Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:45, курсовая работа
Задачи исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- раскрытие сущности понятий «детское творчество», «творческое рассказывание по музыке»;
- проведение исследования по данной теме;
- обработка, анализ полученных результатов.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме обучения детей творческому рассказыванию о музыке.
1.1 Понятие и особенности детского творчества………………………….7
1.1 Значение музыки в развитии творчества детей ……………………14
1.3 Творческое рассказывание о музыке как одна из форм речевой творческой деятельности………………………………………………………..17
Глава II. Практическое исследование процесса развития речевого творчества на основе музыки.
2.1 Организация и проведение исследования ……………………………21
2.2 Анализ результатов…………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Глазовский государственный педагогический институт
им. В. Г.
Короленко
Кафедра
дошкольной педагогики
Курсовая работа по педагогике
Развитие
речевого творчества
детей старшего дошкольного
возраста на основе
музыки
Глазов, 2010
Содержание
Введение………………………………………………
Глава I. Теоретические подходы к проблеме обучения детей творческому рассказыванию о музыке.
1.1 Понятие и особенности детского творчества………………………….7
1.1 Значение музыки в развитии творчества детей ……………………14
1.3
Творческое рассказывание о музыке как
одна из форм речевой творческой деятельности………………………………………………
Глава II. Практическое исследование процесса развития речевого творчества на основе музыки.
2.1
Организация и проведение
2.2
Анализ результатов………………………………
Заключение ……………………………………………………………..
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
В настоящее время творчество проникает в различные сферы деятельности человека: науку, промышленность, труд рабочего и т. д. Поэтому очень важно на современном этапе, подготавливая детей к жизни, к практической работе, научить их творчески мыслить.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, т. к. дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности [8; 5].
Исследования
современных педагогов и
В отечественной и зарубежной
педагогике и психологии
Как отмечает Т.Н.Доронова, у детей в возрасте 6-7 лет происходит резкое снижение интереса к творческой деятельности. Это можно объяснить тем, что в связи с общим развитием и накоплением своего опыта у детей появляется адекватная самооценка. Они стесняются своих работ, если что-либо не получается, отказываются показывать их окружающим. В результате у ребенка может появиться неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается на развитии его творческих способностей, а также и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.
И
всё же многие педагоги считают период
дошкольного детства
Не все родители понимают, как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман, указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе.
Для пробуждения и развития творческой активности ребенка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств достижения этих целей является обучение детей рассказыванию с элементами творчества[2; 33].
Немаловажное значение в развитии творчества детей имеет музыка. К ней дети проявляют интерес уже с младенчества, ведь ребенок в колыбели уже прислушивается к мелодичным напевам, когда мать поет ему песни. С возрастом ребенок уже может почувствовать музыку, понять, о чем поется в том или ином музыкальном произведении, но не всегда это он может выразить. Поэтому необходимо учить ребенка слушать музыку, представлять образы и передавать их другим в словесном содержании, делиться своими чувствами. При всем при этом возникает необходимость обучения детей творческому рассказыванию о музыке.
Проблема исследования заключается в изучении влияния музыки на речевое творчество детей.
Противоречие исследования. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития творчества детей дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, не раскрыты возможности развития творчества дошкольников в условиях взаимосвязи музыкальной и речевой деятельности.
Цель исследования: выявить влияние музыки на процесс развития речевого творчества.
Объект исследования: процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста на основе музыкальных произведений.
Предмет исследования: музыка как средство стимулирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что использование музыки может стимулировать процесс создания творческих рассказов детьми.
Задачи исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- раскрытие сущности понятий «детское творчество», «творческое рассказывание по музыке»;
-
проведение исследования по
- обработка, анализ полученных результатов.
Методы исследования.
В ходе нашей работы были использованы следующие методы: анализ литературных источников, обобщение теоретического материала, метод беседы, анализ продуктов детской деятельности.
База исследования: исследование проводилось на базе ЦРР «МДОУ № 55» г. Глазова. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме обучения детей творческому рассказыванию.
1.1 Понятие и особенности детского творчества.
Приобщение растущей и развивающейся личности к творчеству – одна из важнейших задач, которая всегда стояла перед обществом и остается актуальной сегодня. Над ее решением работают ученые и практики, учителя, психологи и родители. Одно из главных условий развития детского творчества – приоритетное внимание к игровой, учебной, художественно-речевой, театральной, музыкальной и другим видам деятельности[14; 64].
Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей. Именно в этом возрасте возникают все виды художественной деятельности, появляются первые попытки самостоятельного сочинения.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др.).
Детское творчество – еще не есть собственно художественная деятельность, это, в первую очередь, сомоопределение ребенка в сложной ситуации общественных отношений. В творчестве он усваивает себя, свой опыт, опыт своих отношений с окружающим миром, с миром детей и взрослых[14; 65].
Существуют различные мнения по поводу источников возникновения творчества детей. Одни исследователи (К. Н. Вентцель, А. В. Бакушинский и др. ) считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка, т. е. они рассматривают творческие способности как возникшие спонтанно. Следовательно, они неуправляемы, педагогически направленное формирование на них невозможно. Другие исследователи (Г. В. Лабунская, В. А. Левин и др.) считают источниками творчества окружающую жизнь, искусство. В связи с этим для развития детского творчества необходимы создание соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приемам творческой работы.
В одних случаях педагогические условия формирования детского творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружения. В других случаях вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы детей решался слишком прямолинейно и жестко.
Движение данной проблемы к своему оптимальному решению было не гладким. Как отмечала Е. А. Флерина, все споры о детском творчестве упирались в то, что понимать под детским творчеством.
Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: «… творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:
- творчество есть общественное явление,
-
его глубокая социальная
По мнению психологов, творчество – это деятельность, в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Творчество характеризуется двумя показателями: оно должно представлять ценность и давать совершенно новую продукцию.
Соответствуют ли данным показателям детские сказки, рассказы, стихи? По данным исследований, проведенных под руководством Н. А. Ветлугиной, полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Творческий процесс взрослого и ребенка различен[15; 93-94].
По мнению Выготского, при создании
произведений дошкольники