности; 3. раскрыть особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ; 4. рассмотреть основные моменты практической деятельности по психофизическому развитию детей в ДОУ;
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...2 Глава 1. Психофизическое развитие детей в ДОУ……………………………...4 1.1. Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система……………………………………………………………………………..4 1.2. Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности……...7 1.3. Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ……14 Глава 2. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей в ДОУ………………………………………………………………………………18 2.1. Организационно-методическое обеспечение……………………………..18 2.2. Работа с кадрами дошкольного учреждения……………………………...22 2.3. Организация работы по взаимодействию с родителями…………………26 2.4. Медико-педагогический контроль…………………………………………34 2.5. Обследование эмоциональной сферы ребенка……………………………41 2.6. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ………………...46 Заключение……………………………………………………………………….55 Список использованной литературы…………………………………………...57
2.5. Обследование эмоциональной
сферы ребенка……………………………41
2.6. Система физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ………………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...57
Введение
В настоящее время система дошкольного
образования переживает переходный период:
создаются дошкольные учреждения разных
видов в соответствии с их направленностью,
в работе с детьми используются вариативные
программы и технологии, открываются группы
кратковременного пребывания детей и
т.д. Родители все больше интересуются
проблемами образования детей, хотят,
чтобы в детском саду детей учили читать
и писать. Стремление родителей начать
раннее обучение ребенка без учета его
реальных возрастных возможностей, с одной
стороны, и желание учителей школы получить
подготовленного ученика, с другой, подтолкнули
педагогов дошкольных учреждений перейти
на раннее обучение дошкольников. Детский
сад постепенно приобретает облик мини-школы
с ее целями, задачами, формами и методами
работы. В результате ценности каждого
возрастного периода жизни дошкольника
необоснованно забыты педагогами и родителями,
не учитываются и закономерности психического
и физического развития ребенка. Раннее
обучение постепенно приводит к нарушению
здоровья детей, их эмоционального благополучия,
исчезновению данных природой склонностей
к познанию и интерес к игровой деятельности.
Для более успешного решения задач по
укреплению физического, интеллектуального
и эмоционального здоровья дошкольников
в помощь руководителям и педагогам дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ) разрабатываются
модули психофизического развития и методическое
обеспечение к ним. Данная проблема (особенности
психофизического развития детей дошкольного
возраста) находит отражение в исследования
ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А.
Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой,
А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой,
Е.А. Сагайдачной.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью
создания эффективной здоровье сберегающей
педагогической системы в дошкольных
учреждениях разного вида, которая позволит
своевременно преодолеть нарушения в
состоянии здоровья и развитии ребенка. Объект
исследования: процесс психофизического
развития детей дошкольного возраста. Предмет
исследования: система работы по психофизическому
развитию у детей дошкольного возраста. Цель
исследования: изучить процесс психофизического
развития в детей в ДОУ. Задачи: 1. рассмотреть
организм ребенка как саморегулиремую
и саморазвивающуюся систему; 2. проанализировать
возрастное психофизическое развитие
ребенка и его особенности; 3. раскрыть
особенности работы по психофизическому
развитию детей в ДОУ; 4. рассмотреть основные
моменты практической деятельности по
психофизическому развитию детей в ДОУ; Структура
работы – введение, две главы, заключение,
список использованной литературы.
Глава 1. Психофизическое
развитие детей в ДОУ
1.1. Организм ребенка
как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся
система
Организм ребенка - это живая
саморазвивающаяся и саморегулирующаяся
система, живой аппарат, обеспечивающий
удовлетворение всех родовых и прижизненно
возникающих потребностей и психическую
деятельность человека. Организм состоит
из огромного числа клеток различного
строения, в зависимости от того, какие
функции выполняют те или иные ткани -
мышечные, нервные, костные, различных
внутренних органов. Организм человека
обладает несколькими основными свойствами.
Рассмотрим их. Раздражимость - способность
отдельных клеток, тканей и органов реагировать
на действия раздражителей (физических,
химических и др.) и при определенных условиях
(сила и длительность раздражения, уровень
возбудимости живой ткани) изменять уровень
физиологической активности. Возбудимость
- способность клетки, ткани, целостного
органа или всего организма отвечать на
действия раздражителя реакцией возбуждения.
Внутренним содержанием возбуждения является
изменение интенсивности процессов жизнедеятельности
в клетках тканей. Для мышечной и железистой
тканей возбуждение является лишь начальным
этапом сократительной или секреторной
активности. Для нервной ткани процесс
возбуждения является основной формой
проявления жизнедеятельности. В нервной
ткани возбуждению противостоит противоположный
Физиологическому содержанию процесс
- торможение. Если возбуждение нервной
клетки приводит иннервируемую структуру
в деятельное состояние, то процесс торможения
вызывает прекращение ее деятельности.
Мера возбудимости определяется минимальной
силой раздражителя, которая способна
вызвать возбуждение. Эта мера называется
порогом раздражения.
Саморазвитие и саморегуляция
организма. В организме человека заложена
от природы программа, по которой он самостоятельно
регулирует свою жизнедеятельность и
собственное развитие по мере взросления.
Эта программа закладывается в плод уже
при зачатии и при благоприятных условиях
жизни полностью выполняется - вплоть
до смерти, а при неблагоприятных или не
очень благоприятных условиях жизни она
либо вовсе не выполняется или выполняется
с искажениями. Программа регуляции осуществляется
с помощью гомеостатических механизмов,
которые обеспечивают гомеостаз - способность
сохранять относительное постоянство
состава внутренней среды и свойств организма.
Границы гомеостаза являются динамическими,
и при изменении внешних условий организм
не уравновешивается с ними, а активно
противодействует их влиянию. Для этого
организм, используя свободную энергию,
выполняет постоянную работу, направленную
на сохранение устойчивой неравновесности,
когда под воздействием внешних условий
сдвиги в отдельных функционирующих системах
выходят за рамки гомеостаза. Например,
при выполнении мышечной работы частота
пульса может увеличиваться до 200 и более
ударов в минуту, на большом морозе температура
тела значительно увеличивается, а при
жаре усиливается потоотделение. Программа
саморазвития организма и отдельных его
органов называется программой созревания
человека. Она проявляется в том, что человек
от зачатия до смерти проходит через ряд
возрастных этапов развития, и каждый
его орган также проходит определенный
закономерный процесс развития1 Адаптация - приспособление
к меняющимся условиям внешней и внутренней
среды. Она обеспечивается автоматизированными
самонастраивающимися и саморегулируемыми
системами организма: сердечнососудистой,
дыхательной, выделительной и другими.
Адаптация - это, с одной стороны,
изменения в деятельности отдельных органов
под воздействием факторов внешней среды,
а с другой - сохранение гомеостаза, перевод
организма на новый уровень функционирования
для поддержания динамического равновесия. Осуществление
деятельности отдельных органов организма
производится с помощью рефлекторных
реакций. У человека от рождения имеется
ряд безусловных рефлексов, обеспечивающих
работу основных систем организма (дыхания,
кровообращения и других). Кроме этого,
у него имеются пищевые (в грудном возрасте
- сосательный), защитные, ориентировочные
и некоторые другие безусловные рефлексы. Безусловный
рефлекс - это закономерный ответ организма
на вполне определенное раздражение. К
концу первого месяца жизни ребенка. У
него начинают образовываться условные
рефлексы, появляющиеся при сочетании
первоначально условного раздражителя
(например, звук материнского голоса, вспышки
света и т. п.) с раздражителем безусловным.
В процессе жизни у человека образуется
большое количество различных условных
рефлексов. Регуляция и управление процессами
жизнедеятельности в организме строятся
по принципу соподчинения низших уровней
управления высшему. Высший уровень регуляции
всей деятельности организма и осуществления
психической деятельности обеспечивается
центральной нервной системой. Второй
уровень регуляции обеспечивается вегетативной
нервной системой, которой подконтрольны
функции внутренних органов. Третий уровень
регуляции осуществляется эндокринной
системой, состоящей из эндокринных желез,
выделяющих в кровь разные гормоны - химические
вещества, активизирующие или тормозящие
функционирование различных органов.
Наконец, четвертый уровень регуляции
- неспецифическая регуляция - осуществляется
жидкими средами (кровью, лимфой). Биологические
ритмы - периодические усиления или ослабления
процессов жизнедеятельности организма
под влиянием экзогенных (внешних) или
эндогенных (внутренних) факторов: суточные,
околонедельные, околомесячные, сезонные,
годичные и многолетние ритмы. Ребенок
в процессе жизнедеятельности непрерывно
тратит входящие в состав его организма
вещества. Значительная их часть «сжигается»
(окисляется) в организме, в результате
чего освобождается энергия, необходимая
для поддержания постоянной температуры
тела, обеспечения нормальной деятельности
внутренних органов и для выполнения движений,
физических затрат. Для поддержания Жизни
ребенка необходимо, чтобы все эти затраты
организма своевременно возмещались. Потребность
детей в общем количестве пищи зависит
главным образом от их возраста и индивидуальных
особенностей, а также от энергетических
затрат организма.
1.2. Возрастное психофизическое
развитие ребенка и его особенности
В процессе жизни человек все
время развивается, то есть изменяется
в количественном и качественном отношении.
При этом можно особо говорить о развитии
организма человека: физическом, умственном,
психическом, личностном; а также о развитии
многих других его качеств и особенностей2. Развитие человека можно рассматривать
в трех планах:
1) в типологическом (возрастном),
когда абстрагируются от индивидуальных
и личностных особенностей детей
и рассматривают лишь закономерности
возрастного развития ребенка, особенности,
присущие каждому из этапов онтогенеза;
2) в индивидуальном плане,
когда рассматриваются особенности
развития ребенка. Ведь у каждого
ребенка свой, присущий только
ему, путь развития и особый
темп. Путь развития уникален, но
все же существуют и общие
закономерности, которые необходимо
учитывать, изучая индивидуальные
особенности того или иного
ребенка;
3) наконец, в личностном
плане рассматривается процесс
развития человека как индивидуальности,
процесс возникновения и особенности
развития личностных качеств
на разных ступенях и этапах
онтогенеза.
Возраст - конкретная, относительно
ограниченная во времени ступень психического
развития. Она характеризуется совокупностью
закономерных физиологических и психологических
изменений, не связанных с индивидуальными
различиями, являющимися общими для всех
нормально развивающихся людей (поэтому
они называются типологическими). Возрастные
психологические особенности определяются
конкретно-историческими условиями, в
которых развивается человек, наследственностью
и в некоторой степени характером воспитания,
особенностями деятельности и общения
индивида, оказывающими влияние на временные
сроки перехода от одного возраста к другому.
Взаимодействие внешних и внутренних
факторов порождает типичные психологические
особенности, общие для людей одного возраста.
К началу каждого возрастного периода
складывается совершенно своеобразное,
исключительное, единственное и неповторимое
отношение между ребенком и окружающей
его действительностью, прежде всего социальной.
Это отношение называется социальной
ситуацией развития в данном возрасте3. Социальная ситуация развития,
специфическая для каждого возраста, строго
закономерно определяет весь образ жизни
ребенка, или его социальное бытие. Среда
с точки зрения развития становится для
ребенка совершенно иной с той минуты,
когда он переходит от одного возраста
к другому. Ребенок - часть социальной ситуации.
Отношение ребенка к среде и среды к ребенку
передается через его переживания и деятельность.
Существенна не сама по себе ситуация,
а то, как ребенок ее переживает. В одной
и той же семье, в одной и той же ситуации
мы встречаем у разных детей разные изменения
развития, поскольку одна и та же ситуация
неодинаково переживается разными детьми.
Положение, занимаемое ребенком в данном
обществе, определяется, с одной стороны,
существующими представлениями о том,
каким должен быть ребенок на каждом возрастном
этапе, а с другой - достигнутым ребенком
уровнем развития, его индивидуальными
возможностями удовлетворять общественные
требования к тому или иному этапу возрастного
развития. В
настоящее время в нашем обществе наметилась
тенденция к изменению требований к ребенку,
к усилению его самостоятельности и в
то же время к осознанию особых прав ребенка.
Таблица 1.
Схема периодизации
развития ребенка дошкольного возраста
Период
Возраст
Критерии периодизации
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность
Личностное новообразование
Новорожденность
0—1 мес.
Взрослый® Ребенок
Физиологические отправления
Способность активно бодрствовать,
перцептивная память
Младенчество
1мес—1год
То же
Эмоциональное общение
То же
Раннее детствj
1—3 года
Взрослый=Ребенок
Предметно-манипулятивная
Потребность в ориентировке,
речь, система «Я»
Дошкольное детство
3—7 лет
Ребенок -> Взрослый
Сюжетно-ролевая игра
Внутренняя позиция, соподчинение
мотивов
Возрастная периодизация зародилась
в античной Греции. В различных отраслях
науки о человеке существуют разнообразные,
взаимодополняющие друг друга возрастные
периодизации. В педиатрии различают два
этапа и шесть периодов развития ребенка
с момента зачатия до 18 лет, в педагогике
принято семь периодов созревания, в психологии
выделяют пять периодов развития ребенка4. В теории физической культуры
знания особенностей возрастной периодизации
необходимы для правильного построения
индивидуальной программы физического
развития ребенка. Рассмотрим основные
особенности формирования опорно-двигательного
аппарата в первые периоды жизни ребенка. Период
грудного возраста (первый год жизни): закладываются
все физиологические изгибы позвоночника,
укрепляется мышечная система. Физкультура
направлена на нормализацию мышечного
тонуса, улучшение кровообращения. Основное
средство - массаж и пассивные физические
упражнения. Раннее детство (1—3 года): физиологические
изгибы позвоночника более выражены, нарастает
мышечная масса, особенно крупных мышц
(туловища). Появляются первые признаки
нарушения осанки. Первое детство (4—7 лет): физиологические
изгибы выражены и продолжают формироваться,
укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается
объем активных движений. Трехлетний ребенок
может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать
с кубиков высотой 10—15 см, перепрыгивать
через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту
на уровне 5 см еще не удается. Более отчетливо
двигательные качества начинают проявляться
в 4-летнем возрасте. Именно тогда отмечается
наибольший прирост частоты движений,
силы отдельных мышц, прыжка в длину. Появляются
первые попытки сочетания движений с ходьбой.
Бег ребенка еще похож на семенящий шаг,
ему трудно ловить мяч и посылать его в
цель, но легко прыгать с мячом, несмотря
на то, что движения еще не согласованны.
Внимание детей неустойчиво, они легко
отвлекаются, быстро утомляются от однообразных
движений. К 5 годам улучшается координация
движений. Дети лучше бросают и ловят мяч,
осваивают прыжки, различные спортивные
упражнения и элементы спортивных игр.
В возрасте 5—6 лет интенсивно формируется
выносливость, что создает условия для
увеличения количества повторений, длины
проходимой и пробегаемой дистанции, которая
составляет 300—500 м. Бег становится легким,
ритмичным, исчезают боковые раскачивания.
Дети легко прыгают в длину и высоту, становятся
особенно подвижными, любят играть. Завершается
период яркой отличительной особенностью
- первым физиологическим (скелетным) вытяжением,
которое характеризуется ускоренным ростом
тела в длину. Второе такое вытяжение будет
отмечаться только в пубертатном возрасте.
С интенсивным ростом скелета связано
появление детей с функциональными нарушениями
сердечно-сосудистой системы и дискинезии
желчевыводящих путей в возрасте 6—7 лет,
увеличением количества признаков нарушения
осанки и плоскостопия. Таким образом,
в детском развитии имеют место, с одной
стороны, периоды, когда происходит преимущественное
освоение задач, мотивов и норм отношений
между людьми и на этой основе – развитие
мотиваиионно-потребностной сферы; с другой
стороны, периоды, в которых происходит
преимущественное освоение общественно
выработанных способов действий с предметами
и на этой основе - формирование интеллектуально-познавательных
сил детей, их операционно-технических
возможностей.