Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2)Изучить особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста;

3) выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

Глава 1.Теоретические ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

1.1. Лингвистические основы формирования словаря……………..4

1.2. Особенности восприятия поэтических произведений детьми дошкольного возраста ……………………………………………………. 7

1.3.Вопросы формирования словаря в процессе ознакомления с художественной литературой в педагогической литературе…………13


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Особенности словаря детей дошкольного возраста…………………20

2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших дошкольников…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….29

список литературы………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ( КОЛЛЕДЖ)ОРИГИНАЛ.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

 

Глава 1.Теоретические   ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  СЛОВАРЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ  В  ПРОЦЕССЕ  ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРОЙ

 

1.1. Лингвистические  основы  формирования  словаря……………..4

 

1.2. Особенности восприятия  поэтических произведений  детьми  дошкольного возраста ……………………………………………………. 7

 

1.3.Вопросы  формирования  словаря  в  процессе  ознакомления  с  художественной  литературой  в  педагогической  литературе…………13

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО  ИЗУЧЕНИЮ  СЛОВАРЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1.Особенности словаря  детей  дошкольного  возраста…………………20

 

2.2.Выявление эффективности предложенной методики по развитию словаря старших    дошкольников…………………………………………26

Заключение……………………………………………………………….29

 

список  литературы………………………………………………….31

 

приложение……………………………………………………………35  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Кр.строка по всему тексту + формат+интервал

Актуальность исследования.

     Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

   Речь детей формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием детей и служит показателем его общего развития. Усвоение детьми  родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и   языкового развития  детей.

С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопленные предыдущими поколениями знания, которые составляют основу интеллектуального развития.

       Развитие  речи является одним из самых  важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей,  оно самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.       

 

     Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом, овладение которым составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

 

     Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Обогащение словаря  происходит, в  первую  очередь,  за  счёт  общения  употребительной  лексики (названия  предметов, признаков  и  качеств,  действий,  процессов  и  др.). У  детей  слово  не  всегда   связано  с  представлением  о  предмете,  они  часто  не  знают  точного  наименования  предметов. Поэтому   сюда  входят  углубление  понимания  уже  известных  слов,  наполнение  их  конкретным  содержанием,  на  основе  точного  соотнесения  с  объектами  реального  мира,  дальнейшего овладения  обобщением,  которое  в  них  выражено, развитие умения пользоваться  общеупотребительными  словами.

    Развитие словаря  способствует успешному обучению  русскому языку в начальной  школе. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему овладеть умениями и навыками, которые подводят к усвоению грамоты в школе.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М. Струниной, В.И.Яшиной и др.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

   Художественная  литература  играет  огромную  роль  во  всестороннем  воспитании  детей. Особенно  следует  подчеркнуть  её  значение  для формирования  нравственных   чувств  и  оценок,  норм  нравственного  поведения,  воспитания  эстетического  восприятия  и  эстетических  чувств,  поэтичности, музыкальности.

Произведения  литературы   способствуют  развитию  речи,  дают  образцы русского  литературного   языка.

Большое значение в культуре детства традиционно  придается литературе для самых  маленьких.

Создавать произведения для малышей труднее, чем для читателей других возрастов, успех здесь достигается 

филигранным  мастерством и уникальным, «детским» талантом писателя. Произведение для малышей часто представляется очень простым, чуть ли не примитивным, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приемов и средств.

Одной  из  уникальных  детских  писателей   была  Агния  Львовна  Барто. Произведения Агнии Львовны Барто - это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим.

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Она очень любила детей, постоянно с ними общалась, узнавала их характер, и свои наблюдения выражала в виде стихотворений.

Дети любят эти стихи за то, что перед ними, как в волшебном зеркале, отражены их детские годы, они сами, их восприятие мира, их переживания, чувства и мысли.

Современный ребенок живет и растет уже не в том мире, в каком росли его деды и даже отцы. Вернее, и в том и не в том. И вот это сочетание прошлого и настоящего, извечного и сегодняшнего - задача подлинной поэзии для детей, то, что делает стихи неустаревающими, всегда живыми и нужными людям.

Этот счастливый дар - постоянства и изменчивости - читатель, и взрослый и ребенок, находит у Барто. В ее стихах, всегда по-хорошему злободневных, - приметы нашего времени, актуальные события детской жизни; но не только в них смысл и значение ее поэзии - а и в той жизнеутверждающей основе, на которой родились эти стихи, в разлитой в них доброте и чистоте.

Поэтическое дарование Агнии Барто уже давно получило признание читателей, маленьких и больших. Общественная позиция Барто определилась с первых ее шагов в литературе: современность - ее главная тема, дети - основные герои, воспитание высокой гражданственности - ее постоянная задача, понятая очень широко и решаемая по-своему, разнообразно и свободно.

Верность этой позиции, политическое и педагогическое чутье, своеобразная, сразу отличаемая от всех интонация живой разговорной речи, неподдельный детский словарь, жизнерадостные ритмы и юмор сделали ее одним из любимейших авторов.

   Постоянное живое общение Барто с детьми вносит в ее стихи то новое, что вносит время в нашу жизнь. Именно потому стихи Барто так точно закрепляют все характерное для разных лет, что пережито детьми нескольких поколений, что занимало их ум, будило их чувство. Стихи Барто - это страницы детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто давно выросли с тех пор, как она начала писать для детей.

 

  Проблема исследования: каковы условия эффективного развития словаря детей  старшего  дошкольного  возраста в процессе знакомства с творчеством А.Л.Барто?

 

   Решение проблемы является целью исследования. 

   Объект исследования: словарь детей старшего дошкольного возраста. 

   Предмет исследования: развитие словаря  детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством А.Л.Барто.  

  Гипотеза:

Развитие  словаря  детей  старшего дошкольного  возраста  будет  эффективным при  следующих условиях:

- совместная  работа  родителей  и  педагогов  ДОУ  по  развитию  словаря  детей;

- отбор  лексического  материала в  соответствии  с  возрастом  детей;

- если лексическая работа в процессе знакомства с творчеством А.Л. Барто  будет осуществляться в разных видах деятельности.

 

 Задачи исследования:  

1) Изучить  теоретические  основы формирования словаря  дошкольников в  процессе  ознакомления  с  художественной  литературой; 

2)Изучить   особенности  восприятия  поэтических  произведений  детьми  дошкольного возраста;

 

3) выявить особенности словаря детей  старшего  дошкольного  возраста.

Для  решения  поставленных  задач  использовались   методы:

-теоретический анализ  лингвистической, психолого-педагогической,  методической  литературы;

- наблюдение;

-беседа;

-констатирующий, формирующий  и контрольный эксперименты;

- статистическая  обработка  экспериментальных  данных.

 

Практическая значимость исследования: Материалы исследования могут быть использованы в работе воспитателя  ДОУ, а так же могут быть полезны для родителей детей дошкольного возраста и студентов педагогических учебных заведений.

Структура  исследования:  Выпускная  квалификационная  работа  состоит  из  введения, двух глав,  заключения, списка  литературы, приложения.

Экспериментальная  база: ГОУ  Центр  Развития  ребёнка - детский  сад № 953 г. Москвы  ЮАО.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

 

  1.1.Лингвистические основы формирования словаря

 В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учится в школе, понимать литературу, телевизионные и  радиопередачи. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает формирование словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Формирование словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленный народом в процессе его истории.

      Слово - единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь, прежде всего, опирается на владение достаточным словарным запасом.[28]

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, стоит обратиться к характеристике слова, его роли в языке и речи.

 

     В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексических, грамматических значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе его активного использования в речи.

       Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексическое значение – сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладеть речью как средством обобщения и орудием мышления. Значение слова имеет сложное строение. Во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В семантике слова различают и вторую сторону – систему абстракций и  обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нем выражается. Например, слово стол указывает на определенный предмет – «стол», но вместе с тем выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня «стил», «постилать», «настилать», а также обозначает стол любой формы, любого вида.

Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности