Развитие психофизических навыков дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс психофизического развития в детей в ДОУ. Задачи:
1. рассмотреть организм ребенка как саморегулируемую и саморазвивающуюся систему; 2. проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности; 3. раскрыть особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ; 4. рассмотреть основные моменты практической деятельности по психофизическому развитию детей в ДОУ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Психофизическое развитие детей в ДОУ……………………………...4
1.1. Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система……………………………………………………………………………..4
1.2. Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности……...7
1.3. Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ……14
Глава 2. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей в ДОУ………………………………………………………………………………18
2.1. Организационно-методическое обеспечение……………………………..18
2.2. Работа с кадрами дошкольного учреждения……………………………...22
2.3. Организация работы по взаимодействию с родителями…………………26
2.4. Медико-педагогический контроль…………………………………………34
2.5. Обследование эмоциональной сферы ребенка……………………………41
2.6. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ………………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...57

Файлы: 1 файл

Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста.docx

— 245.97 Кб (Скачать файл)

1. Вопросы возрастной физиологии и психологии

План консультации:

1.  Особенности физического развития ребенка на разных возрастных этапах и условия его воспитания.

2.  Организация гигиенического режима для двигательной деятельности.

3.  Профилактика заболевания опорно-двигательной системы ребенка.

4.  Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы ребенка.

5.  Гигиена дыхания.

2. Педагогическое общение (для педагогов и родителей) Проблему рассматривают на постоянно-действующем семинаре-практикуме, в содержание которого, кроме теоретических занятий, обязательно включены педагогические тренинги.

План семинара:

1.  Что такое педагогическое общение?

2.  Умеем ли мы говорить с ребенком?

3.  Умеем ли ребенка слушать?

4.  Детские конфликты, роль педагога при их разрешении.

5.  Наказания и запреты.

6.  Оценка и поощрения.

3.     Организация периода адаптации в разных возрастных группах. В содержании проблемы на консультативных встречах с педагогами ДОУ прорабатываются следующие вопросы:

1.  Как организовать период адаптации в каждой возрастной группе?

2.  Как обеспечить спокойную адаптацию вновь поступивших детей (работа с родителями)?

3.  Какие материалы для обследования детей надо подготовить и как их использовать?

4.  Особенности организации работы в рамках гибкого режима.

5.  Как создать эмоционально-комфортную среду в группе и дома?

IV.    О проведении обследования детей ДОУ

При реализации этой темы обязательно знакомят педагогический коллектив с содержанием методического письма Министерства образования Российской Федерации № 70/23-16 от 07.01.99 «О практике проведения диагностики развития детей дошкольного возраста в ДОУ».

Для проведения квалифицированного всестороннего обследования детей объединяют усилия всех специалистов учреждения, обеспечив их нормативными материалами и методиками обследования. Так, обследование уровня физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста проводится медицинским персоналом и воспитателем по физической культуре 2 раза в год (в начале и в конце). Промежуточное обследование проводят с детьми, развитие которых по показателям не соответствует нормативам. При обследовании используют программу скрининг-тестов, разработанную НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Горкомсанэпиднадзора России и утвержденную Министерством здравоохранения и Министерством образования России.         Психолого-педагогическое обследование детей проводит психолог — 2 раза в год (при необходимости проводится промежуточное обследование). При этом он особое внимание обращает на уровень развития памяти, внимания, умственной работоспособности, речи, логики мышления и эмоционально-волевой сферы ребенка. Методика обследования психических процессов выбирается психологом самостоятельно. Для определения эмоционально-волевой сферы ребенка используются задания, разработанные В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры».

Особое внимание при этом нужно уделяют следующим проблемам:

-  адекватность реакции детей на различные явления окружающей действительности;

-  различение и понимание детьми эмоциональных состояний других людей;

-  объем понимаемых и переживаемых ребенком эмоций, передача эмоционального состояния в речи, терминологическое обогащение языка;

-  проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Педагогическое обследование проводят педагоги группы, используя разные формы работы: наблюдения за состоянием и поведением ребенка; беседы с ним и родителями; анкетирование; дневниковые записи; образцы детских работ; интервью; дидактические и подвижные игры; итоговые занятия (их содержание предусматривает использование материалов предыдущей по возрасту группы). Педагог фиксирует степень самостоятельного выполнения задания детьми, занимая рефлексивную позицию. В ходе обследования выявляют индивидуальные особенности сна, аппетита, уровень развития умений и навыков, активную позицию работоспособности в течение дня; интересы детей, поведенческие реакции.       Вновь поступивших детей обследуют в присутствии родителей. Показатели фиксируются специалистами в картах и доводятся до сведения руководства дошкольного учреждения, воспитателей и родителей (в индивидуальном порядке). Результаты оценки физической подготовленности детей заносятся в сводные карты (указывается высокий, средний, низкий уровни), сравниваются с показателями утвержденных нормативов. Результаты могут обрабатываться в компьютере. В этом случае на основе полученных данных каждому ребенку выдается индивидуальная программа занятий физическими упражнениями на полугодие, что позволяет использовать специальные двигательные режимы как факторы естественного оздоровления. Кроме того, компьютерная программа дает аналитическую информацию о состоянии физической подготовленности любой возрастной группы, параллели групп, отдельно мальчиков и девочек, что поможет успешно корректировать работу в детском саду и семье.

2.3. Организация работы по взаимодействию с родителями

Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. Поэтому до сведения всех специалистов ДОУ доводятся особенности содержания работы с родителями по оздоровлению, развитию и воспитанию детей в учреждении (в зависимости от вида учреждения роль родителей существенно отличается). Рекомендации педагогическому персоналу по организации иного подхода в работе с родителями доводятся на консультативных, индивидуальных встречах в конце текущего учебного года. Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:

-  повысить педагогическую культуру родителей;

-  определить единые подходы в организации питания, сна, средств закаливания, в проведении культурно-гигиенических навыков, установлении времени для пребывания детей на свежем воздухе, проведении статических занятий, использовании электронных средств информации;

-  привлечь родителей к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач.

Первое, что необходимо сделать руководителю, это предварительно показать родителям условия, в которых будет воспитываться их ребенок; познакомить с содержанием работы ДОУ и наличием дополнительных услуг, а также с педагогами группы, в которую будет ходить малыш. Далее следует оформить и подписать договор, предварительно обговорив с родителями все его положения, особенно вопросы питания, оплаты, обеспечения детей спортивной формой (в соответствии с сезоном), время прихода в дошкольное учреждение. Важно, чтобы родители поняли необходимость постепенного введения ребенка в детский коллектив, для чего предложить им предварительно побывать с ребенком на разных занятиях, которые организуются в дошкольном учреждении для тех, кто готовится к поступлению в ДОУ. После этого целесообразно организовать для ребенка кратковременное посещение детского сада (занятие, прогулка, питание, сон). При благоприятной адаптации ребенка этот период может составить 2—3 недели.

Немаловажным для педагогов является вопрос знакомства с семьей своего воспитанника. Для этого рекомендуются следующие методы изучения семьи:

-  беседы с родителями (о составе семьи, об участии членов семьи в воспитании ребенка; о подготовленности родителей к совместному участию в воспитании, об особенностях в поведении их ребенка и др.), беседы с ребенком на темы, близкие его возрасту и интересам;

-  наблюдения за ребенком;

-  анкетирование (по любым интересующим педагогов вопросам);

-  посещение семьи;

-  изучение рисунков ребенка на тему «Моя семья».

Для проведения анкетирования родителей в помощь педагогам во время консультации или на стенде информации можно предложить следующие примерные анкеты.

 

 

Анкета 1

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на следующие вопросы:

-  Сколько лет вашему ребенку?

-  Как долго ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?

-  Вы получаете информацию о:

—  целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка?

—  режиме работы дошкольного учреждения (часах работы, праздниках, нерабочих днях)?

—  питании (меню)?

-  Проводится ли в дошкольном учреждении специальная работа по адаптации детей (беседа с родителями, пребывание их в группе в первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения и т.д.)?

-  Имеете ли возможность присутствовать в группе, участвовать в экскурсиях с детьми и других мероприятиях?

-  Получаете ли вы информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка, об изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках (информационный стенд, устные сообщения сотрудников)?

-  Вас лично удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т.д.), которые получает ваш ребенок в дошкольном учреждении?

Напишите ваши предложения по улучшению работы детского сада. Мы будем очень признательны, если вы вернете анкету заполненной.

Анкета 2

Общие сведения о ребенке и семье

-  Фамилия, имя, дата рождения ребенка.

-  Состав семьи.

-  Профессия родителей.

-  Образование отца и матери.

-  Материальное положение.

-  Бытовые условия.

-  Какой ребенок по счету в семье?

-  Какие болезни перенес ребенок?

-  С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?

-  Особенности воспитания ребенка в семье, его интересы.

-  Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка и где они хранятся (в специальном уголке; нет специального уголка, но игрушек достаточно; мало игрушек)?

-  Часто ли ребенок остается дома один (только с теми членами семьи, которые с ним занимаются; остается с членами семьи, но каждый занимается своим делом; часто остается один)?

-  Какие меры воздействия на ребенка используются в семье (поощрение, наказания, внушение, выговоры, объяснения, совместные обсуждения)?

-  Единодушны ли все взрослые члены семьи в приемах воспитания ребенка (единодушны, не всегда, разные подходы)?

-  Есть ли у ребенка навыки самообслуживания (навыки есть, навыки появляются только при напоминании, нет навыков)?

-  Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборке, накрывает на стол, ухаживает за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами и т.д. Ребенок старается все делать самостоятельно, частично обслуживает себя, за ребенка все делают взрослые)?

-  Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки.

-  Какие виды деятельности выполняет ребенок успешнее других (придумывание совместных игр, рассказывание сказок, историй, рисование, лепка, аппликация, пение, конструирование из кубиков)?

-  Назовите друзей вашего ребенка во дворе, детском саду.

-  Готовят ли ребенка к школе в семье (да, нет, укажите, как готовите)?

-  Какие качества вашего ребенка вы особенно цените (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)?

Анкета 3

Уважаемые родители!

В целях успешного воспитания ребят просим ответить на вопрос: чем занимаются в выходные дни мама, папа, ребенок?

Мама

Папа

Ребенок

     

 

Укажите наиболее частые занятия каждого члена семьи. Спасибо!

Анкета 4

Уважаемые родители!

Просим дать ответы на следующие вопросы:

-  Как вы объясните выражение «эмоциональный контакт родителя и ребенка»? Есть ли у вас эмоциональный контакт с ребенком: да, нет, трудно сказать (подчеркните)?

-  Какие средства воздействия на ребенка вы используете в общении с ним (подчеркните): просьба, замечание, указание, предупреждение, жест, мимика. Как часто вы ругаете или наказываете ребенка: часто, редко, трудно ответить (подчеркните).

-  Какое может быть самое большое наказание для вашего ребенка? Представьте, что вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват? Как вы поступите?

 

 

 

 

 

 

Примерный план работы с родителями па учебный год:

Сентябрь

-  Дни открытых дверей.

-  Консультации специалистов: психологов, логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре, инструктора по плаванию, педагогов групп.

-  Анкетирование.

Октябрь

-  Общее родительское собрание «О здоровье всерьез». Заведующая, врач.

-  Наглядная информация — ширмы: «Возраст строптивости» (1-я младшая группа); «Сто тысяч почему?» (младшая группа); «Хвалить или ругать» (средняя группа); «Как учить общаться» (старшая группа); «Психологическая готовность ребенка к школе» (подготовительная к школе группа).

Ноябрь

-  Консультации:

«Принципы воспитания» (1-я младшая группа); «Развитие потребности в общении в первые годы» (младшая группа); «Игра в общении дошкольника» (средняя группа); «Как помочь ребенку стать добрым» (старшая и подготовительная к школе группы).

-  Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья» (подготовительная к школе группа).

Декабрь

-  Неделя открытых дверей.

-  Консультации специалистов.        

-  Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья» (старшая группа).

-  Совместная работа с родителями на участке (оформление зимних участков).

-  Участие родителей в проведении новогодних елок.

Январь

-  Участие родителей в проведении зимних каникул.

-  Участие в празднике «Лыжня зовет».

-  Изготовление ширм «Пушкин — малышам» в старшей и подготовительной к школе группах.

-  Открытые занятия совместно с родителями по ознакомлению с окружающим, развитию речи и математике.

Февраль

-  Консультации: «Физическое воспитание детей в семье» (1-я младшая группа); «О детях с ослабленным здоровьем» (младшая группа).

-  Художественно-эстетическое воспитание дошкольников: концерт детей ДОУ; выставка детского творчества; ярмарка. Распродажа работ, сделанных руками детей и родителей.

-  Участие родителей в празднике «Масленица».

Информация о работе Развитие психофизических навыков дошкольников