Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста на основе музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- раскрытие сущности понятий «детское творчество», «творческое рассказывание по музыке»;
- проведение исследования по данной теме;
- обработка, анализ полученных результатов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме обучения детей творческому рассказыванию о музыке.
1.1 Понятие и особенности детского творчества………………………….7
1.1 Значение музыки в развитии творчества детей ……………………14
1.3 Творческое рассказывание о музыке как одна из форм речевой творческой деятельности………………………………………………………..17
Глава II. Практическое исследование процесса развития речевого творчества на основе музыки.
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………21
2.2 Анализ результатов…………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

    Психологи (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Якобсон  и др.) подчеркивают общественно-педагогическую ценность детского творчества, в процессе которого ребенок выражает свое отношение к окружающему миру. Это помогает раскрыть внутренний мир ребенка-дошкольника, особенности его восприятия представлений о жизни, его интересы и способности. В своем творчестве ребенок активно открывает в себе что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

    Психолого-педагогические исследования доказали, что художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который  помогает ребенку творить и принимает  на себя функции, недоступные дошкольнику в силу его возрастных особенностей.

    В развитии художественно-творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. Взрослый обучает ребенка  специальным умениям и навыкам, которые, по мнению Н. А. Ветлугиной, являются основой развития творчества. Из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения наступает «спад творчества» (Е. А. Флерина). Только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня [15; 94-95].

    Н. А. Ветлугина отмечала правомерность  распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, ограничивая  его понятием «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа[1; 329].

    На  первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего, т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно, а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.

    В развитии восприятия детей особую роль играет искусство. Оно помогает ребенку  острее чувствовать прекрасное в  жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов.

    Данный  этап предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей  художественно-творческой деятельностью детей.

    Второй  этап – собственно процесс детского творчества. Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Творческий акт проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л. С. Выготского, «творит в один прием».

    Роль  педагога – в создании радостной  атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая  необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и удовлетворяет внутреннюю потребность самовыражения в творчестве. Важно обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенку предстоит действовать, так как это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные работы.

    Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными  средствами. Задача педагога – помочь ему в этом.

    Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом[3; 36-37].

    Итак, анализ положений о детском творчестве известных ученых Г. В. Лабунской, Б. М. Теплова, Е. А Флериной, Л. С. Выготского и др. позволили сформулировать определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т. п.), придумывания своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

    Под творчеством следует понимать и  сам процесс создания образов  сказки, рассказа, игры-драматизации, в  рисовании и т. п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения  задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).

    Из  такого понимания художественного  творчества становится очевидным, что  для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы  деятельности, которыми сами дети без  помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта[8; 10].

    Сопоставление обучения и творчества показало, что  они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретет истинно эстетический характер.

    Творчество  в свою очередь активизирует процесс  обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению, саморазвитию[17; 11].

    Таким образом, мы можем отметить, что существуют различные мнения  по поводу определения творчества, особенно детского, и его возникновения. Психолого-педагогические исследования доказали то, что роль взрослого в развитии детского творчества велика. Именно взрослый организует наблюдения, которые обогащают знания и впечатления ребенка, необходимые в процессе творчества, именно взрослый обучает ребенка специальным умениям и навыкам, являющимся основой творчества. Следовательно, процесс обучения необходим в развитии процесса детского творчества.

 

     1.2 Значение музыки в развитии творчества детей.

    Важное  место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одно из центральных составляющих воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста с другой. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б. М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве[14; 64].

    Музыка так же имеет важное значение в становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор[3; 3].

    Значение  музыки в жизни ребенка далеко выходит за пределы искусства. Музыка решительно вторгается во все области  воспитания и образования, являясь  могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира. Взгляды ребенка на музыку неотделимы от его взглядов на жизнь вообще. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», - писал Д. Б. Кабалевский [14; 65].

    Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.

    Ребенку доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных мотивов и звуков на различных музыкальных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение способность развития музыкального дарования[9; 17].

    Музыка  вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную  приподнятость или легкую печаль. Музыкальное искусство, отражая  жизнь во всем её многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувство и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию. С помощью музыкальных образов, комплекса мелодических, гармонических созвучий композитор выражает свои мысли, устремления.

    Музыкальное искусство считалось в народной педагогике важным средством воспитательного  воздействия на человека. Значение его в наши дни все более  возрастает. В музыкальных произведениях, предназначенных для детей, авторы стремятся передать доступные их возрасту образы и представления о жизни.

    Если  произведение создано талантливым  мастером и исполнено педагогом  с любовью и вдохновением, оно  доставит ребенку большую радость и запомнится надолго [3; 5].

    Слушая  музыку, дети знакомятся с художественными  произведениями, разнообразными жанрами, яркими средствами выразительности.

    Музыка  – это прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. Но дети всегда ждут и рассказа о содержании музыки, поэтому проявляют живой интерес к текстам песен.

    Оставлять детей на уровне лишь общего восприятия вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной речи, они способны уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно-изобразительными средствами. Таким образом складывается определенная последовательность музыкальных тем: 1) какие чувства передает музыка? (жанр и характер произведения); 2) о чем рассказывает музыка? (программность и изобразительность); 3)как рассказывает музыка? (художественный образ и средства выразительности).

    У ребенка в процессе развития музыкального восприятия изменяется интерпретация  музыки – от бедных, единичных, сугубо конкретных ее характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развитым, богатым – в старшем[16; 63].

    На  основе вышесказанного можно сделать  вывод о том, что музыка играет свою роль в развитии детского творчества. Она расширяет кругозор человека, вызывает различные чувства, обогащает впечатлениями, необходимыми для творческих проявлений, его жизнь. Кроме того, музыка побуждает ребенка к творческой деятельности, наполняет ее яркими, богатыми образами. 

 

     1.3 Творческое рассказывание о музыке как одна из форм творческой речевой деятельности.

    Одной их разновидностей творческой деятельности детей является литературное, или  словесное, творчество.

    Литературное (словесное) творчество позволяет ребенку  преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад, и наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью – этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира[5; 63-64].

    К старшему дошкольному возрасту у  детей уже есть достаточно большой  запас знаний об окружающей действительности, усложняется мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Ребята уже способны к простому, логически аргументированному комбинированию. Это способствует переходу на более сложную ступень формирования навыков повествовательной монологической речи, а именно к придумыванию творческих рассказов.[15; 93]

Информация о работе Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста на основе музыки