Развитие психофизических навыков дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс психофизического развития в детей в ДОУ. Задачи:
1. рассмотреть организм ребенка как саморегулируемую и саморазвивающуюся систему; 2. проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности; 3. раскрыть особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ; 4. рассмотреть основные моменты практической деятельности по психофизическому развитию детей в ДОУ;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Психофизическое развитие детей в ДОУ……………………………...4
1.1. Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система……………………………………………………………………………..4
1.2. Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности……...7
1.3. Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ……14
Глава 2. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей в ДОУ………………………………………………………………………………18
2.1. Организационно-методическое обеспечение……………………………..18
2.2. Работа с кадрами дошкольного учреждения……………………………...22
2.3. Организация работы по взаимодействию с родителями…………………26
2.4. Медико-педагогический контроль…………………………………………34
2.5. Обследование эмоциональной сферы ребенка……………………………41
2.6. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ………………...46
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...57

Файлы: 1 файл

Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста.docx

— 245.97 Кб (Скачать файл)

 

Март

-  Консультации на темы: «Воспитание у детей внимания и усидчивости» (старшая группа); «Воспитание умственной активности в играх и на занятиях» (подготовительная к школе группа).

Апрель

-  Месяц открытых занятий.

-  Консультации врача, психолога, логопеда на тему «Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? »

Май

-  Круглый стол: результаты диагностических методик (участие специалистов ДОУ); наблюдения в природе.

-  Консультации на темы: «С ребенком на дачном участке»; «Здравствуй, лето!»; «Наблюдения в природе».

Большую роль играет наглядная информация для родителей.

Рис. 2. Разделы наглядной информации для родителей

 

 

2.4. Медико-педагогический контроль

Кроме работы по оказанию помощи педагогам, родителям, необходимо помнить и о функциях контроля за санитарно-гигиеническим состоянием мест пребывания детей, физической подготовленностью, уровнем физического, интеллектуального, эмоционально-нравственного развития.

Для этого в дошкольном учреждении организован ежедневный и периодический медико-педагогический контроль. Он проводится врачом или медсестрой совместно с заведующей или старшим воспитателем. Форма проведения зависит от темы контроля. Ежедневный контроль обязательно проводится в любом дошкольном учреждении. Ответственными могут быть старшая медицинская сестра, старший воспитатель или воспитатель группы. Самое главное следует определить, как подготовлены педагоги, все помещения, где будут находиться дети, в каком состоянии здоровья пришел каждый ребенок в детский сад. При неблагоприятных условиях воспитатели проводят осмотр детей. Одновременно ответственные за организацию контроля проверяют воздушный, температурный режим группы, ее санитарное состояние, а по окончании приема детей в тетради контроля делается запись готовности группы к работе.

Таблица 3.

№ п\п

Фамилия ребенка

Группа

Признаки недомогания

Подпись

         

 

Контроль за состоянием здоровья детей необходимо осуществлять как при организованных формах работы, так и в повседневной жизни. В течение дня эффективность этой работы зависит от условий, в которых проводятся занятия и находятся дети, соответствия содержания занятий и методов организации возрастным возможностям детей.      При проведении мероприятий по двигательной деятельности дошкольников педагоги обязаны подумать об одежде детей в соответствии с сезоном, погодой, местом проведения занятий и сообщить об этом родителям. Кроме того, нужно учесть воздушный и температурный режим. В физкультурном зале влажную уборку проводит помощник воспитателя группы перед каждым занятием.

При проведении медико-педагогических наблюдений важно отметить, на какой минуте от начала занятия у детей появились признаки рассеянного внимания (на занятиях познавательной деятельности) или они не наблюдались, а также признаки утомления (на занятиях двигательной деятельности). Одновременно фиксируется роль педагога, заметил ли он эти признаки у детей, какие действия предпринял или продолжал вести занятия. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает:

1.  Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники.

При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья, физического развития ребенка, его физической подготовленности, функциональных возможностей организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях на занятиях физических упражнений и различных видов закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания.

2.  Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организаций занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.

3.  Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.

4.  Санитарно-просветителъную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

В обязанности врача входят комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года. Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непосредственное участие, осуществляет также контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий. В годовом плане работы дошкольного учреждения предусмотрены дни совместного посещения групп врачом, заведующей, педагогом, медицинской сестрой с целью проведения контроля за общим двигательным режимом и организацией различных форм физического воспитания.           Для конкретного решения вопросов индивидуального подхода в физическом воспитании детей необходимо включать при сборе анамнеза ответы на дополнительные вопросы: наличие в доме спортивного уголка, спортивного инвентаря (санки, лыжи, коньки и т.д.), участие ребенка в спортивных секциях или занятиях совместно с родителями.   Для более всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические показатели, но и данные физической подготовленности и физической работоспособности ребенка:

-  измерение мышечной силы рук;

-  измерение силы мышц туловища;

-  жизненная емкость легких.

Физическая подготовленность характеризуется развитием у детей двигательных навыков и качеств (быстрота, скоростно-силовые навыки и качества, выносливость). Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого движения: при беге, прыжках, метании.

На основании данных профилактических осмотров и результатов обследований врачом проводится комплексная оценка состояния здоровья детей, которая базируется на четырех важнейших критериях:

-  наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии);

-  функциональное состояние основных систем организма;

-  резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям);

-  уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

Комплексная оценка состояния здоровья проводится врачами-педиатрами во время профилактических осмотров детей. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующей, старшим воспитателем.           Главное внимание уделяется двигательному, оздоровительному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

-  времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;

-  объема двигательной деятельности с использованием метода шаго-метрии для количественной оценки двигательной активности;

-  интенсивности двигательной деятельности, определяемой методом пульсометрии: подсчетом частоты сердечных сокращений (удары/ мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности. Возрастные потребности детей в движении в отведенное режимом время могут быть удовлетворены только при очень четкой организации двигательной деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений. При этом необходимо учитывать временные показатели. Общий временной объем организованной двигательной деятельности за неделю:

3—4 года — не менее 6—8 ч;

4  года — 8—10 ч;

5  лет— 10— 12 ч;

6  лет — 12—15 ч.

Таблица 4. Объем двигательной деятельности (по шагомеру количество движений)

Возраст детей

Теплое время, тыс.

Холодное время, тыс.

З года

4           года

5           лет

6           лет

7           лет

От11до12 12,5-13,5

14-15 15,5-17,5

18-20

9-9,5 10-10,5

11—12 12,5-14,5 14,5-17,5


 

Ниже (рис. 3, 4) приводятся бланк, заполняемые по результатам медико-педагогического контроля на физкультурном занятии и бланк педагогического анализа физкультурного занятия.  

2.5. Обследование  эмоциональной сферы ребенка

Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый подход.

Задание 1. Изучение особенностей использования детьми мимики (М) и пантомимики (П) при демонстрации заданной эмоции проводится индивидуально в двух сериях.

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое последующее эмоциональное состояние называют по мере выполнения предыдущего (табл. 5).

Выразительное исполнение ребенком того или иного эмоционального состояния обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.

Таблица 5

Фамилия, имя ребенка

Веселый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивленный

 

М

П

М

П

М

П

М

П

М

П

                     

 

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Каждое эмоциональное состояние героя ребенком также демонстрируется поочередно.

В табл. 6 записывают, какого персонажа (Пр) выбрал ребенок. В соответствующей графе знаком « + » отмечают, если ребенок достаточно выразительно передал образ героя.

Таблица 6

Фамилия, имя ребенка

Веселый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивленный

 

Пр

М

Пр

М

Пр

М

Пр

М

Пр

М

                     

 

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии заданий.

Задание 2. Изучение выразительности речи проводится индивидуально. Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком « + » в соответствующей графе табл. 7.

Таблица 7

Фамилия, имя ребенка

Веселый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивленный

                     
                     

 

Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передаче разных эмоциональных состояний.

Задание 3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. Проводится индивидуально. Ребенку показывают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления и предлагают ответить на вопрос: «Какое это лицо?» Ответы детей записывают в табл. 8.

 

  Таблица 8

Фамилия, имя ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивление

                     
                     

Информация о работе Развитие психофизических навыков дошкольников