Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:45, курсовая работа
Задачи исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- раскрытие сущности понятий «детское творчество», «творческое рассказывание по музыке»;
- проведение исследования по данной теме;
- обработка, анализ полученных результатов.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме обучения детей творческому рассказыванию о музыке.
1.1 Понятие и особенности детского творчества………………………….7
1.1 Значение музыки в развитии творчества детей ……………………14
1.3 Творческое рассказывание о музыке как одна из форм речевой творческой деятельности………………………………………………………..17
Глава II. Практическое исследование процесса развития речевого творчества на основе музыки.
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………21
2.2 Анализ результатов…………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………
Психологи (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Якобсон и др.) подчеркивают общественно-педагогическую ценность детского творчества, в процессе которого ребенок выражает свое отношение к окружающему миру. Это помогает раскрыть внутренний мир ребенка-дошкольника, особенности его восприятия представлений о жизни, его интересы и способности. В своем творчестве ребенок активно открывает в себе что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
Психолого-педагогические исследования доказали, что художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ребенку творить и принимает на себя функции, недоступные дошкольнику в силу его возрастных особенностей.
В развитии художественно-творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. Взрослый обучает ребенка специальным умениям и навыкам, которые, по мнению Н. А. Ветлугиной, являются основой развития творчества. Из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения наступает «спад творчества» (Е. А. Флерина). Только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня [15; 94-95].
Н.
А. Ветлугина отмечала правомерность
распространения понятия «
На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего, т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно, а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.
В развитии восприятия детей особую роль играет искусство. Оно помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов.
Данный
этап предшествует самой творческой
деятельности, однако развитие восприятия,
накопление художественного и жизненного
опыта тесно связаны с
Второй этап – собственно процесс детского творчества. Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Творческий акт проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л. С. Выготского, «творит в один прием».
Роль педагога – в создании радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и удовлетворяет внутреннюю потребность самовыражения в творчестве. Важно обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенку предстоит действовать, так как это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные работы.
Чтобы
ребенок непринужденно и
Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом[3; 36-37].
Итак, анализ положений о детском творчестве известных ученых Г. В. Лабунской, Б. М. Теплова, Е. А Флериной, Л. С. Выготского и др. позволили сформулировать определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т. п.), придумывания своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Под творчеством следует понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т. п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Из такого понимания художественного творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта[8; 10].
Сопоставление
обучения и творчества показало, что
они специфичны по своим мотивам,
результатам и методам
Творчество в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению, саморазвитию[17; 11].
Таким образом, мы можем отметить, что существуют различные мнения по поводу определения творчества, особенно детского, и его возникновения. Психолого-педагогические исследования доказали то, что роль взрослого в развитии детского творчества велика. Именно взрослый организует наблюдения, которые обогащают знания и впечатления ребенка, необходимые в процессе творчества, именно взрослый обучает ребенка специальным умениям и навыкам, являющимся основой творчества. Следовательно, процесс обучения необходим в развитии процесса детского творчества.
1.2 Значение музыки в развитии творчества детей.
Важное
место в художественно-
Музыка так же имеет важное значение в становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор[3; 3].
Значение музыки в жизни ребенка далеко выходит за пределы искусства. Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира. Взгляды ребенка на музыку неотделимы от его взглядов на жизнь вообще. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», - писал Д. Б. Кабалевский [14; 65].
Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.
Ребенку доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных мотивов и звуков на различных музыкальных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение способность развития музыкального дарования[9; 17].
Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем её многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувство и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию. С помощью музыкальных образов, комплекса мелодических, гармонических созвучий композитор выражает свои мысли, устремления.
Музыкальное искусство считалось в народной педагогике важным средством воспитательного воздействия на человека. Значение его в наши дни все более возрастает. В музыкальных произведениях, предназначенных для детей, авторы стремятся передать доступные их возрасту образы и представления о жизни.
Если произведение создано талантливым мастером и исполнено педагогом с любовью и вдохновением, оно доставит ребенку большую радость и запомнится надолго [3; 5].
Слушая музыку, дети знакомятся с художественными произведениями, разнообразными жанрами, яркими средствами выразительности.
Музыка
– это прежде всего язык чувств.
Знакомя ребенка с
Оставлять детей на уровне лишь общего восприятия вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной речи, они способны уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно-изобразительными средствами. Таким образом складывается определенная последовательность музыкальных тем: 1) какие чувства передает музыка? (жанр и характер произведения); 2) о чем рассказывает музыка? (программность и изобразительность); 3)как рассказывает музыка? (художественный образ и средства выразительности).
У ребенка в процессе развития музыкального восприятия изменяется интерпретация музыки – от бедных, единичных, сугубо конкретных ее характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развитым, богатым – в старшем[16; 63].
На
основе вышесказанного можно сделать
вывод о том, что музыка играет
свою роль в развитии детского творчества.
Она расширяет кругозор человека, вызывает
различные чувства, обогащает впечатлениями,
необходимыми для творческих проявлений,
его жизнь. Кроме того, музыка побуждает
ребенка к творческой деятельности, наполняет
ее яркими, богатыми образами.
1.3 Творческое рассказывание о музыке как одна из форм творческой речевой деятельности.
Одной их разновидностей творческой деятельности детей является литературное, или словесное, творчество.
Литературное (словесное) творчество позволяет ребенку преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад, и наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью – этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира[5; 63-64].
К старшему дошкольному возрасту у детей уже есть достаточно большой запас знаний об окружающей действительности, усложняется мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Ребята уже способны к простому, логически аргументированному комбинированию. Это способствует переходу на более сложную ступень формирования навыков повествовательной монологической речи, а именно к придумыванию творческих рассказов.[15; 93]