Развитие речи с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить педагогические условия, способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1.Выявить особенности развития речи в дошкольном возрасте.
2.Проанализировать эффективность формирующей работы по развитию речи дошкольников.
3.Разработать мероприятия по совершенствованию организации речевого развития дошкольников.
Объект курсовой работы: дети дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: 

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.

В современных условиях функционирования и развития системы  народного образования как никогда  остро стоит задача повышения  эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача развития речи дошкольников.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, что и подтверждает актуальность темы курсовой работы.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, АН. Гвоздев, ВВ. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М. Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

Цель курсовой работы: определить педагогические условия, способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста.

В ходе работы следует  выполнить ряд задач:

1.Выявить особенности развития речи в дошкольном возрасте.

2.Проанализировать эффективность формирующей работы по развитию речи дошкольников.

3.Разработать мероприятия  по совершенствованию организации  речевого развития дошкольников.

Объект курсовой работы: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: разработка путей совершенствования речевого развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: целенаправленная формирующая работа посредством игр и лексических заданий будет способствовать развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.

В работе использовалась научная и учебная и научная  литература по педагогике, развитию речи. В работе использовались методы эксперимента, статистические и математические методы

Курсовая работа состоит  из двух глав, заключения–вывода и  списка используемых источников.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Проблема развития речи дошкольников: обзор литературы

 

Вопросы развития речи широко освящены в психолого–педагогической литературе.

Так, Т.Н.Ушакова подчеркивает, что «развитие общего механизма речи дошкольника опирается не столько на усвоение воспринятых слов, сколько на продуктивный принцип формирования языка. При этом происходит саморазвитие языковой системы в детской голове, обеспечивающее поразительно быстрое становление речи ребенка» [19, с. 112].

Раскрывая структуру, которую  имеет любое детское речевое высказывание, А.А.Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов [11, c.39]. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство приобретения речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому–то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка [11, c.43].

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения. Специалистам по методике развития речи доставляет истинное наслаждение чтение работ Ушинского, какой бы раздел ни анализировался: усвоение фонетики, лексики, грамматики или развитие связной речи, обучение письму, чтению, иностранному языку. Причем каждой из этих сторон речевого развития дана глубокая характеристика и найдены такие методы обучения, которые интересны ребенку, понятны ему, которые подводят его к свободному владению родной речью [9, c.87].

Большое значение работе с живым словом придавала Е.А.Флерина, считая, что «рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи». Она подчеркивала: как в вопросах содержания, так и в формах словесного материала совершенно необходимо учитывать особенности восприятия детей разного возраста. При этом особое значение Флерина придавала образности речи, чтобы словесный материал вызывал в воображении ребенка ясные представления, четкие образы и затрагивал его эмоционально. Разговор с ребенком дает возможность индивидуального воздействия на него, чтобы установить с ним контакт и влиять на развитие его речи. Разработанная Флериной методика проведения бесед широко используется в практике работы дошкольных учреждений как для расширения представлений и знаний детей об окружающей их жизни, так и для развития диалогической формы речи [22].

Все вопросы обучения рассказыванию исследовались учеными–педагогами в разных направлениях: методика обучения пересказу разрабатывалась Е.Ф.Лукиной и Р.И.Габовой, систему работы по обучению творческому рассказыванию создавали в разные годы А.М.Дементьева (Бородич), Н.А.Орланова, Э.П.Короткова, разнообразные аспекты развития связной речи изучали Н.Ф.Виноградова, Л.В.Ворошнина, Н.И.Кузина, Т.И.Гризик и др.

Большую роль в развитии связной монологической речи (шире – словесного творчества) многие исследователи  отводили вопросам восприятия художественной литературы (А.В.Запорожец, О.И.Никифорова, Н.С.Карпинская, А.Е.Шибицкая, Л.Я.Панкратова, С.М.Чемортан, Л.М.Гурович). При этом некоторые из них рассматривали связи и отношения героев произведения, понимание его композиции (Е.В.Бодрова, Н.В.Захарюта). Очень важны и эмоциональный аспект восприятия литературного произведения (А.Д.Кошелева, Л.П. Стрелкова), и составление плана произведения с помощью пространственного моделирования (О.М.Дьяченко, И.Л.Базик).

В каждом из этих исследований в определенном аспекте изучались  вопросы формирования связной речи (в широком смысле слова – словесного творчества).

Согласно программы «Пралеска» основная цель развития ребенка раннего возраста: развитие его потребности в общении и формирование способов его взаимодействия со взрослым человеком.

Общие задачи детей группы «Малыши» следующие:

  • использовать все режимные и бытовые ситуации для развития речи;
  • обогащать пассивную речь ребенка, расширять запас понимаемых слов, обозначающих близких людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка), их имена, части тела человека и животных; предметы в комнате и вне ее (некоторые их качества, цвет, размер), несколько знакомых животных и их действия, растения жилых помещений, трудовые действия; в пассивный словарь ребенка вводить слова и фразы, раскрывающие понятные ему бытовые ситуации, игровые действия;
  • приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания относительно поведения («можно», «нельзя», «нужно»), взаимоотношений с другими детьми («помоги», «подвинься», «не мешай», «отдай игрушку») и выполнять несложные поручения («принеси шапочку», «подними платочек»);
  • содействовать пониманию художественного слова, произведений малых форм фольклора (доступных для детского восприятия); побуждать находить, узнавать их героев в иллюстрациях книг;
  • формировать собственную активную речь ребенка, создавая для этого благоприятные условия; стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в языковой среде;
  • формировать умение воспринимать белорусскую речь; обучать восприятию и воспроизведению простых произведений на белорусском языке;
  • поощрять любые доступные ребенку речевые проявления (вокализации, звукоподражания, проговаривания слов, простых предложений из двух–трех слов);
  • побуждать пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими, задавать вопросы («Что это?», «Кто это?»), а к концу второго года – рассказывать в нескольких словах об увиденном;
  • побуждать отвечать на вопросы о воспринимаемом сейчас 
    и виденном ранее, задавать вопросы; высказываться об 
    игрушках, об изображенном на картине, о прослушанном 
    литературном произведении (к трем годам говорить фразами из трех–пяти слов) [15, c.67].

Группа «Почемучки».

Общие задачи развития речи:

  • поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка (обращение с просьбами, предложениями ко взрослым и сверстникам, использование речи в игровой и других видах деятельности);
  • содействовать различению детьми белорусской и русской речи; побуждать к воспроизведению коротких литературных произведений на белорусском языке, к разыгрыванию их; знакомить с часто употребляемыми формулами белорусского этикета и стимулировать к их использованию (в адекватных ситуациях);
  • развивать коммуникативные способности детей, содействовать их использованию для самоутверждения ребенка среди сверстников [15, c.139].

Задачи развития словаря:

  • обогащать словарь значимым для познавательной формы 
    общения запасом слов, обозначающих новые предметы,
  • их свойства и качества, в том числе эстетические, действия, существенные признаки и т. д.;
  • содействовать формированию отдельных видовых понятий 
    (чашка, кружка, стакан; куртка, пальто, шуба и т. п.), навыков употребления в самостоятельной речи некоторых обобщающих слов (фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель и др.);
  • содействовать введению в словарь дошкольников слов, обозначающих некоторые этические качества людей (внимательный, добрый, аккуратный), интеллектуальные и волевые действия (подумал и решил, постарался и т. п.), значимых для овладения внеситуативно–личностным общением;
  • способствовать формированию элементарного осмысления некоторых собственно словесных отношений (антонимии: сырая вода – кипяченая вода; сырая погода – сухая погода; синонимии: идет – шагает; бежит – мчится, несется; маленький – малюсенький; многозначности некоторых слов: ножка стула, ножка стола, ножка у гриба, ножка ребенка; иголка швейная, елочная, сосновая, у ежа на спинке, для уколов);
  • воспитывать интерес к происхождению слова («Почему так называются повар, водитель, учитель?»), умение замечать и желание узнавать, что означает новое, незнакомое слово;
  • содействовать развитию понимания смысла загадок, некоторых пословиц.

Развитие речи в группе «Фантазеры».

Общие задачи:

  • приобщать дошкольников к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним;
  • развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх и других видах деятельности, учить пользоваться неречевыми средствами коммуникации – жестами, мимикой, движениями;
  • стимулировать общение на белорусском языке [15, c.237].

Таким образом, можно  сделать вывод, что проблема развития речи детей дошкольного возраста издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них мы находим свое понимание проблемы обучения речи, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии речи детей дошкольного возраста.

Информация о работе Развитие речи с детьми дошкольного возраста